В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.
Ключевые слова: художественная литература , дети дошкольного возраста, нравственное сознание, нравственные представления.
Мораль — это основа, на которой строится любое проявление человеческой жизнедеятельности. Потребность в труде, в общении, добро, честь, совесть, достоинство, забота о ближнем — без этих исходных нравственных норм наше общество не сможет существовать и развиваться. Поэтому воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла отечественной системы формирования подрастающего поколения, начальным периодом становления которой является дошкольный возраст. О необходимости приобщения к нравственным ценностям с самого раннего детства писал в своих трудах В. А. Сухомлинский, указывая: «От того, что открылось ребенку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что возмутило и заставило плакать — не от личной обиды, а от переживания за судьбы других людей, — от этого зависит, каким гражданином будет наш воспитанник. Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла» [4, с. 213].
По мнению А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, Н. Н. Поддьякова и других ученых, наиболее интенсивно процесс осознания нравственных категорий, становление нравственных понятий на основе складывающихся в систему ранее накопленных представлений происходит в дошкольном возрасте. К старшему дошкольному возрасту часть ранее смутных, малоосознанных, случайных представлений переходит в категорию осознаваемых, что свидетельствует о возможности усвоения нравственных понятий не только в узкоутилитарном, прикладном смысле, но и в общечеловеческом.
Согласно точке зрения Б. Т. Лихачева, «Нравственное воспитание — активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это — процесс постоянных и систематических решений, выборов действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении» [2, с. 304].
Рассматривая проблему нравственного формирования личности, Л. И. Божович подчеркивает, что оно не является изолированным процессом, а связано с социальным и психическим развитием. По мнению автора, существуют две точки зрения на процесс формирования нравственных норм поведения, который понимается, во-первых, как результат интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения и их превращения во внутренние психические процессы; во-вторых, как последовательное (закономерное) превращение одних качественно своеобразных форм нравственного развития в другие, более совершенные [1].
Одна из главных задач нравственного воспитания в дошкольном возрасте — формирование нравственного сознания детей, в структуру которого исследователи включают «чувственную ткань», нравственные представления и понятия, проявляющиеся в нравственно-направленных действиях, нравственно-ценных поступках и поведении. Одновременное их сосуществование предполагает определенное соотношение.
А. А. Люблинская подчеркивала, что знания о моральных качествах, моральных требованиях, сообщаемых детям, представляют отобранные педагогами ситуации, факты, примеры. Вместе с тем в повседневной жизни дошкольники сталкиваются со сложными и зачастую противоречивыми фактами. Самостоятельно разобраться в них дошкольникам достаточно трудно. Только с помощью взрослых дети в дошкольном возрасте могут овладевать обобщенными представлениями, то есть понятиями. Формировать их надо, начиная с раннего возраста [3].
Реализация содержания работы по формированию у дошкольников представлений о нравственных ценностях предполагает осуществление последовательности — от усвоения общих представлений и понятий («плохой»-«хороший», «добрый»-«злой», «можно»-«нельзя» и др.) к последующему выделению и обозначению их составляющих. Общение педагога с детьми и их взаимодействие друг с другом в различные режимные моменты, обсуждение с дошкольниками конкретных жизненных ситуаций является традиционным контекстом данного направления воспитательно-образовательной работы.
В решении этой задачи нравственного воспитания значительное место должно отводиться индивидуальной работе с детьми. При ее организации необходим учет индивидуально-нравственных различий, проявляющихся в определенных нравственных склонностях. В этой связи заслуживают внимания характеристики типов нравственных склонностей, предложенных И. В. Сушковой. Она выделяет следующие типы: тип «индифферентный»; тип «защитник»; тип «сочувствующий»; тип «миротворец»; тип «учитель»; тип «труженик»; тип «морализаторско-назидательный»; тип «анализирующий или «рефлексивный»; тип «гармонизирующий»; тип «эмоционирующе-импульсивный». Наблюдая их проявления в практической работе с детьми мы убедились в том, что дошкольники занимают разные нравственные позиции, по-разному влияя друг на друга. Осуществляя поддержку индивидуальных особенностей каждого ребенка, необходимо акцентировать внимание на его нравственно ценные качества [5].
Важным средством реализации индивидуального подхода к нравственному развитию детей выступает чтение художественной литературы. З. А. Гриценко, А. Д. Кошелева и другие исследователи, считают, что чтение произведений, воздействуя на эмоционально-волевую сферу личности, обеспечивают осознание детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм, стимулируют у них желание поступать правильно.Художественная литература способна оказать глубокое воздействие на чувства детей. Дети переживают ход событий, описанных в сюжете, мысленно действуют в воображаемой ситуации, исходя из своего личного опыта, индивидуальных особенностей. Именно на этом строится воспитательное воздействие художественных образов.
При условии продуманного подбора литературные произведения выступают незаменимым средством знакомства дошкольников с нравственными понятиями, общечеловеческими ценностями.
К примеру, с понятиями «дружба», «взаимовыручка», «взаимопомощь» детей среднего дошкольного возраста можно познакомить в процессе чтения сказок «Зимовье», «Петушок и бобовое зернышко», «Как собака искала друга», В. Осеевой «Волшебные иголочки», басни Л. Толстого «Отец приказал сыновьям» и др. С представлением о том, что такое забота о близких людях позволяют познакомить детей стихотворения З. Александровой «Невидимка», Е. Благининой «Вот какая мама», «Посидим в тишине», «Научу обуваться я брата», «Загадка» и др. Из беседы О таком нравственном качестве, как «честность» дети узнают из беседы по произведениям Л. Н. Толстого «Мальчик стерег овец», В. Драгунского «Тайное становится явным» и др.
Восприятие художественного произведения является для дошкольников сложной деятельностью, в которой участвуют все психические процессы. Чтобы дети поняли суть произведения, увидели его художественные достоинства, необходимо помочь им воспринять содержание произведения, обдумать услышанное в процессе чтения. Задача педагога состоит в том, чтобы обсуждение прочитанного превратилось для детей в свободный, непринужденный разговор.
Этому способствует использование методов и приемов, таких к примеру, как:
— рассматривание иллюстраций;
— вопросы, направленные на адекватное понимание содержания;
— приём «что будет дальше?», активизирующий личный опыт детей, личностное включение в содержание произведения;
— придумывание нового конца для истории;.
— театрализация сюжета произведения;
— рисование персонажей;
— вопросы типа «А в твоей жизни было так же»? «А как было у тебя»? «Как можно поступить в этой ситуации»? и т. п.
Для более глубокого усвоения нравственный представлений детей целесообразно применять близкие по содержанию художественные произведения. Так, например, после чтения рассказа В. Осеевой «Почему» можно прочитать аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». Проведение беседы с детьми по этим двум произведениям должно включатьсравнительную оценку образов, поступков героев, способствуя закреплению их представлений о несправедливых, нечестных поступках. Следовательно, чтение этих рассказов продолжает развитие представления детей о таких нравственно ценных качествах, как справедливость и честность.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование литературных произведений способствует формированию представлений детей дошкольного возраста как основы развития нравственного сознания в дошкольном возрасте.
Литература:
- Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей. Вопросы психологии / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 2008. — 104 с.
- Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. — М.: Прометей, 1992. государственного педагогического университета. — 2013. — №. 7. — 528 с.
- Люблинская А. А. О моральных представлениях и моральных привычках // Психология дошкольника: Хрестоматия. / Сост. Г. А. Урунтаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — С. 244–249.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1988. — 272 с.
- Сушкова И. В. Своеобразие начал нравственного сознания детей 6–7 года жизни // Реалии и перспективы образования и развития детей в 21 веке. — Ульяновск, 2005. — С. 60–63.