Воспитательный потенциал православной педагогики
Автор: Бородина Елена Николаевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 4528 раз
Библиографическое описание:
Бородина, Е. Н. Воспитательный потенциал православной педагогики / Е. Н. Бородина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1424/ (дата обращения: 24.12.2024).
«Христианское воспитание соединяет в
себе все то, к чему стремятся педагоги, и
только оно вполне достигает тех целей,
какие педагоги ставят для воспитания».
Священномученник Фаддей,
архиепископ Тверской «Записки по дидактике».
Современный период в нашей истории и образовании – это время, когда произошла смена ценностных ориентиров и общественных идеалов. На рубеже веков, в которых пришлось жить нам и нашим детям, вследствие крупных социально – политических изменений произошли глобальные перемены и в человеческом сознании, и во всем государственном укладе.
В период смены ценностных ориентиров нарушилось духовное единство общества, изменились жизненные приоритеты молодежи, произошло разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. То, что переживает сегодня Россия можно назвать системным кризисом, т.к. негативные изменения затронули все стороны общественного и государственного устройства: экономики, политики, демографии, мировоззрения образования.
В современной России да и во всем мире, образованию отводится ведущая роль, как гаранта и важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Человеческий ресурс всегда являлся главной и важнейшей государственной, общественной, экономической и культурной ценностью. Модернизация общества и образования не может происходить за счет недооценивания этого приоритетного значения, человека как ценности. Важнейшей задачей педагогики сегодня становится формирование и укоренение новой мировоззренческой основы в содержании образования. Мы знаем одну неоспоримую истину, что воспитание должно опережать образование. Только при такой иерархии можно рассчитывать на нравственных врачей, учителей, продавцов, служащих полиции, президента. «Человек образованный, но не воспитанный, это страшное дело, потому что, обладая нравственными устоями, он будут и в науке и в жизни поступать безнравственно» [5, с.157].
Как же современная школа решает проблему воспитания? То, что эта проблема в современной педагогике стоит достаточно остро, никто оспаривать не будет, в социокультурном плане проблема воспитания уже давно приняла ужасающий характер. Собственных ресурсов развития в этом направлении в образовании либо нет, либо оно так запутано в новой либеральной идеологеме, что фактически бессильно. Чаще всего школа заменяет воспитание пристойным проведением досуга. Этим в основном и занимаются классные руководители, завучи по воспитательной работе. А там куда выведет, вспомним недавний скандальный случай на детском празднике в Челябинске.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010» в качестве важнейших качеств, которыми должен обладать современный выпускник общеобразовательной школы, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое место поставлены такие качества как духовность и нравственность. По определению В. И. Даля, духовность – все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, а нравственность – это внутренние духовные качества, этические нормы, правила поведения, которыми руководствуется человек. Эти качества в русском сознании всегда почитались как главные.
Мировоззрение русского человека как живая составляющая всей нашей культуры и всего исторического процесса много веков было укоренено в вере, сращено с жизнью Православной Церкви. Именно из этих традиций берет свое начало православная педагогика. Свое название Святая Русь получила потому, что в ней царили идеалы святости. Сокровенные, одухотворенные жизненные идеалы были производными от веры, от духовных связей человека с Богом, от множественных откровений, данных Русскому народу в его историческом пути. Они были укоренены во всем строе жизни русского человека и освящали пути жизни многим и многим поколениям. Идеалы святости, веры и благочестия напоминают нам о тех нравственных постулатах, на которых воспитывалось не одно поколение наших предков. «Стойкость в испытаниях, приоритет духовных ценностей и призрение к материальным благам, стремление к правде и добросовестный труд, любовь к родной земле, честность, благородство и целомудрие, духовное трезвление – этому учат нас православные святые» [10, с.4]
Современная педагогика, сегодня находится в кризисе. Причины, на мой взгляд, лежат, прежде всего, в мировоззренческих взглядах и приоритетах. Светская педагогика сегодня ищет решения проблем то в педагогике прошлого как отечественной, так и зарубежной, то подпитывается сомнительными образовательными идеями запада, стремясь при этом сохранить независимое от мировоззренческих позиций положение. Надеясь выглядеть более научной, и объективной. Это можно назвать всеядным «научным либерализмом», который, выглядит предательством по отношению к тому, что реально творится с нашими детьми, людьми, нашим обществом и государством.
Сразу надо заметить, что означает понятие светский. Светский пришло к нам из французского языка: laique – 1. Светский, мирской; laique ecole – школа не подлежащая церковному ведомству. Светский значит неконтролирующий и не финансирующий церковью. 2. Мирянин. По словарю В. Даля: мирской, земной, суетный, гражданский. Как мы видим светское может быть и религиозным и атеистическим. Надо заметить, что для «воспитания Церковью своего клира и прихожан есть другая наука, относящаяся к богословским, а именно - церковная педагогика. Признание возможности православного воспитания (не воцерковления) в светских учреждениях для лиц, избравших этот жизненный путь, и будет означать обретение свободы, без чего невозможно нравственное оздоровление общества» [11, с.9].
Современная школа, отчитывается о великом достижении, подключении всех школ к сети Интернет, а родители с великой гордостью сообщают о том, что дома есть Интернет. Потом выясняется, что в подавляющем большинстве наши дети в этой сети занимаются просмотром порносайтов, развлекательных или игровых сайтов. Школьники и студенты прекращают писать рефераты и курсовые, они просто скачивают их с Интернета, даже не читая, сдают их. Так с одним моим знакомым был случай, когда он скачал курсовую на украинском языке, и только когда пришел с этой курсовой на экзамен, увидел «это чудо».
Как же на этом фоне выглядит православная педагогика? Имея четкую мировоззренческую позицию, конечно, выглядит более реалистично, упорядоченно, цельно и устойчиво. Это происходит благодаря своей определенности и чуткому, внимательному, охранительному отношению к человеку, воспитуемому. Православная педагогика в своей сути и своим содержанием противостоит разрушительным реалиям современного мира. Но «сокровищницей» с многовековой историей сегодня пользуются не все. Православная педагогика, это педагогика воспитания православных и православноориентированных граждан нашего Отечества.
Целью любого воспитательного процесса является устремление ребенка к духовным и нравственным идеалам. Какие же идеалы сегодня в жизни светской педагогики, которыми живет современная школа, имеют господствующее значение? Следует заметить, что сколько людей столько и мнений, даже в педагогической науке, которая строится на человеческих временных ценностях. То, что еще вчера было невозможным, принципиально негативным в светской педагогике, то сегодня уже имеют место и становится позитивным, естественным: это разрешение на ношение в школе девочками, девушками мини, открытые части тела, прозрачное, облегающее, хамское и потребительское отношение к педагогам, к родителям, свобода любого слова, действия среди современных школьников. К чему мы педагоги, родители призываем в первую очередь подражать себя, а затем уже наших детей?
Мне совсем недавно довелось присутствовать на методическом объединении педагогов занявших победные места в областном конкурсе педагогических разработок, и вот, что я услышала: как одна школьная учительница раскрывала воспитательное значение сказки «Колобок». Рассказывает: Укатился колобок от бабушки и дедушки, в данном случае именно они являются официальными представителями ребенка – колобка. Без спроса, на своем пути встретил зайца, волка, медведя прошу обратить ваше внимание, что колобок встретил взрослых животных особей, в противном случае это были бы зайчишка, волчонок и медвежонок. А колобок встретил именно взрослых и что они сделали, а ничего не сделали, но по видимому учительница имела ввиду не взяли за ручку и не привели обратно к деду с бабкой. Конец этой детской вольности и взрослой халатности сами знаете какой.
Этот свой рассказ, хвастает учительница она рассказывала и детям на уроке, и родителям на классном часу, то есть ставила в нравственный пример. Вот какие идеалы сегодня у светской педагогики получаются. Уже другая знакомая учительница с пятиклассниками прослушивает песню кота Леопольда и разбирает с ними его поступки. Комментарии, как говорится, излишни. Если человек живет без Бога, не знает и не чтит исторических традиций, не умеет воспользоваться духовным и нравственным наследием, а если это еще и учитель, то как нам родителям доверить своих детей, которым в школе приводятся примеры выдуманных историй из жизни сказочных животных.
В современной школе сегодня просто бардак, если раньше при социализме позиция государства в деле воспитания была устойчивая, консервативная, имела свою идеологию, влияла на общее содержание в системе образования, на самом деле имела некую воспитательную систему. То сегодня наша школа либеральна, секуляризована и кому как повезет. Хочется привести пример современной Великобритании, раз уж мы так любим смотреть на запад. В Англии узаконили порку. Нынешние власти, представленные Консервативной партией, ввели меру наказания в британских школах. Нынешнее решение было вызвано борьбой с волной детского насилия против педагогов со стороны британских школьников.
Сегодня нет культуры воспитания, нет духовной, нравственной основы для этого сложного процесса. Ситуация выглядит достаточно сложно как в детских садах, школах так и в Вузах. Педагогику оторвали от исторических корней, заменили нравственность, духовность абсурдностью либеральных идей. Социальные пороки и негативные зависимости среди несовершеннолетних множиться, а система образования фактически ничем этому противостоять не может. А мы до сих пор боимся вернуться на свою православную родину. Перед нами педагогами стоит не столько задача воспитания, сколько перевоспитания уже испорченных его отсутствием детей. И мы не имеем право на ошибки, так как имеем дело с душами детей.
Православная педагогика - это наполнение уже сложившейся научной теории и категориального строя православным смыслом. Это «педагогика преображения, направленная на прояснение Образа Божия в человеке, явление Его миру посредством духовно-нравственного совершенствования человека, в добродетели, в святости, в достижении даров Святого Духа». [6] Смысл понятия православной педагогики указывает нам на ее главную цель духовно – нравственное учение и земная жизнь является "единым на потребу". (1 Кор. 13:1-2) Цель православной педагогики «постоянна и неизменна, ибо находится в тесной взаимосвязи с целью христианской жизни по замыслу Божию о человеке». [7]
Любая область научного знания связано с выработкой и развитием категори-ально – понятийного аппарата, конструирующий предмет науки. Как известно основные педагогические понятия, которые в себе выражают научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. В каждой науке выделяют одно ключевое понятие, которое четко обозначает предметную область и отличает ее от других научных областей. Для педагогики роль такой стержневой категории играет понятие «педагогический процесс», который представляют как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания воспитания, с целью решения задач воспитания и с использованием необходимых средств» [1, с.27].
Предлагаю провести небольшой контент-анализ понятий по теме статьи. Светская формулировка понятия образования: «Образование – это процесс поиска и усвоение человеком определенной суммы знаний, навыков и умений. Образование – не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний переработке и совершенствованию»[3, c.313] . Православный подход к образованию рассматривается как «восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающее иерархический принцип в устраении человека. Иерархический принцип требует такого устранения человека, при кото-ром образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте» [1, с. 29]
Светский взгляд на обучение, «Обучение – это специально организованный, целенаправленный и контролируемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями» [1, с. 28]. В этом случае такой подход к обучению является лишь накоплением знаний, умений и навыков, необходимых для профессионализации человека, обучение в таком смысле тождественно с приспособлением. С точки зрения православной педагогики «обучение – как специально организованный, целенаправленный и контролируемый процесс поддержки детей в их стремлении к познанию, результатом которого является совершенствование и изменение духовного опыта человека». [1,с. 28] Как следует заметить обучение с точки зрения православной педагогики, это духовное совершенствование через приобретенные знания, знания во спасение, опять же воспитательный подход к образованию.
В широком светском педагогическом значении «воспитание – это целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально – политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности».[3, с.311] Православное воспитание – это «целенаправленный, организованный, контролируемый процесс, способствующий спасению личности, то есть ее правильному становлению как для жизни на земле, так и для жизни в вечности».[1, С. 27-28] «Цель православного воспитания совпадает с целью и смыслом человеческой жизни и состоит в развитии всех духовных сил человека, напралении их к Богоуподоблению».[8]
Светский подход к образованию и обучению, это развитие личности всего лишь через накопление ЗУН, способность их накапливать, перерабатывать и совершенст-вовать. Светское воспитание направлено только на взаимоотношение внутри человече-ского общества, социальное окружение, окружающую действительность.
«Православная педагогика имеет особые религиозные, антропологические и гносеологические основы. Основные понятия педагогики "воспитание", "образование", "обучение" "личность" приобретают особый смысл в свете православной традиции».[9] Все в деятельности человека должно вести ко спасению души, уподобление образу Божьему, восстановление целостности человека, совершенствование и изменение духовного опыта. Святитель Феофан Затворник указывал, что «развивая ум ребенка, в первую очередь необходимо обратить внимание на формирование доступных ребенку, здравых понятий и суждений о христианских началах жизни, о добре и зле, о том что хорошо и что плохо». [цитата по 1, с. 53] В православной педагогике видится огромный воспитательный потенциал, так необходимый для системы российского образования.
Педагогический процесс (или взаимодействие) в отличие от любого другого, являет собой содружество, сотворчество, соработничество, содействие педагога и воспитанника, а следствием такого взаимодействия является взаимное изменение в их мировоззрении, взглядах, приоритетах, поведении, деятельности и отношениях. Такая взаимосвязь порождает целую динамическую систему, которая включает в себя корреляцию педагогических средств (форм, методов, приемов и т. д.) с содержанием. Определяющим систематизирующим фактором выступает цель педагогического процесса, на основе которой создается педагогическая система.
Наряду с образованием, обучением, преподаванием, учением известными и принятыми способами функционирования педагогики как системы в педагогическом процессе является, воспитание и развитие. И здесь принципиально важно заметить то, что в педагогическом процессе следует соблюдать иерархию развития человеческих сил и способностей в равной мере как его наклонностей и талантов. Личность развивать, раскрывать, образовывать необходимо, но не гармонично, а иерархично.
Воспитание в традиции православной педагогики, в частности, как и отечественной педагогики, являлось главным в целеполагании, содержании, методах и результатах. Далее следует заметить, что от постановки целей и задач воспитания зависит и конечный результат. Поскольку воспитание – это намеренное влияние на воспитанника с определенной целью, руководство им для достижения своего назначения, следовательно, оно должно образовывать все способности человека в соответствии с этим назначением. «Процесс воспитания нельзя свести ни к процессу обучения ни к процессу развития, но, в то же время, каждый из них предполагает в себе наличие некоего воспитательного начала: обучая и развивая ребенка в том или ином направлении, мы тем самым оказываем на него определенное воспитательное влияние» [1, с.34].
Иерархический подход в образовании определяется и ключевым составляющим словом этого понятия – это слово «образ». Согласно православной антропологии человек создан по образу и подобию Божию и поэтому ориентирован на высшее, духовно, нравственное предназначение.
Как православная педагогика взаимодействует со светской педагогикой? Светская и православная антропология едина в признании ведущей роли нравственных начал в духовной культуре человека, формировании жизненных ценностей, приоритетного направления воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. Этот же принцип ложится и в основу светской и православной педагогики. Таким образом, в настоящее время в условиях демократизации общества в сфере образования создаются объективно благоприятные педагогические условия взаимодействия государственной системы образования и церкви. Консолидации совместных усилий в духовно – нравственном воспитании современных школьников.
В «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» 2011 г. воспитание формулируется как социальный заказ современной общеобразовательной школе: «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни… При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции» [2, с.6]. Показательно то, что в «Концепции» в списке субъектов социализации участвующих в воспитательном процессе подрастающего поколения после семьи, общественных организаций, религиозные объединения стоят на третьем месте, следующие учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Поправка в законе «Об образовании РФ» от декабря 2007 гласит «содержание образования должно обеспечить формирование духовно – нравственной личности» (ст. 9). В Преамбуле Федерального закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» признается особая роль Православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры. Целью взаимодействия светских и православных педагогов является, прежде всего, совместное обеспечение педагогических условий для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения.
Закон РФ «Об образовании» и выше представленные документы, где изложены основные принципы государственной политики Российской Федерации в области образования, в частности духовно – нравственного воспитания позволяют говорить о созвучности целей светской педагогики с основами православной педагогики и православной культуры.
Воспитание должно ориентировать на освоение и сохранение культурных и национальных традиций (К.Д. Ушинский, В.В. Зеньковский, С.И. Гессен). «В современных условиях развития общественной жизни можно говорить о взаимодополнительности функций науки и религии в культуре и образовании. Наука является источником инноваций, религия в своей сути выступает хранителем традиций. Инновации невозможны без опоры на традицию и через институализацию включаются в традицию (В.С. Степин). Об этом же свидетельствует диалог светской и религиозной парадигм в истории педагогики (М.Н. Дудина). Таким образом, при решении ряда задач модернизации современного образования должны быть интегрированы духовные и светские основы» [4, с.3]. Выход из сложившейся ситуации, видится в попытке современного отечественного образования, выстраивать свои образовательные и воспитательные позиции прежде всего на ценностях русской культуры и православия. Педагоги в своей деятельности по духовно – нравственному формированию личности учащихся должны опираться на культурное достояние России.
Литература:
1. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учеб. Пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2оо4. 195 с.
2. Данелюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011
3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях: учебное пособие/ Крысько В.Г. – 6-е издание, испр. И до. – М.: Эксмо, 2010. – 416 с. – (Наглядно и доступно).
4. Миронов В.И. Воспитательный потенциал религиозной (православной) педагогики и его реализация в негосударственном общеобразовательном учреждении. Автореферат. Екатеринбург, 2010
5. Протоиерей Сергей Вогулкин. Будьте как дети: Сборник статей. – Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2009. – 176 с.
6. http://www.synergia.itn.ru/kerigma/pedagog/surova/stat/pr-ped.htm Православная педагогика как общественное и духовное явление. Сурова Л.В
7. http://www.pravlib.narod.ru/pedagogika_prav.html Важнейшие принципы православной педагогики. Курсовое сочинение. студента IV курса СПбДА свящ. Александра Зелененко. Санкт-Петербург, 1997.
8. http://www.katehizis.ru/rossiya-segodnya/pravoslavie-kak-osnova-russkoy-pedagogiki Православие как основа русской педагогики.
9. http://www.samara.orthodoxy.ru/Shkola/Pedagog.html Зав. кафедры Православной педагогики СамДС протоиерей Евгений Шестун. Православная педагогика как педагогика русской цивилизации.
10. Погорелов С.Т. Воспитательное значение подвига новомучеников // Просветитель. 2009. №4
11. Безруков В.С. Становление православной педагогики: науковедческий аспект // Просветитель. 2009. №4