Познавательные сказки как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тепер, Е. М. Познавательные сказки как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО / Е. М. Тепер, Н. А. Гизатулина, Е. В. Конопля. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 355-357. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95880/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена познавательным русским народным сказкам как средствам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. В статье представлены русские народные сказки, которые призывают детей к патриотизму.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, формирование патриотического воспитания, познавательное развитие, русские народные сказки, фольклор.

На сегодняшний день патриотическое воспитание детей занимает важное место при реализации ФГОС ДО и стоит очень остро. У детей полностью отсутствует патриотическое воспитание. Сейчас ребёнок, начиная с раннего возраста, смотрит далеко не нравственные мультики, под этим влиянием у детей полностью или частично искажены такие нравственные качества как: доброта, милосердие, справедливость, совестливость, чувства ответственности, солидарности. У детей отсутствует понятие патриотизма, как и само понятие Родины.

Патриотизм — это политический принцип, социальное чувство, осознанное привязанность к Родине, преданность Родине, готовность к жертвам ради неё, осознанная любовь к своему народу, его традициям. Желание сделать для Родины что то нужное [1].

Все эти принципы патриотизма как нельзя лучше нужно объяснять детям с самого детства через сказки, передавая интонациями в процессе прочтения сказок и вопросами после прочтения нужные эмоции. Именно сказки позволяют развивать патриотизм у маленьких граждан [2].

Кто и когда сложил первую сказку никто не знает, но стоит нам прочитать: «В некотором царстве, в некотором государстве» — а именно так обычно начинаются многие русские сказки — и вот мы уже далеко, далеко от дома, отступает куда то обыденная жизнь и вокруг — леса дремучие, луга заповедные, сады диковинные, дворцы беломраморные… И в этом волшебном, полном чудес краю живут и Иван-Царевич, и Василиса Премудрая, и Кощей Бессмертный, и Баба-яга, и Конёк-горбунок….

Там мчится по нему летучий корабль, там «30 витязей прекрасных чередой из вод выходят ясных», там в диковинном саду у чудовища безобразного растет цветочек аленький, краше которого нет на белом свете, а в таинственных владениях богатырки Синеглазки журчит живая вода….

А вот «Золотой дворец стоит, как жар горит. У ворот кишат страшные змеи, на золотых цепях прикованы, огнём пышут. Возле колодца золотой ковш на золотой цепи прикован. Иван-царевич зачерпнул воды, напоил змей — они улеглись, присмирели. Зашёл Иван-царевич во дворец …»..

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…» Как нелегко было Андрею-стрелку добыть для завистливого царя кота-баюна, а Иванушки-дурачку — Царь-девицу! Сколько бед испытал Иван-царевич, прежде чем привёз царю-батюшке молодильные яблоки и живую воду!

Без волшебства нашим героям никогда бы не справится ни с Кощеем, ни с царём подводным, ни с вихрем-злодеем. Да не всем приходят на помощь чудесные силы — они только с теми, кто сердцем щедр, к людям справедлив, слабым защитник, труда не боится. Тут уж и Баба-яга и хищная птица Нагай и сват Наум, который «то, не знает, что», и неуловимая голубая змейка, помогают смелым героям во всех их добрых делах [3].

«Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Сказка — это тот жанр в мировой литературе с которым человек встречается назарее своей жизни и с которым не расстается до её конца. И это понятно. Ведь настоящие сказки создаются всегда как бы «на вырост», с годами человек открывает в сказке всё новые и новые пласты и глубины, познание окружающего мира. Именно в сказке сконцентрированы извечные категории морали — Добро и Зло, Правда и Ложь, Счастье и Беда, — которые должен с первых же шагов по жизни усвоить человек, что бы вырасти настоящим Гражданином. Подобное отношение к сказке всегда в традициях народа — будь то сказки народные, уходящие своими корнями в фольклорные глубины, в славянскую мифологию, в язычество, будь то сказки великих русских писателей.

По словам К. И. Чуковского, «Цель сказочников воспитать в человеке эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою» [4].

Этих принципах в своих сказках придерживался А. М. Горький, оставаясь на позициях своих взрослых воззрений он являлся ярким сторонником совести, правды и справедливости. Человеком остро чувствующим красоту окружающего мира и жизни. В своих публичных выступлениях А. М. Горький подчеркивал особую роль сказки в воспитании подрастающего поколения, составлял рекомендательные списки для детского чтения куда неизменно включал сказки [5].

Особое место в детской литературе занимают сказки А. П. Гайдара. Он написал их всего две — известнейшую «Сказку о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове», и менее известную сказку «Горячий камень». Это сказки не просто героика романтического повествования — это притча глубокого философского взгляда на сущность бытия понятного ребёнку.

Большую роль в привитии ребёнку любви и понимании родной природы играют сказки В. В. Бианки. Его сказки учат любить птиц, зверей, родные просторы, стойко переносить любые невзгоды. Характерны слова, вложенные писателем в разговор Зиньки (синичка) обращающейся к соловью: «Да ведь ты соловей, тебе-то что: сегодня здесь спел, а завтра там. А я Синичка. Я где родилась, там всю жизнь и проживу». В этой фразе сконцентрирована горячая связь к родной земле, к родной природе, дороже которой нет ничего на свете.

Непосредственно к детской аудитории в детских произведениях обращался и К. Г. Паустовский. Он был убеждён в том, что «Сказка — это воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном». В своих сказках Паустовский ориентировался, прежде всего на реальную жизнь, а сказочной формой пользовался, по тому, что полагал: именно сказочная форма наиболее доступна детскому восприятию и пониманию. Кроме высокой гражданственности и патриотизма, сказки Паустовского отличают и романтическая тональность, поэтичность повествования. Всё это воплощено в сказке «Стальное колечко» и «Тёплый хлеб».

В ориентации на воспитании в ребёнке уважения к труду — этой первооснове единственно справедливого человеческого существовании наиболее последовательно был в своём творчестве Е. А. Пермяк, он обращался непосредственно к детям и юношеству, следовал идеям Горького о том, что всё лучшее у нас создаётся энергией трудового народа.

Это только небольшой список писателей, которые в своём творчестве обращались к жанру сказки. Можно бесконечно продолжать этот список: П. П. Бажов, В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик», В. А. Каверин, С. В. Михалков «Праздник непослушания» и т. д.

Каждый воспитатель должен стремиться к тому, чтобы оставить после прочтения сказки в душах своих маленьких слушателей ощущения победы добра и света над злобным коварством и тьмой. Именно со сказки начинается формироваться желание маленького гражданина сделать для Родины, для людей что-то нужное и полезное. При необходимости совершить подвиг. Именно русские народные сказки положили начало региональным сказкам, в которых описывается неизведанный, загадочный мир в давние времена, который и по сей день окружает маленьких слушателей. На региональных сказках воспитывается маленький патриот малой Родины [6].

Региональные сказки описывают природу родного края и подвиги героев защитивших родной край от бед. И эти герои должны становится кумирами детей. При прочтении сказок эти расшифровки сказочных ситуаций должны воспитывать нравственность у подрастающего поколения [7].

Предположим невероятное: человечество утратило нравственное представление. Исчезла память, т. е. знания прошлого опыта, люди забыли, как относится к злу и добру, к верности и предательству, к правде и кривде, — всё спуталось. Но сохранились народные сказки. По ним одним можно восстановить основные моральные нормы, потому что все русские сказки учили и сейчас учат, как жить человеку среди людей и как нельзя жить. Одна из основных идейных формул сказки — «Что посеешь, то и пожнёшь». Если герой не добр, равнодушен, жаден, он в нужный момент не получает поддержки и терпит поражения. Сострадательный, щедрый в конце концов всегда вознаграждён, и это даже не плата за добро, а естественное следствие добра. Сказки учат детей и в окружающей действительности наблюдать победу добра над злом, вознаграждение работоспособности, порицание лени. Видеть героев среди окружающих людей, которые совершают подвиги ради своего народа и Родины [8].

Старые добрые сказки разных народов, живущие в стране и за её пределами, родились давно, веками передавались из уст в уста, над каждой трудилось множество талантливых рассказчиков. Поэтому так хороши и так мудры народные сказки. Сказки разных народов отличаются по своей форме и стилю. Различны герои и их приключения. В каждой из них отражены характер и психология народа, своеобразие национального колорита. Но есть в этих сказках и много общего — это стремление всех народов рассказать о своей истории, борьбе за свободу и счастье, о желании стать полноправными хозяевами своей жизни. Это вера в свои силы, свою непобедимость. Ради счастья своей Родины, своего народа герои многих сказок, не щадя жизни, идут на испытания и трудности. Мир сказок — мир народной мудрости, народных идеалов, нравственных и эстетических ценностей. Утверждая высокие моральные принципы, уважение к человеку, совестливость, честность, они являются веками испытанным воспитателем каждого нового поколения. Сказки обогащают ум, учат доброте и трудолюбию, пробуждают желание бороться со злом, развивают творческую фантазию, воспитывают любовь к родной земле, чувство гордости за свой народ, прививают уважение к другим народам и национальностям. Полон чудес сказочный мир, всё возможно в нём.

Богатейший опыт развития литературы для детей убедительно показывает, что можно и необходимо говорить о её особой сфере — о сфере русской сказки. Можно утверждать с полным основанием, что русская сказка занимает ведущее место в детской литературе и перспективы её дальнейшего развития самые оптимистичные.

Ребёнок, сопоставляя сказки с окружающим миром, начинает учиться патриотизму. Задача воспитателя ДОО — помочь ребёнку сделать правильный вывод. Важную роль в формировании патриотизма занимают беседы педагога с родителями. В этих беседах воспитатель нарабатывает одинаковую линию вопросов и объяснений при прочтении рекомендуемых произведений.

Литература:

1. Афанасьева, Л. И. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте [Текст] // Развитие речи и речевого общения дошкольников Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 4. — С. 33–35.

2. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 2. — С. 25–27.

3. Выготский Л. С. Детская психология // Собр. Соч. — М., 1982.- т. 4. — 386 с.

4. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.- 272 с.

5. Денисенко Н. Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — с. 100.

6. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В. Н. Столетова, О. Г. Свердлова. — М.: Педагогика, 1980.- 320 с.

7. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ. ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. — М.: Детский центр Венгера, 1996. — 60 с.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, народ, окружающий мир, патриотическое воспитание, ребенок, детская литература, живая вода, родная земля, родная природа, родной край.


Ключевые слова

патриотизм, фольклор, патриотическое воспитание, познавательное развитие, русские народные сказки, формирование патриотического воспитания

Похожие статьи

Народные подвижные игры как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников

В статье описывается использование традиционных методов народной педагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возрастав условиях современного общества. Раскрываются сущность, приемы и методы русской народной педагогики, используемые в нравс...

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...

Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре бурятского народа

В статье рассматривается актуальность и сущность процесса приобщения детей к народной культуре, условия приобщения к народной культуре.

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы

В статье раскрываются актуальность и эффективные условия экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы.

Работа воспитателя с дошкольниками по реализации нравственно-патриотического воспитания в условиях внедрения ФГОС ДО

В статье речь идет об организации работы воспитателя по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора

В данной статье исследовано развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора. Раскрыты понятия: интерес, познавательный интерес. Проведена исследовательская работа в МБДОУ ЦРР Детский сад «Жемчуж...

Роль народной игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается какую роль оказывают народные игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Похожие статьи

Народные подвижные игры как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников

В статье описывается использование традиционных методов народной педагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возрастав условиях современного общества. Раскрываются сущность, приемы и методы русской народной педагогики, используемые в нравс...

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...

Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре бурятского народа

В статье рассматривается актуальность и сущность процесса приобщения детей к народной культуре, условия приобщения к народной культуре.

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы

В статье раскрываются актуальность и эффективные условия экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы.

Работа воспитателя с дошкольниками по реализации нравственно-патриотического воспитания в условиях внедрения ФГОС ДО

В статье речь идет об организации работы воспитателя по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора

В данной статье исследовано развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора. Раскрыты понятия: интерес, познавательный интерес. Проведена исследовательская работа в МБДОУ ЦРР Детский сад «Жемчуж...

Роль народной игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается какую роль оказывают народные игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Задать вопрос