Патриотическое воспитание в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Воронкова, С. А. Патриотическое воспитание в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях / С. А. Воронкова, И. В. Полетаева, Т. В. Котенёва, К. В. Хмельницкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47804/ (дата обращения: 16.12.2024).



Необходимость применения патриотического воспитания в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях, способствует более эффективной работе по патриотическому воспитанию и развитию таких сторон духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, музыкальное воспитание, дошкольный возраст, концепция музыкального воспитания, композитор, фольклор, родной край, песня, Родина.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают Дошкольное Образовательное Учреждение (далее — ДОУ) развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и нормативно-правовым документам:

‒ Федеральный закон «Об образовании в РФ»

‒ Национальной доктриной образования в Российской Федерации

‒ Концепцией модернизации российского образования

‒ Концепцией дошкольного воспитания

‒ СанПиН от15 мая 2013г.N26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).

Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда — острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, которое на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т. д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях — о Родине.

У старших дошкольников акцент делается на формировании чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому страны средствами эстетического воспитания: музыка, художественное слово.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Значение музыки в развитии личности ребёнка раскрывается в исследованиях Ю. Б. Алиева, И. А. Знаменской, М. Л. Корсунской, Л. Т. Мамедова, Е. В. Николаева, Э. И. Плотица, М. И. Ройтерштейна, В. Ф. Судакова, и др.

Л. Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию — это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [8].

Концепция музыкального воспитания детей дошкольного возраста Н. А. Ветлугиной создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, стала классической для всех педагогов-практиков, работающих в системе дошкольного образования [2].

Известный педагогический деятель В. А. Сухомлинский отмечает, что: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…» [9, с.170].

Отечественный учёный, композитор и педагог Д. Б. Кабалевский воспринимал искусство «как некую силу, способную не только воздействовать на человеческие эмоции и душу, но и формировать его нравственность и гражданственность. Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел, она должна пронизывать все занятия во всех звеньях, так же как их будут пронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззрение детей, воспитывая их нравственность и душевное благородство» [5].

Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии педагога, наблюдения и размышления самих воспитанников, направляемые педагогом, все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи».

В образовании и воспитании детей дошкольного возраста значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре.

А.Н Зимина отмечает, что: «Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением». Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное — через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества [3].

Всю работу по патриотическому воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях можно разбить на три блока:

‒ Знакомство детей с произведениями русских классиков

‒ Музыкальный фольклор

‒ Творчество современных композиторов, пишущих для детей (так называемая детская музыка)

Русская музыкальная классика — это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Эта музыка должна звучать на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности. Задача музыкального руководителя — отобрать те музыкальные произведения, которые доступны пониманию ребенка определенного возраста. Например, в раннем возрасте дети могут и должны слышать такие произведения как «Жаворонок» П. И. Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С.Прокофьева, и другие произведения иллюстративного характера. Эта музыка должна звучать как фон, не стоит акцентировать внимание детей на названии произведения и фамилии композитора. Не останавливаясь на конкретном репертуаре, поясним принцип ознакомления детей с творчеством русских композиторов-классиков. Классическая музыка должна звучать на каждом музыкальном занятии, и не обязательно в разделе «Восприятие музыки».

Начиная со среднего возраста нужно обязательно называть произведение и фамилию композитора, подчеркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор. Говорить об этом нужно каждый раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно. Для старшего возраста желательно использовать русскую классику во всех видах музыкальной деятельности, кроме, пожалуй, пения. В этом возрасте особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения. Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора [1].

По мнению Н. Г. Комратова, серьезную помощь в деле патриотического воспитания на музыкальных занятиях может оказать обращение к фольклору.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей [6].

При знакомстве на музыкальных занятиях с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.

Мы согласны с М. Б. Зацепиной в том, что очень эффективна бывает такая форма работы как творческий проект. Под понятием «творческий проект» подразумевается углубленное, фронтальное, ограниченное по времени изучение какой-либо темы, в данном случае, русского народного творчества. Эта работа решает триединую задачу патриотического воспитания — воспитание любви к Родине, своему народу и к родной природе [4].

Особое внимание заслуживает творчество таких признанных композиторов как: Е.Зарицкая, Г. А. Струве, С. М. Соснин, А. Д. Филиппенко и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т. д. В процессе музыкальных занятий слушание песен военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. Песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых помогают сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и поступками [7].

Решая задачи патриотического воспитания, песенный репертуар должен отражать следующие принципы.

‒ «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста)

‒ Непрерывность и преемственность педагогического процесса

‒ Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов

Подбор песенного репертуара по патриотическому воспитанию по программе «От рождения до школы» должен решать следующие задачи.

‒ Образовательные: утверждать социально-значимые патриотические ценности, взгляды, убеждения через воспитание у старших дошкольников патриотических чувств, в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края; совершенствовать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному краю; прививать чувство почитания к традициям родного края, его культуре, историческому и духовному наследию;

‒ Развивающие: прививать интерес к культурному и историческому наследию родного края; стимулировать у старших дошкольников стремление к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накапливать опыт участия в общественно полезной деятельности; вести активную пропаганду по данной теме, освящать через наглядную агитацию.

‒ Воспитательные: воспитывать любовь, уважение к родному краю, гордость за то, что являешься его жителем; формировать бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края; воспитывать эмоционально-деятельностное отношение, чувство сопричастности, привязанности, собственного достоинства и осознания себя частью родного края.

Литература:

  1. Бурая, Л. В. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов бакалавров. /Л. В. Бурая — Старый Оскол: СОФ НИУ «БелГУ», 2016–78с.
  2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н. А. Ветлугина-М.: Просвещение. 2014.-240с.
  3. Зимина, А. Н. Народные игры с пением. — Изд-во: Гном и Д., 2000–64с.
  4. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду./ М. Б. Зацепина –Мозаика-Синтез, Москва, 2015. — 125с.
  5. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца./ Д. Б. Кабалевский. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
  6. Комратова, Н.Г., Патриотическое воспитание детей 6–7 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. — М.: Творческий Центр Сфера, 2007. — 208 с.
  7. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед.уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание»/Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н. А. Ветлугиной — 2-е изд., испр и доп.- М.:Просвещение, 1982.-271с.
  8. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л. Е. Никонова. — М: Просвещение, 1991. — 112с.
  9. Сухомлинский, В. А. О воспитании/ В. А. Сухомлинский. — М.: Политиздат, 1985. — 246с.
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, патриотическое воспитание, дошкольный возраст, занятие, ребенок, детский сад, музыка, музыкальное воспитание, родная природа, Российская Федерация.


Похожие статьи

Практические аспекты интеграции патриотического воспитания в учебный процесс старших школьников

В данной статье были рассмотрены основные аспекты внедрения патриотического воспитания в учебный процесс старших школьников, а также основные направления внедрения патриотического воспитания, выделена актуальность патриотического воспитания, а также ...

Роль чтения как одного из важнейших факторов в формировании духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7-х классов

В статье рассматривается актуальный вопрос роли чтения как одного из важнейших факторов формирования духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7 классов. Раскрываются методические основы организации работы с произведениями, имеющими духовно-нравств...

Организация системы мониторинга достижений по формированию представлений о родном городе у старших дошкольников

В статье раскрыты вопросы, посвященные организации системы мониторинга достижения планируемых результатов в процессе работы над формированием представлений о родном городе у старших дошкольников. С этой целью описан диагностический инструментарий, из...

Патриотическое воспитание старшеклассников — основная составляющая работы подростково-молодежных центров

В статье раскрыта роль патриотического воспитания в современной системе школьного воспитания и образования. Патриотическому воспитанию начинает отводиться важная роль как эффективному средству, обеспечивающему всестороннее и гармоничное развитие личн...

Физическое воспитание в дошкольном образовании

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для решения задач физического воспитания необходимо знать особенности детского организма в возрасте от 2 до 7 лет и правильно использовать соответствующие возрасту методы обучения и воспитания. Главной за...

Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников

В статье раскрываются исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников. Рассматривается исторический аспект, этапы патриотического воспитания дошкольников. Обсуждается вопрос воспитания любви к Родине детей дошкольно...

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте, обозначены подходы к его определению и особенности развития. Определено, что познавательный интерес имеет значимую роль в развитии учебной мотив...

Внедрение инновационной деятельности в художественно-эстетическое развитие дошкольников, ориентированной на личность ребенка и на развитие его способностей

В статье рассмотрен обобщенный опыт работы, с целью раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания чувств и развития эмоциональной сферы, используя внедрение инновационной деятельности в художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены содержание и соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Представлены и рассмотрены средства, способствующие формированию духовно-нравственной ...

Здоровый образ жизни как основа современного развития системы физического воспитания

В данной статье раскрывается понятие здоровье человека, здоровый образ жизни и физическое воспитание. Рассмотрены основные факторы относящиеся к здоровому образу жизни, а также основные компоненты физического здоровья. В статье четко прослеживается в...

Похожие статьи

Практические аспекты интеграции патриотического воспитания в учебный процесс старших школьников

В данной статье были рассмотрены основные аспекты внедрения патриотического воспитания в учебный процесс старших школьников, а также основные направления внедрения патриотического воспитания, выделена актуальность патриотического воспитания, а также ...

Роль чтения как одного из важнейших факторов в формировании духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7-х классов

В статье рассматривается актуальный вопрос роли чтения как одного из важнейших факторов формирования духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7 классов. Раскрываются методические основы организации работы с произведениями, имеющими духовно-нравств...

Организация системы мониторинга достижений по формированию представлений о родном городе у старших дошкольников

В статье раскрыты вопросы, посвященные организации системы мониторинга достижения планируемых результатов в процессе работы над формированием представлений о родном городе у старших дошкольников. С этой целью описан диагностический инструментарий, из...

Патриотическое воспитание старшеклассников — основная составляющая работы подростково-молодежных центров

В статье раскрыта роль патриотического воспитания в современной системе школьного воспитания и образования. Патриотическому воспитанию начинает отводиться важная роль как эффективному средству, обеспечивающему всестороннее и гармоничное развитие личн...

Физическое воспитание в дошкольном образовании

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для решения задач физического воспитания необходимо знать особенности детского организма в возрасте от 2 до 7 лет и правильно использовать соответствующие возрасту методы обучения и воспитания. Главной за...

Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников

В статье раскрываются исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников. Рассматривается исторический аспект, этапы патриотического воспитания дошкольников. Обсуждается вопрос воспитания любви к Родине детей дошкольно...

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте, обозначены подходы к его определению и особенности развития. Определено, что познавательный интерес имеет значимую роль в развитии учебной мотив...

Внедрение инновационной деятельности в художественно-эстетическое развитие дошкольников, ориентированной на личность ребенка и на развитие его способностей

В статье рассмотрен обобщенный опыт работы, с целью раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания чувств и развития эмоциональной сферы, используя внедрение инновационной деятельности в художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены содержание и соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Представлены и рассмотрены средства, способствующие формированию духовно-нравственной ...

Здоровый образ жизни как основа современного развития системы физического воспитания

В данной статье раскрывается понятие здоровье человека, здоровый образ жизни и физическое воспитание. Рассмотрены основные факторы относящиеся к здоровому образу жизни, а также основные компоненты физического здоровья. В статье четко прослеживается в...

Задать вопрос