Формирование патриотических чувств у дошкольников через музыкальную деятельность как важное звено преемственности в системе воспитания гражданина — патриота России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лобанова, А. П. Формирование патриотических чувств у дошкольников через музыкальную деятельность как важное звено преемственности в системе воспитания гражданина — патриота России / А. П. Лобанова, О. В. Моногарова, Н. Е. Шестакова, Е. И. Белых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47056/ (дата обращения: 17.12.2024).



На современном этапе развития российского общества одной из главных задач образовательных учреждений всех уровней и типов, от детского сада до университета, является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сама жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам воспитания любви к Отечеству, ведь сегодня наша страна подвергается беспрецедентному давлению в виде экономических санкций и прямых угроз со стороны западных стран за проявление независимости и стремление сохранить свой суверенитет, свою самобытность.

К сожалению, наблюдения за студенческой молодежью показывают, что значительная часть юношей и девушек не знает слов гимна России, значения цветов флага нашей Родины и символики герба нашего государства, плохо ориентируется в вопросах истории Отечества, в том числе новейшей, свидетелями которой они сами являются. Это высвечивает проблему преемственности патриотического воспитания, главными звеньями которой являются детский сад — школа — учреждение профессионального образования.

Роль детского сада в становлении личности юного гражданина, по сравнению с каждой последующей ступенью образования, уникальна, потому что детское восприятие — самое точное, а детские впечатления — самые яркие. Поэтому понятие о Родине, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества лучше всего закладывать с раннего детства.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят не только ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, но и целая гамма эстетических и музыкальных чувств, связанная с любовью к родному городу, родной природе. Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью, его чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни, определяя поступки, выступая в качестве мотивов поведения и выражая отношение к окружающему. Именно поэтому в патриотическом воспитании дошкольников большое значение имеет приобщение к музыкальному искусству — одному из эффективнейших средств формирования начал патриотизма. В дошкольном возрасте важно дать детям яркие музыкальные впечатления, пробудить сопереживание, а не только

Главное в нравственно-патриотическом воспитании посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». В доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял — неизвестно. Говорят — народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

Называю дошкольникам имена выдающихся русских композиторов: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Эти песни:

‒ способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей;

‒ очень эффективны в качестве распевания.

Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

В работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и стали активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

В своей работе использую взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в образовательные ситуации по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто использую и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

Дети дошкольного возраста приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах, творчества), музыкально-образовательной деятельности (получение общих сведений о музыке как виде искусства, а также специальных знаний о способах и приемах исполнительства). Педагог на протяжении всего занятия должен побуждать детей прислушиваться к звучащей музыке, её постоянно меняющемуся характеру, настроению, выраженному в ней, чтобы дети смогли его прочувствовать и осознать. Это будет способствовать решению самой главной задачи — развитию эмоциональной отзывчивости.

Важной составной частью патриотического воспитания является приобщение к традициям и обычаям своей семьи, своего народа, страны. В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со всем народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, впечатлениях о природе родного края, о труде и быте, нравах и обычаях людей, среди которых живёт ребёнок. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

Музыкальное воспитание в детском саду № 20 «Калинка» неразрывно связано и с фольклором, т. к. традиции русского народа, музыкальная культура — это богатейшее наследие, формирующее основы патриотизма и духовности дошкольника. Хороводы и пляски, музыкальные игры и спектакли, шумовые и звуковые оркестры объединяют детей, создают радостное настроение, но вместе с тем и требуют преодоления определенных трудностей, проявления отзывчивости, доброжелательности, терпения, умения согласовать свое поведение с поведением остальных детей.

Как показывает педагогическая практика, воздействие музыки бывает зачастую более сильным, чем всевозможные наставления и указания. Пение народных песен («Во кузнице», «Пошла млада за водой», др.) не только знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым, но и пробуждает чувство причастности к великой русской культуре. Патриотические песни «Сторона моя» (муз. И. Космачева), «Родная песенка» (муз Ю. Чичкова), др. формируют у детей сильное чувство любви к нашей Родине. Музыкальные праздники, развлечения и тематические занятия на патриотическую тематику помогают через синтез музыкального, литературного, художественного и танцевального творчества естественным путем влиять на эмоционально патриотические переживания детей.

С учетом возрастных и индивидуальных особенностей физического и психического развития детей, постепенно усложняются задачи по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движением, игре на детских музыкальных инструментах. На каждом этапе ставятся свои практические задачи, отбираются целесообразные приемы, с помощью которых эти задачи решаются, подбирается соответствующий репертуар. На всех этапах воспитания будущего гражданина необходима систематическая, целенаправленная работа по формированию у подрастающего поколения глубоких патриотических чувств и развитию важных нравственных качеств, что обеспечит соблюдение принципа преемственности всех ступеней образования.

Следует особо отметить, что патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается с того, что вызывает наиболее сильный эмоциональный отклик. Это, прежде всего, отношение к семье, самым близким людям. Здесь очень многое зависит от родителей и семьи ребенка. Конечно, педагоги могут успешно познакомить воспитанников с флагом, гербом, могут научить слушать гимн, провести экскурсию к памятным местам, рассмотреть фотографии и картины на патриотическую тематику. Но если воспитатель или музыкальный руководитель даёт домашнее задание, чтобы родители с ребёнком встали пораньше, вместе с солнышком и послушали гимн России, посетили памятные исторические места, взяли ребёнка с собой на выборы, то впечатления у малыша будут совершенно другими.

Задача педагогов и родителей — как можно раньше пробуждать в растущем человеке эмоциональную отзывчивость; с первых шагов формировать черты характера, которые помогут ему стать достойным гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице и городу, чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. При этом особое внимание должно быть направлено на содержание музыкальной детской деятельности, так как через неё взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также формировать у детей первоначальное чувство Родины, правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Таким образом, правильная организация музыкальной деятельности и умелое включение ребёнка в процесс активного взаимодействия с окружающим миром составляют важную сторону педагогической работы в детском саду по воспитанию патриотизма — первой и основополагающей ступени в системе патриотического воспитания молодого поколения.

Литература:

  1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. — Волгоград: Учитель, 2007. — 203 с.
  2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
  3. Ясева Н. Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. — Могилёв, 2000. — 96 с.
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795// Собрание законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2) [Федеральное архивное агентство]. — Москва: Федеральное архивное агентство, 2010. — Режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml Время актуальности: 30.12.14 г.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольный возраст, ребенок, народная музыка, патриотическое воспитание, музыкальная деятельность, музыкальное искусство, патриотическая тематика, родная природа, родной дом.


Похожие статьи

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников и чувства сопричастности к культурному достоянию страны через музыкально-театрализованную деятельность

Формирование национально-патриотического микроклимата подрастающего поколения через пропаганду отечественной культуры, народных традиций и обычаев

Формирование духовно-нравственной личности на уроках музыки через приобщение к культуре и ценностям кубанского казачества

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников методом проектной деятельности через формирование интереса к народной кукле

Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Духовно-нравственное развитие младших школьников через систему классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию личности

Формирование духовно-нравственного сознания и ценностных ориентаций у подрастающего поколения

Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа

Похожие статьи

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников и чувства сопричастности к культурному достоянию страны через музыкально-театрализованную деятельность

Формирование национально-патриотического микроклимата подрастающего поколения через пропаганду отечественной культуры, народных традиций и обычаев

Формирование духовно-нравственной личности на уроках музыки через приобщение к культуре и ценностям кубанского казачества

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников методом проектной деятельности через формирование интереса к народной кукле

Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Духовно-нравственное развитие младших школьников через систему классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию личности

Формирование духовно-нравственного сознания и ценностных ориентаций у подрастающего поколения

Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа

Задать вопрос