Теоретические основы воспитания подрастающего поколения базируются на понимании воспитанника как Человека, становящемся в сфере образования, Человека во всем своем многообразии, соответственно, подходы к его воспитанию связаны со знаниями о человеке в различных науках. Антропологический подход, введенный в педагогику К.Д. Ушинским, дает возможность взглянуть на воспитание комплексно, ставит перед необходимостью учитывать значение духовной жизни общества, экономического развития страны и региона, экологических и социальных проблем при формировании образовательных сред, создании воспитательных систем.
Согласно В.И. Слободчикову, образование – это «всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им человеческого образа во времени истории и пространстве культуры, человека, способного к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию» [4, с. 7]. Соответственно, развитие сущностных сил человека, достижение им самости происходит в процессе проживания своей жизни,что включает обучениекак освоение исторического опыта, социализациюкак усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм общества, развитиекак процесс и результат социализации. Воспитаниеделает личные достижения конкретными и точными в контексте социально значимых ценностей социума через возможности воспитательной среды и созданных отношений. Таким образом, воспитание – это целенаправленная деятельность по созданию оптимальных условий развития личности через освоение социально-культурных ценностей общества.
Антропоцентрическая парадигма образования и гармонизация взаимоотношений общественно ориентированного и индивидуалистического типов воспитания [1, с. 6] – основные тенденции сегодняшнего образования. При организации образовательных процессов уделяется внимание уникальности личности, «субъект-субъектному» характеру взаимодействия их участников. Научная основа подхода – гуманистическая психология. Развитие личности и индивидуальности человека в системе образования – смыслоопределяющая константа. Требования к воспитательной системе образовательного учреждения, исходящие их этого смысла, заключаются в обеспечении условий свободного развития личности, а значит и ее индивидуальности. Развитие самости учащихся, становление субъективности – психологическая составляющая целеполагания образовательного учреждения.
Становление субъективности личности непосредственно связано с ее духовным ростом. Духовностьчеловека отражает его нравственную позицию, отношение к высшим социальным и культурным ценностям, идеалам общества. Достижение самости (субъективности) – достижение духовности, где духовность рассматривается не только как содержание общепринятых норм и ценностей, но и развитие высших форм индивидуальности человека, его неповторимости и, следовательно, значимости в историко-культурном контексте. Воспитательная система способствует формированию собственной позиции на основе определенных ценностей. Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Оно является степенью ценности личности для себя в глазах других и составляет важную характеристику бытия человека в сообществе. Достижение достоинства как смысл воспитания личности – проблема педагогики в ее культурно-историческом аспекте.
Системность условий воспитания отражает практическую сторону целеполагания, в отличие от глобализма его смыслов (достижение самости и достоинства). В целом, мы имеем две стороны целей воспитания: цели-смыслы (идеалы) и цели-стратегии, определяющие направления, приближающие к цели-идеалу (Т.Б. Лихачев). Цели-стратегии разбиваются на конкретные задачи, исходя из особенностей педагогического проектирования конкретного образовательного учреждения и с учетом возрастных особенностей воспитанников (соотношение с типом ведущей деятельности по возрастной периодизации Д.Б. Эльконина и ступенями развития субъекта человеческой общности по В.И. Слободчикову).
Результат «образовательных усилий» учреждения – модель выпускника, в которой отражены потребности и ожидания социума. Уровнем достижения результата определяется качество образования (обучения и воспитания), в том числе через понятие компетенции: социальные, межкультурные, компетенции саморазвития. Приобретение компетенций, достижение самости и достоинства непосредственно связано c активностью ученика и его включенностью в деятельность. Деятельностькак особая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное сохранение и изменение (А.В. Мудрик), обладает большим потенциалом для развития, задатков и способностей человека и их реализации, который реализуется при условии статуса человека как субъекта деятельности и направленности на удовлетворение потребностей в сотрудничестве и достижении.
Требования к качествам личности выпускника образовательного учреждения постоянно меняются, возрос спрос на самостоятельных, компетентных, творческих людей, имеющих нестандартные взгляды на решение проблем; способных быть адекватными требованиям общества с потенциалом опережающего развития. Воспитание такой личности возможно при условиях: 1) одной из доминант воспитания необходимо признать активность, а значит личную свободу субъектов воспитания, воспитание «свободоспособности» личности — готовности самостоятельно принимать адекватные решения личностного и общественного характера; 2) воспитательные процессы, как социальные явления, не возможны без включения субъектов воспитания в коллективную деятельность, где на первый план выходит понятие референтности личности, ее статус в группе и способность оценивать и изменять свои социальные позиции (роли). Основой социализации индивида, итогом должна стать воля к свободоспособности, является его способность (или стремление) к самоактуализации. Таким образом, референтность напрямую связана с понятием свободоспособность. Именно через деятельность, определяемую жизненными ценностями, происходит выбор социальной группы, в рамках которой человек реализует свои способности.
Главная трудность жизненности концептуальных основ воспитания - проблемы становления воспитательных систем образовательных учреждений, прежде всего, значение педагогических коллективов в становлении воспитательных систем, их коллективная позиция относительно возможности сообществ взрослых и детей, их понимание «свободоспособности» юных граждан. Большинство современного учительства не готово к такой постановке вопроса, именно поэтому необходима серьезная кадровая работа по формированию новых профессиональных установок менеджеров образования и педагогов по отношению к ребенку и его месту в образовательном учреждении. Инновациям воспитательной системы учреждения должен предшествовать анализ готовности учителей, детей, родителей к возможным изменениям. В зависимости от вариантов степени готовности, определяется целеполагание учреждения и характер инноваций воспитательной системы. Осуществлять системные изменения в образовательных учреждениях невозможно без учета особенностей профессиональной культуры менеджеров образования и педагогов. Следуя определению профессиональной культуры – опыт профессиональной деятельности, сохраняемый в различных культурных формах (Л.И. Фишман), принимая во внимание и тот факт, что профессиональная культура является частью культуры общества, ясно, какое особое место в формировании воспитательных систем занимает формирование новых элементов профессиональной культуры их организаторов.
«Инвентаризации» воспитательных элементов образовательных учреждений, анализ их нынешнего состояния в соотнесении с целями создания (идеалами) и развития (стратегическими) обращает внимание на дополнительное образование как на часть общего. Воспитательное значение дополнительного образования, по сравнению с базовым, традиционно преувеличивается, учитывая его возможности мягкой регламентации образовательной деятельности в формировании содержания образования, моделирования воспитательных систем и направлений деятельности в рамках этих систем. Эффективной основой любого воспитывающего сообщества может стать дополнительное образование — общее дело и отношения по поводу этого дела [2, с. 74–78].
Основой воспитательной системы являются сообществасубъектов воспитания, действующие в заданных образовательных (воспитательных) средах. Образовательная среда является основополагающей для формирования сообществ в образовании. И наоборот, сообщества определяют образовательную среду. «Общественному» всегда придавалось особое значение в образовательных системах. Понятие «сообщество» появилось как термин нового образования, подчеркивающий совместность, организованность, общее дело, общественный (социальный) фактор влияния на развитие личности. Важно отметить, что сообщество — явление многоуровневое и многозначное и включает: общество в целом как метасистему с включенным в него образованием; совокупность локальных сообществ на уровне регионов и муниципальных образований; сообщества, образующие отдельные образовательные системы и учреждения; сообщества как малые группы, общности, коллективы. Особе значение придается и общественной жизни в образовательных учреждениях, детским и молодежным общественным организациям, ученическому самоуправлению. Воспитательная значимость детского общественного объединения состоит в том, что оно способно удовлетворить интересы ребенка, его социальные потребности, предоставить возможность быть принятым детским сообществом, стать значимым для других, найти защиту от агрессивности сверстников и взрослых, попробовать быть гражданином. Участие в социальном проектировании, школьном самоуправлении– важная часть социализации личности ребенка.
Социально-педагогическая деятельность образовательного учреждения по месту жительства, работа с семьями воспитанников – часть изучения проблем образовательных сред и сообщества.Значение детской, подростковой и молодежной субкультуры для развития личности, особенности окружающей ее среды заставляют пристальнее обратить внимание на участие педагогов микрорайона (города, села), образовательного учреждения в целом, на организацию и коррекцию процессов, происходящих в этой среде, привлечение родителей к активному включению в деятельность в рамках воспитательной системы.
Отсроченность результатов воспитательных усилий образовательного учреждения обуславливает сложность критериальной структуры и ее неоднозначность. Воспитательная система учреждения создается на основе комплексного учета макро-, мезо- и микропозиций: универсума социокультурных ценностей, государственного и общественного заказа к системе образования, возможностей педагогического проектирования конкретного образовательного учреждения. Критерии оценки эффективности воспитательной системы напрямую связаны с критериями формирования системы: то, что заложено в основе деятельности – должно получиться в результате [3]. И это требует отдельного внимания и изучения.
Литература:
1. Зимняя И. А. Проблема современного образования в России (состояние, пути решения) [Текст] / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Н. А. Морозова. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 82 с.
2. Искрин Н. С. Образовательный комплекс как актуальная форма объединения ресурсов общего, профессионального и дополнительного образования [Текст] / Н. С. Искрин, Т. А. Чичканова // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – № 3-2. – С. 74-78.
3. Искрин Н. С., Комаров В. В., Черноиванов В. Б. Проблемы оценки качества воспитания в образовательных учреждениях через призму формирования образовательного пространства: Учебное пособие / Под ред. В.В. Комарова. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2004. – 120 с.
4. Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Ученые записки. – 2010. – Т. 3. – Сер. Психология. Педагогика. – № 2 (10). – С. 3–8.