Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие личности дошкольника средствами искусства

Дошкольное образование
01.02.2022
600
Поделиться
Библиографическое описание
Бабенкова, Г. Н. Развитие личности дошкольника средствами искусства / Г. Н. Бабенкова, С. А. Бабенкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7023/.


В статье рассматриваются закономерности психического развития дошкольника, проблемы психологии детского творчества. В центре внимания авторов — огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста и пути решения задач педагогики по воспитанию гармонично развитой личности через сферу искусства.

Ключевые слова: дошкольный возраст, развитие, личность, искусство, синтез искусств, творчество, воспитание.

Есть удивительная, волшебная страна. Называется она «детство». Все возможно в этой стране: чудесные превращения, самые фантастические путешествия и необыкновенные встречи. И каждый здесь может стать непобедимым, преодолеть любые преграды, справиться с бедой и страхом, ведь жители этой страны — дети, которые через воображение и творчество способны создавать настоящие чудеса. Способность к творчеству и наибольшая восприимчивость, присущие в большей степени детям, с возрастом могут быть утрачены, если не поддерживать и не создавать условия для развития внутренней свободы ребенка.

В период дошкольного детства личность ребёнка проходит довольно серьезный путь развития: происходит дальнейшее познание себя ребёнком, самооценка становится более содержательной, мотивы поведения более осознанными.

Мотивы и желания ребёнка В. А. Сухомлинский сравнивал с побегами на плодовом дереве: «Если дать волю всему, что зеленеет, плодовое дерево одичает, обильная поросль «волчков» забьёт плодоносные ветви. Если старшие стремятся удовлетворить любое желание ребёнка, вырастет капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний — тончайшее, филигранная работа «садовода» — воспитателя…»

Необходимо сказать о роли эмоций и чувств в развитии дошкольников. Развитию внимания, запоминания, продумывания информации способствуют занятия и беседы с детьми в увлекательной, эмоционально — окрашенной форме. Успех в деятельности (игре, рисовании, музыкальной и театрализованной деятельности, конструировании т. п.), пережитый ребёнком, способствует развитию желания заниматься далее, усложнять и совершенствовать умения. Для успешного развития ребёнка необходимо бодрое, жизнерадостное настроение, созданное при содействии взрослых с помощью ласки, внимания, заботы, поддержки.

Чувство прекрасного, чувство юмора, гармонии, чувство ритма, цвета и др. — те эстетические чувства, без которых невозможно гармоничное развитие личности дошкольника. Состояние эмоциональной сферы ребёнка очень важно, т. к. через чувства формируются черты личности, его поведение и характер.

Воспитать личность ребёнка — помочь стать ему разносторонне развитым, преуспевающим, эмоционально благополучным и, конечно же, счастливым — задача семьи и педагогов, которым необходимо помнить, что залог будущих успехов ребёнка — раннее развитие способности к творчеству. Только творчески развитому человеку присущи умения ставить цели и осуществлять замыслы, создавать, не разрушая, жить в единстве с природой и обществом. [5,с.26]

Л. С. Выготский характеризует творчество как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все — равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». [1,с.3]

Мозг человека не только сохраняет и воспроизводит прежний опыт, но и комбинирует, творчески создает новые положения. Комбинирующая способность мозга дает возможность творческой деятельности, основой которой является воображение или фантазия.

Высшие проявления творчества — удел гениев, создающих великие произведения, но творчество каждого человека в окружающей нас жизни там, где он воображает, комбинирует, изменяет и создает что — то новое существует везде. Большая часть, созданная человечеством, состоит из многих частиц индивидуального творчества. Человек, благодаря творческой деятельности является «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» (Л. С. Выготский). [1,с.5]

Проявление творчества можно наблюдать в играх детей уже в раннем детстве. Л. С. Выготский отмечает постепенное развитие творческой деятельности от простых форм к более сложным и связывает деятельность воображения с действительностью. Для создания основ творческой деятельности ребёнка необходимо расширение его опыта. В игровой деятельности определяется уровень воображения ребёнка в дошкольном возрасте.

«Игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка» (Л. С. Выготский). [1,с.7] Исследования Д. Б. Эльконина, Н. Я. Михайленко и др. показывают, что игра дошкольников способствует развитию творческого воображения, тем более при умелом руководстве взрослых. Благодаря игровой деятельности, у детей возникает потребность в созидании, что является одним из определений сущности личности человека. Так, развитие личности происходит в дошкольном возрасте через творчество в игре. [3,с.290] Л. С. Выготский пишет: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития». [1,с.32]

Огромное влияние оказывают на это развитие литература, музыка, фольклор, изобразительное и театрально искусство. Сила воздействия искусства на подсознание ребёнка очень велика. Колоссальный социальный опыт, заложенный в разных видах искусства, определяет огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста.

Знакомство ребёнка с произведением искусства помогает ему войти в удивительный, таинственный мир, отправиться в прошлое, а после — в будущее, ощутить запахи, услышать звуки, наполняющие творение мастера и получить возможность создать свою композицию по поводу данного произведения.

Воспринимать художественное произведение ребёнок может в соответствии с его жизненным опытом настолько, насколько это необходимо ему сейчас. Процесс творчества — это деятельность на стыке отражаемого явления и опыта ребёнка. Ребёнок не иллюстрирует чужой опыт, а говорит о своих переживаниях. «Художественное сопереживание взаимодействует с актуализируемым сходным житейским чувством, включая его элементы в свой состав, выступая при этом как новое чувство — художественное сопереживание самому себе» — писал Б. Н. Берхин. [2,с.44]

Ввести дошкольного ребёнка в мир искусства самым доступным и естественным для него способом поможет игра, ведь в игре и искусстве есть общее — сосуществование реальности и вымысла, а также волшебство перевоплощения. Очень важен эмоциональный фактор: и искусство и игра доставляют удовольствие. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребёнка средствами искусства с опорой на игровую деятельность, преобладающую у дошкольников.

Важную роль в развитии детей дошкольного возраста играет изобразительное искусство. Наличие изобразительных способностей благоприятно сказывается на детском творчестве. Ребенок от рождения получает задатки к изображению, но развитие изобразительных способностей происходит через упражнения, занятия, игры. Рисунки ребенка в возрасте от 1 года до 2,5–3 лет — это штрихи, линии, точки, лишь напоминающие изображения предметов. В 2,5–3 года дети проявляют интерес к книжкам с яркими картинками, различным народным игрушкам. С трехлетнего возраста у ребенка появляются навыки изображения различных предметов, умение ставить цели и достигать их.

К четырем годам ребенка начинают интересовать произведения живописи, графики, скульптуры. С трех — четырех лет у детей наблюдается интерес к жанру натюрморта, восприятию которого способствует знакомство в жизни с предметами, изображенными художниками. Младшие дети испытывают радость от встречи со знакомыми предметами и их изображением.

Желание творить — внутренняя потребность ребенка, но необходимо создать условия для свободы творчества, предоставить различные изобразительные материалы, возможность для наблюдения явлений природы, восприятия музыки, спектаклей, картин, способствующих зарождению и воплощению замысла.

В четырех-пятилетнем возрасте посещение музеев, выставочного зала оставят яркие впечатления у ребенка о встрече с искусством. Экспозиции декоративно-прикладного искусства помогут ребенку понять красоту природных материалов, возможности их воплощения в образы, декоративные произведения.

Восприятие пейзажной живописи наиболее доступно детям с пятилетнего возраста. Важное развивающее значение картин усиливается чередованием с наблюдениями за явлениями живой природы (золотая осень, ромашковый луг, первый снег и др.). У ребенка возникает желание выразить свои впечатления доступными средствами, которые он смог отыскать в произведении художника. [6,с.8]

Дети пяти-шести лет воспринимают произведения в жанре натюрморта как единый образ, созданный мастерством художника. Дети старшего дошкольного возраста могут участвовать в составлении композиции натюрморта, самостоятельно подбирая предметы, затем сделать набросок карандашом, а далее исполнить его в цвете.

Знакомство с графикой происходит через иллюстрации при чтении детских книг, сказок, где ребенок может рассмотреть образы героев сказок, рассказов, сказочные пейзажи, волшебные дворцы, а потом закрепить опыт при посещении представлений в цирке, в кукольном и детском драматическом театре.

Одним из самых прекрасных и сильных средств для внутреннего развития ребенка является музыка. В ней заключается мощная сила воздействия на человека. Ребенок при встрече с музыкой переживает ее как событие в своей жизни и приобретает положительный жизненный опыт. Музыка помогает выражать свои чувства. Приобщать детей к музыке нужно с раннего детства, учить слушать, слышать и понимать музыку. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учат слышать музыку, непрерывно совершенствуя умения вслушиваться и вдумываться в нее», — говорит известный педагог Д. Б. Кабалевский.

Во время слушания музыки от ребенка требуется особое внимание, напряжение душевных сил, она волнует и увлекает, пробуждает мысли и чувства. Музыка невидима, абстрактна, но как — будто стремится стать видимой. Она целиком захватывает ребенка, передавая свою энергетику, целиком активизируя внутреннее состояние.

Дошкольный возраст является очень важным этапом формирования многих ценных качеств личности, и очень важно не упустить период раннего и младшего дошкольного возраста, когда происходит интенсивное развитие восприятия. Музыка здесь играет одну из главных ролей, так как способствует развитию вкусов, интересов, эмоций. Известно, что уже в период внутриутробного развития музыка оказывает положительное влияние на развитие плода, а в первые месяцы жизни ребенка появляются предпосылки к формированию музыкальных способностей благодаря сильному воздействию музыки на эмоциональную сферу. Ребенок раннего возраста может выделить музыкальный звук из шума и других звуков и реагирует оживлением, вслушивается, улыбается, реагирует движением на звучание музыки.

У детей более старшего дошкольного возраста складываются музыкальные интересы и предпочтения, формируется способность узнавать знакомое произведение, определять его характер, понимать выразительность и образность. Первое проявление художественного вкуса характерно для дошкольников 6–7 лет, тогда же формируется оценочное суждение о музыке и ее исполнении.

Музыкальное воспитание способствует развитию у детей разносторонних способностей, памяти, воображения, является сильнейшим средством формирования эмоциональной культуры, нравственности, интеллекта.

Сосредоточенное внимание, работа сознания необходимы при прослушивании музыкального произведения для последовательного восприятия образов в процессе их развития. Запоминая отдельные эпизоды, образы, мотивы, ребенок воссоздает содержание и воспринимает звуки как музыку. Слушание музыки будит воображение и фантазию ребенка. Музыкальный опыт обогащает внутренний мир ребенка. Постепенно ребенок учится оценивать красоту музыкального произведения, воспринимать звучание музыки, как художественную последовательность звуков, выразительность тембров, гармонии. Развитие мышления в музыкальной практике способствует расширению кругозора и совершенствованию разносторонней умственной деятельности. Музыка является очень важным помощником в мире эмоций и чувств. Она способствует развитию эмоционального музыкально — образного мышления. Это совершенствует духовный облик ребенка, обогащая его жизнь, способствует развитию умения глубоко чувствовать и понимать ее явления. [7,с.29]

В музыкальном развитии дошкольника одно из ведущих мест отводится пению.

Песня обладает большим воздействием на нравственное и эстетическое развитие ребенка благодаря словесному содержанию. В песнях отражается опыт и история предыдущих поколений, настоящая жизнь людей или отдельной личности, эмоции и стремления. Песня будит фантазию, преображает мысли и чувства детей, приобщает к социуму и общественно-значимым событиям.

Одной из форм самовыражения и естественной потребностью детей является музыкальнее творчество. В процесс творчества вовлекается воображение, фантазия, эмоции и интеллект. Именно в творчестве возникает возможность выявления внутренней жизни души ребенка.

Раскрытию внутренних качеств личности, реализации ее творческого потенциала способствует синтез искусств. Идея интеграции находит свое воплощение в таком виде искусства, как театр. Он как- будто собирает в себе виды искусства и синтезирует их. Различные средства выразительности, характерные для разных видов искусства: музыки, танца, живописи, актерского мастерства — здесь соединяются воедино. Театрализованная деятельность способствует развитию творческих способностей ребенка и формированию целостной творческой личности. [8,с.155] Театральное искусство самое демократичное и доступное для детей дошкольного возраста. Способности к перевоплощению, самостоятельному нахождению средств выразительности для передачи образа, его характера, жестов и интонаций определенное выявляются у детей уже к пяти годам. Дети семи лет способны понимать причины поведения персонажей, давать оценку их поступкам. Театрализованная деятельность становится в этом возрасте более самостоятельной, творчески активной.

Театральное искусство более всего приближенно к ролевой игре, которая является ведущей деятельностью дошкольников. Художественное отражение жизни через образы характерно для игры (игровой образ) и для театра (сценический образ). Игровая форма роднит сценическое действие и игру ролевую.

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства имеет важное значение для комплексного развития личности ребенка, воздействия на его эмоциональный мир.

Занятия по театрализованной деятельности помогают формировать способности к самостоятельному мышлению через развитие детского творчества и способствуют общему психологическому и нравственно — эстетическому развитию. Приобщение к театральному искусству происходит не только при непосредственном участии ребенка к театрализованной деятельности, но и во время посещения театра, детских спектаклей и театрализованных представлений.

Всестороннее развитие личности ребенка, в том числе ее духовного потенциала, наиболее осуществимо через сферу искусства. Синтез искусств способствует раскрытию внутренних качеств личности человека в очень большой степени. [9,с.4] Необходимо ввести ребенка в мир искусства как можно раньше, ведь детство именно тот период, когда ребенок открыт всему новому и прекрасному, обладает эмпатией, любознательностью, искренностью. Музыка, литература, живопись, театр, хореография — те виды искусства, которые помогут решить важнейшие задачи педагогики по воспитанию гармонично развитой личности.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 1991.
  2. Берхин Б. Н. Общие проблемы психологии искусства. М. : Знание, 1991.
  3. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.
  4. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М. : Просвещение, 1984.
  5. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. СПб. : издательство Буковского, 2011.
  6. Аюева И. Воспитай личность. //Дошкольное воспитание. 2002 № 2.
  7. Голдобина, Е. Г. Музыка и развитие личности ребенка / Е. Г. Голдобина, Т. А. Азарова. // Образование и воспитание. 2015. № 4.
  8. Павленко, С. В. Развитие творческих способностей у детей средствами театрализованной деятельности / С. В. Павленко. // Молодой ученый. 2019. № 37
  9. Мун Л. Н. Синтез искусств как систематизирующий фактор художественного образования: Автореф. дис. … док. пед.наук. Москва. 2009
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дошкольный возраст
развитие
личность
искусство
синтез искусств
творчество
воспитание

Молодой учёный