Музыкальное воспитание –одно из направлений общей системы воспитания младших школьников. Особую актуальность на современном этапе приобретает патриотическая направленность искусства в целом и музыкального искусства, в частности, на художественно-образное познание мира и воспитание чувства единства с ним, формирование культуры чувств у младших школьников, эмоциональной сферы, его ассоциативного мышления, освоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, формирование творческой активности, интеграция личностных качеств с национальной и мировой музыкально-художественной культуры.
Социокультурная и педагогическая значимость музыкального искусства школьников, его практическая результативность позволяет подойти к музыке как системе патриотического воспитания. Отражая жизнь общества и личности своими специфическими художественно-образными средствами, музыка способствует глубокому эмоциональному восприятию данного обобщенного музыкального образа, воплощенного в музыкальном произведении. Музыка формирует личность образованную, культурную, музыкальнограмотную, передавая ей ценности, нормы, идеалы, накопленные общенациональной культурой.
Убедительно звучат слова Д. Б. Кабалевского: «Первые же встречи с искусством — с первыми сказками, песенками и картинами... ставят перед детьми важнейшие морально-этические проблемы, учат их понимать, что такое добро и зло, любовь к друзьям и ненависть к врагам, что такое благородство, а что такое подлость» [1, с.45].
Патриотизм –одно из существенных, коренных свойств человеческой личности. В патриотизме выражаются мировоззренческая зрелость, нравственная убежденность, ценностная ориентация личности, ее жизненная позиция, практическое поведение. А так как искусство обладает свойствами всестороннего воздействия на человека, необходимо при этом обеспечить единство эмоций, вызываемых музыкой, с собственно эмоциями познания. Это удивление, сомнения, эмоции эвристического поиска и т. д. –те эмоции, которые сопровождают школьника на пути искания истины.
Именно музыка способна выражать идею патриотизма с исключительной яркостью и достоверностью. Патриотическая тема Родины, любовь к Отечеству передается в музыкальных произведениях через призму собственных переживаний композитора или раскрывается через картины народной жизни, природы.
Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыки направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, на то, чтобы дать им опорные ключевые знания, умения, навыки музыкально-художественной деятельности в системе, обеспечивающей младшим школьникам в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкальным искусством, для самообразования и самовоспитания.
Общепризнана роль народного творчества в истории музыкального искусства. Свое яркое и полное выражение народная музыка нашла не в чисто инструментальной музыке, а в объединении мелодии со словом, т. е. в песне. Народная песня –это, основной и главный по своему художественному значению вид народной музыки. Зародившись в самой примитивной форме много тысячелетий назад, она неуклонно развивалась, эволюционировала в тесной связи с развитием культуры самого народа, его быта, языка, мышления, неизменно находящих отражение и в текстах песен, и в напевах.
В музыкальном энциклопедическом словаре в понятие «народная музыка» включается как песня, песенная импровизация, песня без слов, эпическое сказание, танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Ее жанры складывались веками в зависимости от разнообразия социально-бытовых функций народной музыки, связанных с экономико-географическими и социально-психологическими особенностями формирования этической общности.
«Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания, — писал известный русский педагог С. Миропольский. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться... Народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца... Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа» [2].
Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Ритм несложных народных мелодий тоже очень простой: это чередование восьмых и четвертей. Размер обычный — двух- и трехдольный. Музыкальные фразы часто оканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания. Куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению. Запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность детям петь не все время, а с отдыхом: запев поют одни, припев — другие. Таким образом во время пения народных песен не утомляются слабые голосовые связки детей [36].
Песня — сложная форма народного поэтического творчества. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни. Слова песен, условия и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия, в песнях воспроизводится поэтическая картина природы; в песнях опоэтизированы национальные традиции и обычаи, приводятся пословицы и благопожелания [4].
Влияние музыки на сознание и поведение школьников основывается на закономерностях воспитания личности и прежде всего — ее нравственных чувств. Вне этого условия способность остро чувствовать, обычно трактуемая как «музыка подействовала», «заставила пережить», «взволновала», «повлияла», может ровным счетом ничего не значить для возвышения слушателя [3, с.43].
Задача патриотического воспитания средствами народной музыки состоит в том, чтобы, установив соответствие тех или иных произведений уровню учащихся, отбирать те, которые наиболее эффективно воздействуют на ум и чувства, поведение детей и способствуют формированию патриотического сознания.
Формирование мировоззрения и воспитание чувств средствами народной музыки осуществляется в единстве — их нельзя отделить друг от друга. Идейное воспитание средствами искусства может успешно осуществляться лишь в том случае, когда у детей воспитываются способности активного эстетического восприятия произведений искусства, эстетического переживания этих произведений как единства их идейного содержания и художественного воплощения в определенных формах.
Воспитание средствами народной песни неразрывно связано с воспитанием художественного вкуса. Художественный вкус — это способность отличать, ценить и любить такое искусство, которое правдиво отражает действительность, волнует своей идейностью, глубоким содержанием, отражающим идеалы общества, лучшие чувства и мысли народа, выраженные такими художественными средствами, которые, будучи доступными, заставляют наиболее интенсивно, эмоционально и эстетически переживать произведение искусства и наслаждаться им. Эти способности, характеризующие уровень художественного вкуса, необходимо развивать и укреплять [39].
Успешно осуществить воспитание средствами народной песни и развить музыкальный вкус возможно лишь при наличии у объектов этого воспитания интереса к музыке, любви к ней. Эту любовь к музыке, так же, как к литературе, живописи, театру, нужно пробудить и развить. Нужна подчас большая и упорная работа, чтобы музыка стала по — настоящему жизненной потребностью человека, а вместе с этим и подлинным средством его воспитания. Для этого необходимо не только любить музыку и эмоционально ее воспринимать, но и понимать ее идейную сущность и ее язык, ее музыкальные образы и наслаждаться ими.
В народной песне определенно присутствует патриотическая идея, она и обусловливает воспитательную функцию подрастающего поколения.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что народное музыка, в частности, народная песня, может служить основой патриотического воспитания младших школьников на музыкальных занятиях в начальных классах общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования.
Литература:
- Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост. В. И. Викторов. — М.: Просвещение, 1984. — 206с.
- Миропольский С. И. Народная песня в воспитании // Беседа. — 1972. — № 10—С. 5–9.
- Соколова В. Н. Роль народной мифологии в духовно-нравственном воспитании // Начальная школа. — 2013. — № 5. — С. 43–47.
- Соколова В. Н. Приобщение младших школьников к народной музыкальной культуре// Начальная школа. — 2002. —№ 9. — С.85–92.