This article describes the educational opportunities of modern literature, which were used during the development of a work plan for the establishment of the culture, and especially the influence of art works on the process of identity formation.
Keywords: child and adolescent reading, morality, reading, contemporary literature, educational potential, mapping, dialogue of cultures.
На протяжении многих десятилетий наша страна была самой читающей в мире, а любовь к чтению считалась многими одним из отличительных свойств русской культуры и российского общества. Сегодня молодёжь с неохотой и очень мало читает художественную литературу. Очевидно, книга помогает формировать нравственные принципы, культурные ценности, овладевать информацией, накопленной многими поколениями, учит давать оценку собственным и чужим поступкам. В процессе чтения художественных произведений усваиваются мировоззренческие понятия о месте человека, его целях и устремлениях, приходит понимание истинности тех или иных нравственных решений [2].
Снижение интереса к чтению приводит к обеднению эмоциональной и интеллектуальной сфер развития школьников. Понижение статуса чтения в обществе — тревожное и опасное явление в отечественной культуре. По данным различных исследований, с каждым годом в стране увеличивается количество нечитающих людей. Результаты международного исследования РISА 2000 г., в котором оценивались результаты обучения, грамотность учащихся в чтении, математике и естественных науках, так и не стали достоянием широкой общественности. Акцент был сделан на навыках чтения. Среди 32 индустриально развитых стран Россия заняла 27-е место. В странах, опередивших Россию, более 90 % регулярно читающих подростков. По количеству читающих подростков (72 %) Россия уступила Франции, Австралии и Италии, хотя и обогнала Японию и США.
В исследовании РISА-2009 приняли участие уже 65 стран. От России в данном исследовании участвовало 213 образовательных учреждений из 45 субъектов РФ. По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли 41–43-и места.
Социологические исследования, проведённые примерно в это же время, также подтвердили тревожность ситуации с детским и подростковым чтением. Например, число постоянно читающих с 1994 по 2004 г. уменьшилось с 49 до 26 %, с 23 до 34 % выросло число тех, кто вообще не читает книг. Сократилось число тех, кто приобретает книги. Если в 1994 г. книги покупал каждый второй (58 %), то в 2004 г. — только каждый пятый (20 %). Тенденция к снижению читательского спроса среди молодёжи подтверждалась и последующими исследованиями [6]. Не удивительно, что чтение художественной литературы перестало определять досуг молодёжи.
Одним из эффективных путей решения этой проблемы являются уроки внеклассного чтения в Доме культуры на примере клубного формирования «Созвездие»:
1) на уроках внеклассного чтения создаётся непринуждённая обстановка, здесь есть возможность высказать любую точку зрения, предложить книгу для обсуждения, делать иллюстрации к ней и участвовать в инсценировке её отдельных эпизодов;
2) занятия внеклассным чтением можно проводить не только в традиционной форме (беседа, обсуждение проблемы, поднятой в произведении), но и в игровой (викторины, кроссворды, уроки-соревнования, построенные по аналогии с известными телевизионными программами «Умницы и умники», «Своя игра» и др.). При подготовке особое внимание необходимо уделять подбору таких вопросов и заданий, ответы на которые предусматривают хорошее знание текста, — это побуждает учащихся к внимательному самостоятельному чтению [3];
3) книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения (причина чисто психологическая: всё, что обязательно, то скучно), для занятий можно выбрать произведения современных авторов, которые могут заинтересовать ребят.
Интересный материал приводит в своей статье П. С. Самава [8]. Выбраны произведения несопоставимые — «Бегущий за ветром» X. Хоссейни и «Концерт «Памяти ангела» Э.-Э. Шмитта, но по праву считающиеся шедеврами современной литературы. Эти книги можно прочитать, как в кругу семьи, так и на занятии в Доме культуры.
Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания, расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.
Дети в младшем школьном возрасте живут не одну, а несколько жизней сразу: свою и героев сказок, житий, фильмов. Главная возрастная особенность: стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий [7].
Сборник новелл Шмитта «Концерт „Памяти ангела”» получил в 2010 г. Гонкуровскую премию, а дебютный роман Хоссейни «Бегущий за ветром» стал мировым бестселлером в 2005 и 2006 гг., опередив даже «Гарри Поттера». Произведения отличаются и по объёму, и по стилю; их авторы — представители Востока и Запада. Но в этих «разных» произведениях затронуты одинаковые нравственные проблемы. В основе новеллы и романа — библейская легенда, противостояние личностей, грех и возможность его искупления. В книгах нет чёткого разделения героев на положительных и отрицательных, как во многих произведениях школьной программы. «Бегущий за ветром» и «Концерт „Памяти ангела”» учат искать причины поступков людей, анализировать их, что очень важно научиться делать в школьном возрасте.
В новелле «Концерт «Памяти ангела» рассказывается о двух музыкантах. Произведение является парафразом на историю библейских Каина и Авеля, на что указывают даже имена музыкантов. В то же время Шмитт создаёт новый финал, настаивает на том, что люди могут меняться. Глубокий смысл, но с другой стороны, простой и понятный, сможет заинтересовать школьников. Можно открыть дискуссию на данную тему, в результате чего, ребята смогут анализировать и психологически переносить на себя ситуации, определить своё мировоззрение, своё понимание окружающего мира, сформировать и понять своё поведение в обществе.
«Бегущий за ветром» — проникновенная история о дружбе и верности, о предательстве и искуплении. Нежный, тонкий, ироничный и по-хорошему сентиментальный, роман Халеда Хоссейни напоминает живописное полотно, которое можно разглядывать бесконечно.
Воспитательный потенциал литературы воспринимается ребёнком, если созданы условия свободного общения, сотрудничества, сотворчества, учтены особенности его субъективного мира, мотивы поведения детей, подростков, юношества, их ориентированность на те или иные социальные, природные, национальные, художественные ценности, обращённость к индивидуальному опыту человека [5]. Такие условия будут способствовать анализу уровня восприятия литературы школьниками, помогут понять, насколько ребята осознают воспитательное значение современной литературы, в какой степени сформированы у них основные и ценностные ориентации, мировоззренческие, нравственные убеждения, также открывается внутренний мир школьника, который, со временем, он начинает понимать, осознавать и чувствовать.
Сегодняшний школьник ищет ответы на волнующие его вопросы в современных произведениях, рождённых той духовной атмосферой, в которой находится сам. Безусловно, возможности максимального использования, идущего от самого читателя запроса, его готовности к восприятию текущей, близкой по времени литературы в целях идейного, духовного, нравственного и эстетического воспитания личности наиболее полно может реализовать именно педагог-словесник. При этом нельзя не учитывать специфических трудностей, возникающих при восприятии современной литературы, прежде всего — трудностей при отборе самих произведений [1].
Сопоставляя книги западных и восточных авторов, учащиеся чаще всего находят только различия. Но в зарубежной литературе есть немало произведений, объединённых нравственными проблемами, как, например, «Бегущий за ветром» и «Концерт «Памяти ангела», которые привлекают внимание школьников.
Педагогическая наука и практика подтверждают важность формирования духовно-нравственных ценностей, идеалов, начиная с детского возраста. Отсутствие детской духовной направленности в воспитании является одной из причин деструктивного поведения младших школьников [7].
Предлагая книгу для чтения, необходимо предполагать, что она может дать детскому чувству и уму, что сможет почувствовать ребенок, когда прочтет её. При подборке произведений на занятие клубного формирования «Созвездие» необходимо стремиться к тому, чтобы произведение соответствовало возрастным, когнитивным и морально-личностным особенностям подростка. Духовно-нравственное воспитание следует понимать как процесс воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности школьника с целью приобщения его к системе духовных ценностей, создания условий для поиска и нахождения школьником личностного смысла этих ценностей, формирования стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними, а также способности к духовному саморазвитию. Однако и самому педагогу не менее важно «определить собственную стратегию развития в освоении соответствующих технологий взаимодействия с воспитанниками и их окружением» [9].
Литература:
- Волков Б. С. Психология подростка: Учебное пособие. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. — с. 208.
- Горлова Н. А. Дети нового типа сознания и современное образование / Н. А. Горлова // Педагогика культуры. 2006. № 5. С. 15–18.
- Каган М. С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории / М. С. Каган // Педагогика культуры. 2005. № 3. С. 12–21.
- Лысенко В. Ноосферная школа / В. Лысенко // Родительское собрание. 2007. № 4. С. 15–29.
- Джало Т. Проблемы детского чтения // http://сhitalochka-ru.ru/chteniye/problemyi-detskogo-chteniya.html.
- Координационный совет региональных центров чтения. Чтение нового поколения: социологическое исследование 21.11.2010 года. //http://www.chtenie-1.ru/publications/4902.
- Лаптенок А. С. Нравственная культура личности: Условия формирования / Под. ред. Лаптенка А. С. — Мн.: 2002. — с. 180.
- Самава П. С. Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников // Воспитание школьников. 2012. № 7. С. 37–41.
- Щелина Т. Т. Меняющийся мир детства в современном пространстве взрослых// Молодой ученый. 2015. 22.1. С.9–11.