The article reveals the problem of fiction as a means of emotional enrichment cultures preschooler. The necessity of initiation of preschool age children to read fiction.
Keywords: artwork, preschool age, the child, the emotions.
Художественная литература является источником насыщения эмоционального мира ребенка. Данный вид искусства дает возможность детям посмотреть на мир особым взглядом, увидеть прекрасную сторону обыденного. Ребенка дошкольного возраста должны окружать классические произведения, творчество разных народов мира и литература зарубежных и русских авторов.
Восприятие речи ребенком возникает раньше, чем он сам начинает говорить. Изначально воспринимает бытовые, обыденные слова, которые ребенок слышит чаще и подкрепляет смысл таких слов видимым объектом. Постепенно малышу приходится подключать к смысловому восприятию воображение, чтобы представить ситуацию, действие или объект, описываемое в речи, что, конечно же, сложнее. Чем больше ребенку начитывают произведений, тем интенсивнее развивается его способность к восприятию [3]. Для подкрепления образа у ребенка можно использовать яркие, красочные иллюстрации и игровые действия. Образ представляется как некая картина, созданная писателем или поэтом, тем самым приобретая определенную культурно-эстетическую ценность.
В детской литературе писатели применяют образность речи и художественную речь, что придает его произведению эмоциональную окраску, выразительность и яркость в действиях героев и их речи. Как правило, для детей дошкольного возраста образ героя какого-либо произведения является примером идеального нравственного, эстетического и социального поведения. Герой становится для детей кумиром, поведение и слова которого становятся для него значимыми. Ведь не редко от детей этого возраста мы можем услышать «Я Илья Муромец, буду помогать людям, как он», или «Когда вырасту, стану как Доктор Айболит, буду лечить животных».
Многие исследователи занимались изучением культуры личности, а именно ее обогащения. Среди таких исследователей были, например, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Л. С. Рубинштейн и многие другие. Так, К. Д. Ушинский считает чувства наиболее значимым звеном в психическом развитии дошкольника. Благодаря проявлению чувств ребенок особенно смотрит на окружающий его мир, нравственно совершенствуя свою личность [5]. По мнению В. А. Сухомлинского процесс формирования эмоциональной культуры личности неразрывно связан с процессом воспитания, которое заключается в гармоничном восстановлении сердца и разума [4].
Для детей дошкольного возраста характерна чувственная непринужденность, то есть особое восприятие образа ребенком. Эмоции и чувства ребенка вызваны не самим произведением, а красочностью образов, картин и способностью преподавателя показать, создать и донести главное в сознание ребенка. Дошкольники еще не знают, что такое лесть и маска эмоций, поэтому их эмоции при прослушивании произведения откровенны, естественны и порой слезы резко сменяются смехом [2]. Переживая все эмоции вместе с образами, дети по-настоящему верят в истинность событий, реальность происходящих действий, что накладывает определенный отпечаток в их внутреннем мире. Малыши наивно уверенны, что герои их любимых сказок (смелый Буратино, добрый Дед Мороз, веселый Незнайка и другие) действительно существуют. Эмоционально яркие герои художественных произведений надолго остаются в памяти ребенка и считаются основой «творческой смысловой игры» [1].
В ходе эмоционального восприятия художественных произведений важную роль играет способ эмоционально-сенсорного влияния. Этот способ включает в себя: создание эмоционально-насыщенной атмосферы и выделение при прочтении эмоциональных моментов. После прочтения художественного произведения можно вновь использовать метод актуализации эмоциональных моментов при обсуждении действий, поступков героев и оценки их деятельности.
Нами было проведено исследование, где в качестве респондента выступил ребёнок дошкольного возраста, подготовительной группы. Первым заданием было изучение способностей дошкольника определять модальность эмоции изображенного на рисунке человека, выделять её экспрессивные признаки. Это задание даёт возможность научить детей определять эмоции словом, понимать эмоциональное состояние человека по выражению лица, позе, жестам. В качестве материала нами были использованы: рисунки с изображениями лиц в различных эмоциональных состояниях; рисунки людей в определённом эмоциональном состоянии, выраженном движениями, позой, мимикой.
Ребёнку даётся задание внимательно посмотреть на рисунки и сказать, что изображено на них, что переживает человек на этом рисунке и как он узнал об этом. В результате исследования было выявлено, что ребёнок называет эмоции, идентифицирует их по признакам, обобщает («он грустный, у него слеза»).
Вторым заданием было изучение умений ребёнка находить соответствие схематически. Обработка полученных результатов поможет выяснить, в каком направлении обучать ребёнка восприятию и пониманию экспрессивных признаков. Дошкольнику предлагается прослушать сказку, но не обычную, а где будут называться чувствам главного героя. Ему будут предложены изображения главного героя, где он испытывает разные чувства. Задачей ребёнка будет, определить какие чувства испытывает герой, и как ребёнок узнал об этом. В ходе исследования было выявлено то, что ребёнок подбирает изображения героя соответственно с эмоциогенной ситуацией, что есть в сказке, так же ребёнок различает элементы экспрессии на схематическом изображении.
На основе проведенного исследования можно сказать, что беседа с детьми после прочтения художественного произведения способствует формированию интереса к художественной литературе. При проведении беседы целесообразно использовать игровую форму с жестикуляцией эмоциональных состояний героев произведений, наглядным материалом в виде картинок, видеороликов, серии полотен и т. п., а также создавать ситуации, способствующие самостоятельной активности ребенка в названии психологических состояний героев.
Период дошкольного детства является определяющим в развитии эмоциональной сферы ребенка, где особое влияние, наибольшая значимость, отводится именно художественной литературе.
Литература:
- Алиева Т. А. Проектирование условий эстетического развития содержания и формы //Дошкольное воспитание, 1998. -№ 1. — 90 с.
- Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада; Под ред. Кошелевой А. Д. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- Мухина В. С. Психология дошкольника. Учебник для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ; Под ред. Венгера Л. А.—М.: Просвещение, 1975.—239 с.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям –– Киев: Радянська школа, 1974. — 288 с.
- Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т.3. М. — Л.: АПН РСФСР, 1948. — 692 с.