Смысловое чтение современной детской литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 01.01.2019

Статья просмотрена: 1521 раз

Библиографическое описание:

Мошкина, Л. В. Смысловое чтение современной детской литературы / Л. В. Мошкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 169-170. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55287/ (дата обращения: 17.12.2024).



Чтение — масштабное социальное, педагогическое, историческое, культурное явление, которое развивается в различных институциональных и неинституциональных формах. В современную электронно-информационную эпоху чтение приобретает новые черты, получает новое осмысление: оно становится открытым (имеет новые формы, характерно многоплановое содержание текстов), появляются разнообразные способы социальной коммуникации (открытые сообщества чтения), рождается новый тип читателя (открытый читатель). Особый статус чтения в том, что оно «остается единственным способом приобщения к мировому знанию (науке, культуре) и опыту(интеллектуальному, эмоциональному, прагматическому), зафиксированному в письменной форме на любом носителе…в этом его сверхсущность» [2,26].

Чтение, помогающее воспитывать человека, думающего, анализирующего, рефлексирующего, помогающее «взращивать» читателя-творца, соавтора, критика, — смысловое. Миссия смыслового чтения — в формировании человека духовного, умеющего самореализовываться, самоопределяться. Смысловое чтение определяется как система индивидуальных приемов читательской деятельности, способствующих постижению ценностно-смыслового аспекта художественного произведения [3,165].

Несмотря на сложность и противоречивость современной детской литературы, она вызывает неподдельный интерес у современных подростков, так как поднимает современные проблемы, порой болезненные, трудные, дает ответы на вопросы сегодняшнего дня, не является назидательной, она позволяет смотивировать современного подростка на чтение. Через увлечение — к осмыслению. Страницы современной детской литературы дают возможность принять подростку общечеловеческие ценности как личностно значимые. Чтение данной литературы детьми и подростками на уроке, вне урока, самостоятельно позволяет формировать читательскую компетенцию, которая реализуется в умении восстанавливать контекст, связывать воедино все элементы информации, соотносить прочитанное со знаниями из других областей и собственным опытом, критически осмысливать тексты.

Так, знакомя младших подростков с произведением норвежской писательницы М. Парр «Вафельное сердце», выберем страницы, рассказывающие о невероятно удивительных и смешных приключениях главных героев Лены и Трилле (главы «Дыра в живой изгороди», «Тушение ведьмы», «Ной и его катер», «Возьмем папу в хорошие руки» и др.), для которых во всех ситуациях важны дружба, взаимопонимание, поддержка. Составляя смысловую карту, обратимся и к грустным эпизодам — смерть бабы Тети, отъезд Лены, поиск Леной папы, дающие возможность понять ценность жизни, полной семьи, малой родины. Выпишем мудрые мысли книги: «В жизни случается все: и плохое, и хорошее», «Мечты всегда сбываются», «Главное в жизни — доброта» и др., прокомментируем их, соотнесем со своей жизненной философией. А итог размышлений — над смыслом названия: что же такое вафельное сердце — любимое печенье всех героев или что-то иное. Приходим к выводу — смысл более глубокий: вафельное сердце — символ большой и дружной семьи. Дома мы испечем по рецепту бабы-тети эти печенья, угостим всех родных, заинтересовав и их книгой, затем просим создать свой рецепт, только рецепт счастливой семьи. Формула счастья для многих подростков оказалась проста: любовь родителей, здоровье близких, семейные праздники, но как же трудно применима она для многих из них.

Обратившись к произведению французского педагога, писателя Даниэля Пеннака «Собака Пес», составим сравнительную таблицу «Законы жизни собаки» и «Законы жизни человека». Заполняем ее по ходу чтения: 1) «Главное увертливость — искусство уворачиваться от удара», 2) «Не брать чужое», 3) «Хорошее обоняние» — законы собак. «Не убей», «Не укради», «Быть культурным» и др. — законы человека. Мы видим, что эти жизненные принципы во многом похожи, что сближает человека и животное. Для того чтобы еще больше подросток осмыслил жизнь животных на примере собаки Пса, предложим написать письмо от имени своего любимого животного своему хозяину. Как много открылось юным читателям для них самих в их же письмах: невнимание, равнодушие, жестокость к когда-то «выпрошенному подарку родителей». Еще одним творческим заданием по данному произведению будет «Аргументы». Учащимся необходимо заинтересовать других в прочтении этой книги и продолжить следующие предложения-рассуждения: «Эту книгу стоит прочитать людям, которые…(опиши характер и особенности этих людей)»; «Ее надо обязательно прочитать потому, что…»; «Больше всего мне понравилось…»

Вот примеры некоторых ответов: «Эту книгу следует прочитать людям, которые еще не поняли, что если ты завел собаку, то это на всю жизнь, как написал Д. Пеннак» (Маша, 6кл), «Ее надо обязательно прочитать потому, что мы часто не понимаем животных» (Иван, 7 кл), «Больше всего мне понравилось, что собака Пес всех воспитала и научила жить по-человечески» (Данил,7 кл).

Еще одной немаловажной актуальной проблемой, поднятой в не сказке для не взрослых А. А. Лиханова «Мальчик, которому не больно», является жизнь больного ребенка, инвалида. Смысловое прочтение организуем с помощью Карты текста, на которой необходимо отметить путь движения машины, что является началом произведения (путешествия), вершина горы — самый интересный момент, лес и кусты — самый непонятный и трудно читаемый момент, туча — трагический момент в произведении, река — будущее героя. Составление синквейнов определит читательское восприятие подростков:

«Мальчик

Добрый и жизнелюбивый

Любит, ждет и надеется

Хочет жить в полной, хорошей семье

Вера».

В творческих письменных работах «Диалог наедине с собой» подростки рассуждают на темы «Самое главное в жизни для меня — это…», «Как жить, если ты другой?», «Мой путь к вере». Внутреннее прочтение этой серьезной книги заставляет переосмыслить свои жизненные ценности. На первое место выходят ценности религии, жизни, милосердия, духовности, силы духа, ответственности, семьи.

Итак, богатый ценностный потенциал современной детской литературы и ее осмысленное прочтение позволяют создать педагогические условия для формирования нравственных представлений, принятия моральных ценностей и переживания эмоционального опыта подростков, для воспитания духовно-нравственной личности.

Литература:

  1. Лиханов А. А. Мальчик, которому не больно: [Не сказка для не взрослых]/ А. А. Лиханов.- М.: Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность»,2009.-71с.
  2. Мелентьева Ю. П. О чтении (Размышления о теоретических аспектах чтения).-Москва: Издательство «Канон+», 2015.-184с.
  3. Мосунова Л. А. Структура и развитие смыслового понимания художественных текстов.- Москва: ПЕР СЭ-Пресс,2006.-336с.
  4. Парр М. Вафельное сердце.-М.:Самокат,2011.-208с.
  5. Пеннак Д. Собака Пес.-М.: Самокат,2009.-176с.
  6. Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности).- М.: Школьная библиотека,2005.-512с.
Основные термины (генерируются автоматически): современная детская литература, вафельное сердце, жизнь, книга, подросток, смысловое чтение, чтение.


Задать вопрос