Изучение хоровода как одной из форм русского народного танца | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пурганова, А. А. Изучение хоровода как одной из форм русского народного танца / А. А. Пурганова, Е. А. Карталева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41.1 (488.1). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106753/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена особенностям изучения одной из форм традиционного русского танца — хороводу, его истории, основным рисункам и техникам исполнения.

Ключевые слова: народный танец, хореографическое искусство.

Хоровод является одной из самых ярких и самобытных форм народного танца. Он имеет глубокие исторические корни и является неотъемлемой частью национальной культуры. Изучение хоровода на занятиях народным танцем всегда начинается с ознакомления с его историей, традициями и видами.

Хороводы, отделившись от обрядов, во многом сохранили тематику, поэтические образы, форму старинной игры. Ему предшествовали ранние виды древнего танцевального творчества, в частности, обрядовые пляски. Такие хороводы объединяли и собирали большое число народа и обставлялись с особой торжественностью.

Главным участником хороводов были девушки. Мужчины молодые, неженатые присутствовали как гости и вступали в хоровод лишь по приглашению хороводника или хороводницы. Это музыкально и творчески одаренные люди, обладающие определенной фантазией, от которых зависит оригинальность, необычность, сложность переплетения рисунка хоровода. В их задачу входило не только заведение хоровода, но и его организация.

Хоровод, являвшийся всегда массовым танцем, способным воспринимать различные песенные ритмы и формы построения, украшать любые праздники, те или иные события в жизни русского человека, можно разделить на две основные группы.

В основе одной группы лежит игра, которая раскрывает содержание песни. Здесь средствами пластики, движениями, жестами изображают то, о чём поется в песне. Называются эти хороводы игровыми. В основе другой группе хороводов, когда сюжетная сторона не берется во внимание, а средствами пластики выражается ее общее эмоциональное настроение и называются они — орнаментальные.

Форма игровых хороводов до нас дошла почти в неизменном виде. Это небольшие законченные музыкально-драматические сценки, в которых разыгрывают содержание песни исполняемой остальными участниками стоящих или двигающихся по кругу. Игровой хоровод имеет тесную связь с обрядами, обнаруженную в характере действия. Исполнители здесь изображают предметами жизнь пластикой, используя для этого детали одежды, платочек, ленты и т. д. В хороводах, как и в обрядах, наряду с изображаемыми предметами, используют настоящие вещи — берёзки, венки, куклы.

С появлением хороводов как самостоятельного вида, где с одной стороны продолжают жить игровые хороводы, а с другой стороны, появляются и такие, основная функция которых — развлечение. Такие хороводы и есть орнаментальные. Они обычно исполняются под песни, в поэтических сюжетах которых большое место занимают светлые лирические темы дружбы и любви, брака и семьи. В их тексте нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, они отличаются большей изобразительностью, отчего и получили в народе своё второе название — фигурные, узорчатые, рисунчатые, кружевные.

По характеру исполнения хороводы делятся на «наборные», «разборные», «плясовые» и т. д.

Наборный хоровод — набор исполнителей, приглашение в хоровод. Наборными хороводами начинались гуляния. Хоровод начинал один из участников, выбирая себе пару. К ним присоединялись другие, вновь выстроенные участники.

Разборный хоровод — разбор исполнителей, выход из хоровода. Разборные хороводы были распространены меньше обычного, ими заканчивались гуляния.

Плясовой хоровод — отражение общего настроения песни без изображения того, о чем говорится в ней. В плясовых хороводах на первый план выдвигается хореографическое начало. Песни, сопровождающие их, в разных регионах и областях назывались по разному: «круговые», «ходовые», «гулевые», «уличные», «таночные» и т. д. Исполнители точно и отчётливо выбивают ногами ритм танцевальных па, установленных местными традициями. Содержания песен плясовых хороводов самое разнообразное: лирическое, этическое, драматическое, а порой и шуточное.

Связь хоровода с обрядами заключается в отражении в них любовной, семейно-бытовой, трудовой деятельности и т. д. Наиболее древними из них следует считать те хороводы, которые знаменовали времена года и делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние.

В основе хороводов лежат три основных рисунка: круг, колонна, шеренга. По этим трем основным рисункам, их композиционному построению хороводы называются «круговые», «линейные», «смешанные».

Рисунки, используемые в хороводах, за счет положений рук: подняты вверх, опущены вниз, раскрыты в стороны, соединены, не соединены, держатся за концы платков и т. д., имеют бесчисленное количество вариантов.

«Корзиночка» — состоит из фигуры круг в круге. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центру, исполнители берутся за руки, образуя каждый свой круг. Затем, подняв соединенные руки вверх, внешний круг, сделав шаг вперед к внутреннему кругу и, через их головы опускают свои руки на руки стоящих во внутреннем кругу, образуется явный переплетенный круг — «корзиночка».

«Восьмёра» — состоит из двух кругов стоящих рядом, двигающихся в разные стороны, но в определённый момент участники переходят через одного в противоположный круг.

«Улитки» — образуются от продолжения движения, постепенно уменьшая диаметр круга и образуя, таким образом, несколько кругов заведенных по спирали. Развивание может идти в обратном направлении.

Кроме круга как основного композиционного рисунка в хороводах, и особенно в орнаментальных хороводах, встречаются такие фигуры, как:

«Круг в круге» — когда внутри большого круга, расположен поменьше. При этом оба круга могут двигаться в одну сторону, а могут направлении, а могут быть и другие варианты.

«Змейка» («уж») — может начинаться из линии, а может быть развитием круга.

«Улица» («проулочек», «стенка») — образуется из двух параллельных линии стоящих на небольшом расстоянии, лицом друг к другу и двигающихся или одновременно друг к другу, или по очереди.

«Воротца» («воротики») — образуется из двух линий исполнителей стоящих одна против другой «улицей». Пары одной линии, взявшись за руки, поднимают их вверх, образуя «воротца», а пары другой линии с опущенными руками, проходят в эти «воротики» и наоборот.

«Гребень» («прочёс») — основой этой фигуры является расположение исполнителей в две линии друг против друга. Движутся «стенкой» навстречу друг другу. Встретившись, продолжая двигаться вперед, проходят сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами.

Лишь после изучения истории и особенностей хороводов, после изучения теории учащиеся могут перейти к практике.

В заключение хочется отметить, что изучение хоровода на занятиях народным танцем помогает учащимся не только развить свои танцевальные навыки, но и узнать больше о национальной культуре и традициях своего народа.

Литература:

  1. Бочкарева Н. И. Русский народный танец: теория и методика: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Н. И. Бочкарева. — М.: Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006. — 179 с.
  2. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии / Общая ред. и послесл. М. Левина.– М.: Искусство, 1964. 368 с.
  3. Заикин Н. И. Русский народный танец: учебное пособие. Ч. 1: Хороводы / Заикин Н. И., Заикина Н. А.– М.: Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2015. — 95 с.
Основные термины (генерируются автоматически): хоровод, круг, народный танец, друг, внутренний круг, изучение хоровода, линия, национальная культура, содержание песни, средство пластики.


Похожие статьи

Русские народные танцы как бесценный источник культурного...

В статье рассматриваются вопросы сохранения народной танцевальной культуры через постановку хореографических композиций русских народных танцев и вопросы воспитания детей и подростков на основе базовых национальных ценностей.

Танец как часть исторической культуры нации | Статья в журнале...

Игровой хоровод — это хоровод, в песне которого имелись действующие лица, и сюжет, действие, а содержание песни разыгрывалось всеми участниками хоровода. Исполнители при помощи танца создавали различные образы и характеры персонажей.

Изучение характерных особенностей народного танца для...

Из практических пособий известных педагогов-хореографов, а также из источников по истории культуры народов Мира и России собран и структурирован отдельный материал помогающий развитию у учащихся манеры исполнения и характера народного танца.

Русский танцевальный фольклор | Статья в журнале...

Русский танцевальный фольклор богат различными стилями. Для каждой местности присущ свой традиционный набор средств выразительности, сообщающий местный колорит фольклорному танцу.

Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец. Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на... Искусство танца без музыки существовать не может.

Обучение народно-сценическому танцу как условие приобщения...

Рис. 1. Результаты опроса детей. Данные результаты нам говорят о том, что народный танец еще не освоенный пласт культуры, они практически с ним не знакомы, поэтому желания познавать его так же мало выражено.

Хороводы в традиции чувашей-анатри Верхнеуслонского...

Завершался Уяв с заходом солнца в день Питрав (Петров день), после чего ни песни, ни танцы праздника Уяв не исполнялись до следующего года. В каждой деревне для вождения хороводов существовало специально отведенное место.

Актуальность народного танца в современной культуре на...

Народный танец способствует формированию, сохранению и распространению этнокультурный идентичности. Также народный танец — это как способ передачи быта, характера, культуры каждого народа.

Влияние танцевальной культуры на человека

Рассматривается вопрос о влиянии танцевальной культуры на сферы деятельности человека, а также его организм. Исследование данной темы позволит нам сделать вывод о значимости танцевальной культуры для развития культуры в целом.

Похожие статьи

Русские народные танцы как бесценный источник культурного...

В статье рассматриваются вопросы сохранения народной танцевальной культуры через постановку хореографических композиций русских народных танцев и вопросы воспитания детей и подростков на основе базовых национальных ценностей.

Танец как часть исторической культуры нации | Статья в журнале...

Игровой хоровод — это хоровод, в песне которого имелись действующие лица, и сюжет, действие, а содержание песни разыгрывалось всеми участниками хоровода. Исполнители при помощи танца создавали различные образы и характеры персонажей.

Изучение характерных особенностей народного танца для...

Из практических пособий известных педагогов-хореографов, а также из источников по истории культуры народов Мира и России собран и структурирован отдельный материал помогающий развитию у учащихся манеры исполнения и характера народного танца.

Русский танцевальный фольклор | Статья в журнале...

Русский танцевальный фольклор богат различными стилями. Для каждой местности присущ свой традиционный набор средств выразительности, сообщающий местный колорит фольклорному танцу.

Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец. Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на... Искусство танца без музыки существовать не может.

Обучение народно-сценическому танцу как условие приобщения...

Рис. 1. Результаты опроса детей. Данные результаты нам говорят о том, что народный танец еще не освоенный пласт культуры, они практически с ним не знакомы, поэтому желания познавать его так же мало выражено.

Хороводы в традиции чувашей-анатри Верхнеуслонского...

Завершался Уяв с заходом солнца в день Питрав (Петров день), после чего ни песни, ни танцы праздника Уяв не исполнялись до следующего года. В каждой деревне для вождения хороводов существовало специально отведенное место.

Актуальность народного танца в современной культуре на...

Народный танец способствует формированию, сохранению и распространению этнокультурный идентичности. Также народный танец — это как способ передачи быта, характера, культуры каждого народа.

Влияние танцевальной культуры на человека

Рассматривается вопрос о влиянии танцевальной культуры на сферы деятельности человека, а также его организм. Исследование данной темы позволит нам сделать вывод о значимости танцевальной культуры для развития культуры в целом.

Задать вопрос