Русский танцевальный фольклор | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 21.12.2019

Статья просмотрена: 4587 раз

Библиографическое описание:

Шмелькова, А. А. Русский танцевальный фольклор / А. А. Шмелькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 482-484. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65434/ (дата обращения: 16.11.2024).



Танцевальный фольклор — коллективное художественное творчество народа, вобравшее в себя его многовековой жизненный опыт и знания. Танец многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в танцевальном народном творчестве отразились со всей полнотой извечные стремления народа к добру и правде. К счастью и справедливости.

  1. Истоки русской танцевальной культуры

Древние формы танца зародились в процессе практической трудовой деятельности народа. В них были отражены условия быта людей, их мироощущения. В магические обряды охотничьих племен входили танцевальные сцены, где сила и ловкость человека торжествовали победу над диким зверем. Труд первых земледельцев, их упорная борьба с природой отразились в плясках, воспроизводивших обработку земли, уход за посевами, сбор урожая. [1,134с.]

От плясового фольклора берут свое начало многочисленные виды и жанры танца. Танец изменяется вместе с экономической, социальной и духовно — нравственной жизнью того народа, которому принадлежит. История русского народного танца непрерывно связано с историей русского народа и несет в себе отпечаток его эмоционального характера и условий его жизни.

В памятниках славянского искусства сохранились старинные изображения людей. К 6 веку нашей эры относятся литые серебряные фигуры, где четверо мужчин в подпоясанных рубахах, в штанах, стянутых у щиколоток, упираются в бедра руками. Ноги в коленях развернуты. Все это — и движения пляса, и одежда, поза — взято из жизни народа и до 19 века были обычны для русского крестьянина. Упертые в бок руки столь же свойственны русской пляске, сколько слово «подбоченясь» характерно для русского языка, воротные, согнутые и приподнятые на полупальцы ноги — одна из разновидностей присядки. Изображение, относящееся к глубокой древности, кроме художественного интереса, представляет еще ценность документа, ибо свидетельствует о большой жизнеспособности народных форм танца. Движения и позы плясок древних славян до сих пор сохраняются в танцах русского и других современных славянских народов. [3,12с.]

С древнейших времен наши предки регулировали жизнедеятельность особыми обрядами, которые представляли собой коллективное совершение определенных действий, сопровождаемых пением, словом, драматической игрой. Телодвижениями. Эти обряды трудовые и семейные.

Из трудовых до нас дошли обряды земледельческие или календарные, определявшиеся сельскохозяйственными работами в течение всего года. Целью календарных обрядов было магическое воздействие на окружающий мир, землю, силы природы, вызванное стремлением предохранять себя от стихийных бедствий, неурожая, падежа скота и т. д.

Календарные обряды были двух циклов: связанные с подготовкой урожая и уборкой его.

Семейные обряды связаны с событиями в жизни отдельного человека — рождением, вступлением в пору зрелости, созданием семьи, смертью. До нас дошли родильные, свадебные и похоронные обряды. [5,37 с.]

Цель семейных обрядов состояла в предохранении себя от порчи, болезней, от воздействия различных враждебных сил, в обеспечении личного и семейного благополучия.

В процессе исторических событий многие обряды претерпели изменения. На них оказала большое воздействие христианская религия. Она пыталась запретить некоторые обряды, повлиять на их содержание и форму. Стремилась совместить даты отправления народных обрядов и церковных праздников. Тем самым придать им христианский характер. В результате первоначальный смысл многих обрядов, исчезнувших сравнительно недавно или частично еще существующих, неясен или забыт. [2,42 с.]

Древние обряды или остатки их, ценны для нас как свидетели «седой древности», составляющие основу всего позднейшего развития народного творчества. Анализируя их, сопоставляя с данными других наук, изучающих древнее общество, сравнивая с творчеством родственных народов, проводя параллели с зафиксированными произведениями русского фольклора. Можно представить себе картину становления отдельных видов народного искусства, передачи традиций от одного поколения к другому.

Считается, что хоровод — самая древняя форма русского народного танцевального творчества. Однако даже поверхностное знакомство с тематикой русских хороводов говорит о их достаточно позднем происхождении. В хороводах человек выступает уже как социальный тип, отображается в свете взаимоотношений с обществом. В то время как в обрядах человек выступает, еще не отделившись от природы. Это говорит о том, что русский народный хоровод — результат более усложненной культуры. Ему предшествовали ранние, начальные виды древнего танцевального творчества, в частности, обрядовые пляски. [7,67с.]

Русский танцевальный фольклор богат различными стилями. Для каждой местности присущ свой традиционный набор средств выразительности, сообщающий местный колорит фольклорному танцу. Взять хотя бы для примера кадриль. Кадрили средних областей России, например, московские, тверские имеют различные плясовые приемы. В самарских кадрилях наблюдаются элементы соревнования танцующих пар и отдельных исполнителей. Старинные уральские и сибирские кадрили славятся элегантностью композиций, своеобразными соединениями рук в паре, особой пластикой. [6,145 с.]

  1. Применение русского танцевального фольклора, обрядовых и игровых элементов на занятиях по хореографии и ритмике в образовательных учреждениях.

Как известно, танец, основанный на фольклорном материале, помогает учащимся лучше узнать традиции своего народа. Любить, ценить и уважать их. Особое внимание уделяется занятиям с дошкольниками. На уроках ритмике используются считалки, песенки, и музыкальные сказки, обряды, имеющие игровой характер, поскольку они составляют основу русского фольклора. Именно игра стала основополагающим моментом в организации обучения учащихся. В игре дети реализуют свои творческие возможности. Танцевальные игры тренируют мышцы тела, развивают координацию, исполнительские навыки движений, помогают создать детям тот или иной художественный образ и, наконец, укрепляют здоровье. Дети любят изображать животных, например птиц (соловушку, коршуна, курочку с цыплятами, гусей — лебедей). С игрой связано много русских потешек, закличек, считалок, скороговорок. Ведь не случайно по старинной народной традиции первые шаги ребенка принято сопровождать поэзией. [4,98 с.]

Анализ многолетнего опыта преподавания ритмике и хореографии, общение с детьми позволяют утверждать, что через искусство хореографии, через душевное волнение, испытанное ими в народном танце, детям открывается красота жизни. Действительность для них приобретает в искусстве танца новую форму в виде чувственной информации, построенной на ощущении движения, и имеет назначение развить творческий потенциал личности.

Вывод

Эстетические идеалы, заложенные в народной хореографии, оказали благотворное влияние на многие поколения людей. Танец глубоко эмоционально воздействует на всех, кто с ним соприкасается. Он учит с достоинством любить свою Родину, народ, природу, воспитывает чувство коллективизма и товарищества, развивает музыкально — поэтический вкус, пробуждает творческие способности. Вот почему русский танцевальный фольклор в наши дни не только не утратил своего значения, но и получил еще более широкое применение в самых различных сферах народной жизни. Одним из наиболее важных направлений в этом плане можно считать серьезное привлечение его в детское образование и воспитание. С самого раннего возраста необходимо в детях заложить прочный фундамент хорошего вкуса, основанного на лучших образцах народного творчества.

Литература:

  1. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. — М.: Прикосновение, 2005.
  2. Коренева Т. Ф.: Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Владос, 2001
  3. Гусев Г. П.: Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. — М.: Владос, 2003
  4. Климов А. А.: Основы русского народного танца. — М.: МГУКИ, 2004
  5. Бочкарева H. И. Русский народный танец: теория и методика. — Кемерово, 2000
  6. Дополнительное образование детей / ред. О. Е. Лебедев. — М., 2003.
  7. Забылин М. М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды. — М., 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): обряд, русский танцевальный фольклор, народ, народное творчество, ребенок.


Задать вопрос