Вклад М. Горького в развитие детской литературы 1930-х годов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 01.04.2023

Статья просмотрена: 1549 раз

Библиографическое описание:

Шогенцукова, М. М. Вклад М. Горького в развитие детской литературы 1930-х годов / М. М. Шогенцукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101207/ (дата обращения: 19.10.2024).



В данной статье автором освящена значимость вклада М. Горького в развитие детской литературы 30-х гг. XX века. Проанализированы тенденции развития литературы в данный период времени, а также статьи М. Горького, посвященные проблеме исследования.

Ключевые слова: детская литература, М. Горький, СССР, идеология, творчество.

Вклад М. Горького (1868–1936) в развитие детской литературы нельзя переоценить, им была проделана огромная работа в данной области, которая поражает своей широтой, масштабностью. По замечанию Маршака, «в литературном наследии Горького нет ни одной книги, целиком посвященной воспитанию... Однако едва ли найдется во всем мире еще один человек, который бы сделал для детей так много».

В 30-е годы настал новый этап в формировании литературы, которая была призвана заложить основы мировоззрения юных граждан СССР. Детская литература как часть общей литературы находилась под строгим надзором партии и государства, определявшие идеологию во всех системах образования и культуры. К этому привело то, что в конце 20-х гг. Комитет по детской книге Наркомпроса возглавили вульгарные социологи. Они решительно отвергали литературное наследие, искали только современные темы для детской литературы, отрицали художественную литературу, фэнтези, изгоняли веселые, жизнерадостные книги, сказки. Работы С. Маршака, К. Чуковского, Б. Житкова, В. Бианки, В. Маяковского подверглись критике. [4].

Противником системы вульгарно-социологических установок был Максим Горький. В своей работе «Человек, уши которого заткнуты ватой» (1930) писатель писал о природной склонности ребенка к игре, в которую обязательно входит и словесная игра: «Он играет и словом и в слове, именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологически называют «духом языка» . Дух языка сохраняется в стихии народной речи » [5].

В той же статье Горький также выступает за развлекательную детскую литературу. Ребенок младше десяти лет, говорит писатель, ищет развлечений, и его просьба биологически законна. Он также изучает мир через игру, поэтому детская книга должна учитывать потребность ребенка в увлекательном чтении.

« Я утверждаю: с ребенком нужно говорить забавно» , — продолжает М. Горький развивать эту принципиальную для него идею в другой статье 1930 года — «О безответственных людях и о детской книге наших дней» . Статья была направлена против тех, кто считал, что развлекать ребенка с помощью искусства — значит проявлять к нему неуважение. Между тем, подчеркнул писатель, даже первоначальное представление о сложных понятиях и явлениях, таких как Солнечная система, планета Земля, ее объекты, можно получить в играх, игрушках, забавных книгах. Даже о «тяжелых драмах прошлого можно и нужно рассказывать со смехом. Пусть дети знают забавную историю о том, как идиотизм людей, которые заботились навеки утвердить свое личное благополучие, затруднял развитие общечеловеческой культуры, задерживал и личное культурное развитие командующих идиотов» [1].

Необходимы и юмористические персонажи, которые стали бы героями целых серий, продолжает Горький свою мысль в работе «Литературу — детям» (1933). Здесь дана целая программа воспитания и нравственного развития подрастающего поколения. Писатель жаловался на то, что до сих пор было очень мало успешных книг для детей младшего возраста и они издавались незначительными тиражами. Горький отмечал, что книга должна говорить с маленьким читателем на языке образов, она должна быть художественной. «Дошкольникам нужны простые и в то же время отмеченные высоким художественным мастерством стихи, которые давали бы материал для игры, считалки, дразнилки» . Необходимо издать и несколько сборников, которые были бы из лучших образцов фольклора [2].

М. Горький призывал издателей тщательно отбирать «наиболее ценные книги из мировой и советской литературы, как общей, так и детской» , привлекать к детской литературе «широкие кадры писателей, ученых и художников» . Огорчался из-за того, что дети находятся за кругом внимания литераторов: «...сочинители как будто считают ниже своего достоинства писать о детях и для детей» [2] .

Как известно, Горький много работал с начинающими писателями; некоторые из них под его влиянием обратились к детской литературе. Он советовал молодым авторам читать народные сказки (статья «О сказках»), потому что они развивают воображение, заставляют начинающего писателя оценить важность художественной литературы для искусства, а главное, он говорил, что они способны «обогатить его скудный язык, его бедный лексикон» . И детям, считал Горький, крайне нужно чтение сказок, как и произведений других фольклорных жанров. В конкретные планы изданий детских книг он рекомендовал включать русские былины, греческие мифы, скандинавский эпос, сказки из «Тысячи и одной ночи»; даже предлагал выпустить серию книг «Для чего и как люди создавали сказки» [6].

М. Горький высказал свое мнение о том, как строить образ героя в детской литературе: следует несколько преувеличивать как его хорошие, так и плохие черты; более конкретно, чем в книге для взрослых, выражать отношение автора к персонажам; в книгах для детей младшего возраста уместнее раскрывать характер героя через его поступки, а для детей постарше показать процесс формирования характера.

М. Горький пытался воплотить свои взгляды в жизнь. Он инициировал создание первого в мире детского издательства и участвовал в обсуждении его планов, а также планов детских театров. Он переписывался с молодыми писателями и даже детьми, чтобы узнать их потребности и вкусы.

Накануне создания детского издательства, 14 июля 1933 года, Максим Горький обратился к пионерам через «Правду» и «Пионерскую правду»: «Нужно знать: что вы читаете? Какие книги нравятся вам? Какие книжки вы желали бы прочитать?». Горький пообещал сообщить детям о полученной почте и показать результат читательских интересов. 18 мая 1934 года писатель выполнил свое обещание и снова выступил в «Правде». От детей было получено более 2000 писем. «Теперь Детиздат знает, что нужно ему делать, и, наверное, вы скоро получите интересные книги, — заверял Горький. — О ваших требованиях будет сделан доклад на съезде писателей» [6] .

Он наметил темы детских книг, которые впоследствии были развиты писателями и публицистами — популяризаторами науки.

У знаменитого писателя были серьезные мотивы для развития «большой литературы для самых маленьких». Сказался и личный опыт, трудное детство «в людях». В статье «О М. М. Пришвине» (1926 год) Горький говорил о том, что «социальное бытие» дает мало оснований быть «хорошим», «доброе, человеческое не поощряется». Горький пришел к выводу, что в современном обществе только личное желание человека быть лучше позволяет ему быть таковым [3]. Книги порождали подобную потребность, помогали нравственному росту Пешкова-ребенка, а также утоляли бесконечную жажду знаний — занятие, не поощряемое его работодателями.

Горький понимал «социальное воспитание» как одну из основных задач государства, дело, требовавшее « таланта и широкого знания жизни » [3]. Его педагогические идеи носят гуманистический, атеистический, просветительский, социалистически-утопический характер.

Вклад М. Горького в детскую литературу ХХ века, в частности в литературу 1930-х гг., действительно огромен. Он шел наперекор тенденциям, которые начали становиться с образованием СССР, так как считал, что нельзя отбирать детство у детей, что самые сложные и важные вещи можно объяснить простым, понятным, веселым, а главное детским языком. Он не отрицал важность социального становления ребенка, но пути этого становления необязательно должны были включать в себя лишь «сухие» произведения. М. Горький умер в 1936 году и до конца был верен своему курсу, который так усердно прокладывал в последние годы своей жизни. Его идеи нашли своих последователей и защитников и им будут посвящены другие исследования.

Литература:

  1. Горький М. «О безответственных людях и о детской книге наших дней». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/articles/article-40.htm (22.12.2022)
  2. Горький М. «Литературу — детям». 1933. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/articles/article-60.htm (20.12.2022)
  3. Горький М. О детской литературе, детском и юношеском чтении. М.: Дет. Лит., 1989. 222 с.
  4. Детская литература в 1920–1940 годы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://dzen.ru/a/XqBIUriY5GIipQGw (18.12.2022)
  5. Максим Горький. Собрание сочинений в тридцати томах. Том 25. Статьи, речи, приветствия 1929–1931. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://traumlibrary.ru/book/gorkiy-pss30–25/gorkiy-pss30–25.html (22.12.2022)
  6. Фатеев А. В. Сталинизм и детская литература в политике номенклатуры СССР. М.: МАКС Пресс, 2007. 352 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детская литература, ребенок, книга, детская книга, писатель, детское издательство, литературное наследие, младший возраст, сказка, художественная литература.


Похожие статьи

Современный взгляд на советскую школу 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 2000-х годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены след...

Аркадий Гайдар как яркий представитель детской литературы 1930–1950-х годов

В статье автор рассматривает творчество Аркадия Гайдара в 1930–1950 гг. с целью репрезентации его индивидуального авторского почерка. В статье анализируются произведения, дается их краткая характеристика.

Художественная литература как фактор развития современной молодежи

В данной статье авторы обращаются к вопросу о роли художественной литературы в обществе, о её воздействии на развитие современной молодежи. Даётся характеристика художественной литературе, осмысливаются специфические особенности современной молодежи,...

Специфика отечественной беллетристики первой трети XX века

В статье рассматриваются особенности развития российской беллетристики в первой трети XX века; анализируются исторические предпосылки, оказавшие влияние на творчество писателей; обозначены основные темы и проблемы, которые затрагивали в своих произве...

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Исторические корни педагогической науки

В статье анализируются различные этапы в истории человечества, связанные с изменением отношения к образованию и педагогике как особой области научных знаний. Автором выделены наиболее значимые личности, которые внесли существенный вклад в развитие пе...

Особенности педагогической мысли в эпоху Возрождения

В работе будут обсуждаться основы педагогической мысли эпохи Возрождения, характеристика данного феномена, основные представители, вклад в развитие педагогической мысли. Влияние концепции гуманизма Возрождения на современную педагогику.

Специфика французской женской прозы второй половины ХХ и начала ХХI века

Данная статья посвящена вопросам гендерных стереотипов в литературных текстах французских писательниц второй половины ХХ и начала ХХI. Автор рассматривает эволюцию проблематики «французской женской прозы», социально-культурные причины этого процесса ...

Отражение основных проблем восстановления Германии в отечественной исторической науке 1949–1991 г.

В статье автор раскрывает основные этапы развития советской исторической науки в период с 1945 по 1991 год и их отличительные черты, и анализирует основные тенденции изложения проблем восстановления Германии в послевоенный период в трудах советских и...

Художественная литература в процессе обучения истории как фактор формирования ценностного отношения к изучаемым историческим событиям

В данной статье раскрывается значимость художественной литературы на уроках истории при изучении исторических событий, связь литературы и с историей, перечисляются стадии восприятия художественной литературы, приводятся примеры художественных произве...

Похожие статьи

Современный взгляд на советскую школу 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 2000-х годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены след...

Аркадий Гайдар как яркий представитель детской литературы 1930–1950-х годов

В статье автор рассматривает творчество Аркадия Гайдара в 1930–1950 гг. с целью репрезентации его индивидуального авторского почерка. В статье анализируются произведения, дается их краткая характеристика.

Художественная литература как фактор развития современной молодежи

В данной статье авторы обращаются к вопросу о роли художественной литературы в обществе, о её воздействии на развитие современной молодежи. Даётся характеристика художественной литературе, осмысливаются специфические особенности современной молодежи,...

Специфика отечественной беллетристики первой трети XX века

В статье рассматриваются особенности развития российской беллетристики в первой трети XX века; анализируются исторические предпосылки, оказавшие влияние на творчество писателей; обозначены основные темы и проблемы, которые затрагивали в своих произве...

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Исторические корни педагогической науки

В статье анализируются различные этапы в истории человечества, связанные с изменением отношения к образованию и педагогике как особой области научных знаний. Автором выделены наиболее значимые личности, которые внесли существенный вклад в развитие пе...

Особенности педагогической мысли в эпоху Возрождения

В работе будут обсуждаться основы педагогической мысли эпохи Возрождения, характеристика данного феномена, основные представители, вклад в развитие педагогической мысли. Влияние концепции гуманизма Возрождения на современную педагогику.

Специфика французской женской прозы второй половины ХХ и начала ХХI века

Данная статья посвящена вопросам гендерных стереотипов в литературных текстах французских писательниц второй половины ХХ и начала ХХI. Автор рассматривает эволюцию проблематики «французской женской прозы», социально-культурные причины этого процесса ...

Отражение основных проблем восстановления Германии в отечественной исторической науке 1949–1991 г.

В статье автор раскрывает основные этапы развития советской исторической науки в период с 1945 по 1991 год и их отличительные черты, и анализирует основные тенденции изложения проблем восстановления Германии в послевоенный период в трудах советских и...

Художественная литература в процессе обучения истории как фактор формирования ценностного отношения к изучаемым историческим событиям

В данной статье раскрывается значимость художественной литературы на уроках истории при изучении исторических событий, связь литературы и с историей, перечисляются стадии восприятия художественной литературы, приводятся примеры художественных произве...

Задать вопрос