Патриотическое воспитание на уроках хореографического искусства
Автор: Мясарова Ольга Александровна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 12.10.2019
Статья просмотрена: 2634 раза
Библиографическое описание:
Мясарова, О. А. Патриотическое воспитание на уроках хореографического искусства / О. А. Мясарова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/347/15356/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена вопросам воспитания патриотических чувств у детей на уроках хореографического искусства. Выделены основные формы работы с детьми по патриотическому воспитанию.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, хореография, хореографическое искусство, средства воспитания.
The article is devoted to the education of Patriotic feelings in children at the lessons of choreographic art. The basic forms of work with children on Patriotic education are allocated.
Keywords: patriotic education, patriotism, choreography, choreographic art, means of education.
В современном обществе особенно остро стоит проблема духовного возрождения общества, формирования национального самосознания подрастающего поколения, любви к Родине, начинать которые необходимо как можно раньше. Однако, духовное возрождение невозможно без патриотического воспитания. Таким образом, важнейшим компонентом системы воспитания является патриотическое воспитание.
В этнопсихологическом словаре патриотизм — (от греч. patris — Родина, Отечество) трактуется как сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своей нации, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей [5, c.248].
В толковом словаре В. И. Даля понятие «патриот» означает любителя отечества, ревнителя о благе его, отчизнолюба, отечественника или отчизника [1, c.518]. То есть, если быть кратким, то патриотизм — это любовь к отчизне. В более широком смысле патриотизм выступает частью общественного сознания, выражаемого в коллективном настроении социальных масс в отношении к своей нации, народу, истории, культуре Отечества.
Патриотическое воспитание является систематической, целенаправленной деятельностью, формирующей у подрастающего поколения патриотическое сознание, чувство верности своей Родине, готовность защищать интересы Отечества и выполнять гражданский долг. Таким образом, патриотическое воспитание — это комплексная деятельность, направленная на формирование личности гражданина — патриота [4].
В нашей стране патриотическому воспитанию придавали огромное значение. Н. М. Карамзин считал, что «Патриотизм — любовь ко благу и славе Отечества, желание способствовать им во всех отношениях, Любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие — гордость народную, которая служит опорою патриотизма» [3]. При этом автор указывал на то, что любовь к Отечеству должна быть деятельной, созидательной.
По мнению К. Д. Ушинского «Как нет личности без самолюбия, так нет личности без любви к Родине, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родословными наклонностями» [8, c.109].
Ярким представителем патриотического воспитания был А. С. Макаренко, по мнению которого, воспитать настоящего патриота может только школа, это её основная функция — воспитание преданных Отечеству патриотов, обладающих чувством долга и чести, имеющих организационные навыки, ответственных и жизнерадостных [6, c.229].
К сожалению, в 90-е годы XX века патриотические настроения социума утратили свои позиции. Результатом политической и социально-экономической политики того времени стало ослабление у подрастающего поколения патриотических чувств.
На современном этапе развития государственная политика РФ в сфере патриотического воспитания становится приоритетной. За последние годы в нашей стране были предприняты меры по укреплению и развитию системы патриотического воспитания российских граждан: разработана и внедрена в жизнь «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт, создана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016-2020 годы» [7], главная цель которой формирование у подрастающего поколения любви к Родине, гражданской зрелости, стремление к сохранению и преумножению культурных и исторических ценностей, так же в России активно развивается волонтерское движение.
Формы и методы патриотического воспитания должны опираться на народные традиции, лучшие достижения национальной и мировой педагогики, большое внимание необходимо уделять воспитанию детей средствами фольклора, декоративно-прикладного и музыкального искусства.
Также огромное значение в деле патриотического воспитания подрастающего поколения имеет хореографическое искусство, являющееся эффективным средством гуманизации социума и духовно-нравственного развития.
Основные задачи патриотического воспитания детей посредством хореографического искусства представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные задачи патриотического воспитания детей на уроках хореографического искусства
На уроках хореографического искусства детям необходимо прививать, мысль, что танец является квинтэссенцией глубоких народных чувств и фантазий, включающей в себя яркое и красочное художественное отображение эмоций, а также — четкое содержание, тему и идею, что свойственному любому народному танцу. Посредством танцевальных движений и комбинаций дети должны учится созданию художественного образа в рамках определенного народного сюжета, темы.
В работе над хореографией народного танца восприятие детей становится ассоциативным, они начинают осознавать лексику танца и его образность. Например, при подготовке танца к празднику Сабантуй, обучающиеся под руководством хореографа знакомятся с семантикой и историей праздника, изучают обрядовую деятельность, включаемую в композицию танца, изучают народную музыку, осознают свою сопричастность к народу, к Родине, то есть развивают в себе патриотическую связь с отечеством. Все вышеперечисленное можно отнести и к таким праздникам, как Нардуган или Науруз.
До того, как перейти к разучиванию танцевальных движений и композиций, педагогу необходимо ознакомить детей с историей праздника, с его терминологией, культурой и творчеством. Ведь понятие народного творчества как квинтэссенции национального менталитета должно стать одной из главных составляющих патриотической работы с хореографическим коллективом. Используя в своей работе народную песню и танец, хореограф прививает детей к изучению истории народа, что, без сомнений, является важной частью патриотического воспитания. Посредством изучения народного творчества обучающиеся познают, что древнейших искусств великое множество и танец — одно из них. В танце отражаются быт и повседневная жизнь человека. Определенным образом применяемый ритм (сначала без музыки, а затем — вместе с музыкой) выражает впечатления печали и радости.
Таким образом, народный танец является эффективным фактором формирования ценностного отношения детей к окружающей действительности и к самим себе. В процессе изучения хореографии народного танца происходит формирование и развитие духовных ценностей будущих граждан-патриотов, любви к своему народу, гордости за его историческое прошлое; развитие лучших национальных черт.
Развитие и формирование патриотических чувств воспитанников хореографических кружков, секций и театров возможно не только посредством народных танцев и музыки, но и посредством государственных праздников и мероприятий [2, c.94].
Многие танцевальные коллективы городов России, в том числе и г.Казани принимают участие в концертах и фестивалях, посвященных дням города, Дню Победы, Дню Независимости и т. д.
В эффективности формирования патриотизма детей при подготовке к эстрадному выступлению на значимых для страны праздниках немаловажную роль играет психологический настрой, создание доверительной атмосферы, энтузиазма и мотивации. Во время репетиций дети получают высокоэмоциональный отклик от своей деятельности, что, несомненно, рождает у них отклик сопричастности к танцу, единение с коллективом, ответственность за происходящее на сцене.
Немаловажную роль в формировании патриотизма у детей играет личность педагога. Он должен стать примером для детей, обогащать свои знания о родном крае и передавать их воспитанникам, болеть за свой коллектив, за его честь, формировать в детях чувство сопричастности к своему отечеству, воспитывать в них патриотические настроения, любовь к своему народу, стране, городу, поселку.
В процессе репетиционной деятельности хореографу необходимо уделять время на знакомство воспитанников с историей праздника или важного события, проводя небольшие видео-презентации, экскурсии (например, в Музей воинской славы), мастер-классы. Например, при подготовке к концерту, посвященному Дню Победы, хорошей мотивацией будет демонстрация детям фрагментов выступления танцевальных коллективов времен ВОВ, рассказ о том, как такие коллективы поднимали боевой дух солдат, разряжали негативную обстановку в госпиталях.
Многие коллективы г. Казани принимают участие проведении фестивалей и концертов, посвященных государственным праздникам, таким как: День защитника Отечества, День защиты детей, День Матери, День суверенитета РТ и день города Казани, День государственного флага и др.
В процессе проведения таких фестивалей, у детей можно отметить возросшее чувство гордости за свое отечество, эмоциональный всплеск за сопричастность к праздникам такого масштаба, чувство сплоченности и коллективизма.
Также огромное значение в формировании и развитии патриотических чувств детей играет участие в международных танцевальных конкурсах и фестивалях. Дети начинают болеть за общее дело, за свою команду, коллектив, за город и регион, честь которого они защищают в процессе выступления. Знакомятся с другими коллективами, детьми, с культурой других стран или городов, передают знания о своем крае, параллельно обогащая свое мировоззрение знаниями о культуре других народов или этносов.
Также в развитии патриотизма детей большую роль играют костюмы для выступления, в дизайне которых должен быть единый стиль с вставкой орнамента, отображающего российский триколор, герб хореографической школы или секции и т. д., то есть должен быть единый символ, отметка коллектива.
Таким образом, сегодня педагогам необходимо обратить особое внимание на воспитание патриотических чувств на уроках хореографического искусства, так как танец является мощным средством воспитания патриотизма, а патриотическое воспитание является важной задачей образования любого периода развития социума.
Литература:
- Даль В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. — М.: АСТ, 2018. — 736 c.
- Добрынина В. И., Колесникова И. В., Кальченко А. Г. Современные межпоколенные взаимодействия и их роль в условиях преемственности культур // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 1 (63). — С. 91–95.
- Карамзин Н. М. Собрание сочинений Электронная публикация — РВБ, 2004–2019. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://rvb.ru/18vek/karamzin/
- Копытова В. В. Сущностная характеристика понятия «патриотическое воспитание» / В. В. Копытова. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://izron.ru/articles/osnovnye-voprosy-teorii-i-praktiki-pedagogiki-i-psikhologii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhd/sektsiya-2-teoriya-i-metodika-obucheniya-i-vospitaniya-spetsialnost-13–00–02/sushchnostnaya-kharakteristika-ponyatiya-patrioticheskoe-vospitanie/
- Крысько В. Г. Этнопсихологический словарь / В. Г. Крысько. — М.: МПСИ, 2019. — 343 c.
- Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. / редкол. М. И. Кондаков (гл. ред.) [и др.]; Т.1. — М.: Инфра-М, 2016. — 365 с.
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 20.11.2018) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы” // СПС «Консультант Плюс».
- Ушинский К. Д. Воспитание человека. Избранное / К. Д. Ушинский. — М.: Карапуз, 2017. — 296 с.
Ключевые слова
патриотизм, патриотическое воспитание, хореография, хореографическое искусство, средства воспитанияПохожие статьи
Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...
Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством
Настоящая работа посвящена решению задач по формированию компетенций дошкольников в области художественно-эстетического воспитания. Исследование проведено в русле реализации Федеральной образовательной программы и Федерального государственного образо...
Особенности планирования занятий по хореографии для дошкольников и младших школьников
В статье рассмотрены основные известные программы по хореографии, авторские наработки педагогов Российской Федерации и ближнего зарубежья. Также поднята проблема преемственности, а точнее её отсутствия при переходе от первой ступени образования ко вт...
Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности
В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.
Воспитание духовно-нравственных качеств у ребенка-дошкольника средствами искусства
В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного развития личности ребенка-дошкольника средствами искусства.
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации
В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
В статье авторы пишут о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Влияние хореографии на развитие детей дошкольного возраста
В статье автор исследует роль занятия танцами с детьми дошкольного возраста. Также автор рассматривает цели и задачи занятия танцами с дошкольниками, раскрывает основные условия и принципы организации занятия танцами с детьми 5–6 лет.
Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности
В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений ...
Похожие статьи
Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...
Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством
Настоящая работа посвящена решению задач по формированию компетенций дошкольников в области художественно-эстетического воспитания. Исследование проведено в русле реализации Федеральной образовательной программы и Федерального государственного образо...
Особенности планирования занятий по хореографии для дошкольников и младших школьников
В статье рассмотрены основные известные программы по хореографии, авторские наработки педагогов Российской Федерации и ближнего зарубежья. Также поднята проблема преемственности, а точнее её отсутствия при переходе от первой ступени образования ко вт...
Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности
В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.
Воспитание духовно-нравственных качеств у ребенка-дошкольника средствами искусства
В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного развития личности ребенка-дошкольника средствами искусства.
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации
В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
В статье авторы пишут о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Влияние хореографии на развитие детей дошкольного возраста
В статье автор исследует роль занятия танцами с детьми дошкольного возраста. Также автор рассматривает цели и задачи занятия танцами с дошкольниками, раскрывает основные условия и принципы организации занятия танцами с детьми 5–6 лет.
Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности
В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений ...