Процессы глобализации в современном мире приводят к интеграции и унификации политической, экономической, социальной и культурной сферы. В связи с этим современная ситуация в России характеризуется определенной утратой духовных ценностей, снижением воспитательного воздействия историко-культурных традиций, искусства и образования как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма; а также снижением интереса у подрастающего поколения к национальным традициям. Помимо этого в мире значительно усилились националистические настроения, направленные против России. В связи с этим понимание молодежью значимости национальной политики, национального и культурного многообразия, патриотическое воспитание приобретает особое значение. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. От взглядов подрастающего поколения зависит судьба нашей страны, будущее России и мира. Ведь мировой истории знакомы печальные примеры и последствия нацизма. Очевидно, что обладающий знаниями, достаточным кругозором, грамотный человек, по сути, застрахован от вируса национализма и нетерпимости. Основным инструментом воспитания в России в настоящее время является общеобразовательная школа. Общеобразовательная школа — это единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Благодаря своему воспитательному потенциалу школа способна воспитать гражданина и патриота. Наши дети живут сейчас в условиях всевозрастающего потока информации, несущего преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Это также является следствием процессов глобализации. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры, поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к своей культуре, а потом и к культурным традициям других народов. Задачи духовно- нравственного направления: воспитывать уважение к российским традициям, любовь к Родине; воспитывать чувство прекрасного; формировать общечеловеческие ценности, гуманизм, милосердие. Национальное патриотическое мировоззрение мы воспитываем через знакомство с традиционной культурой России, через лучшие традиции и обычаи народов многонациональной страны при помощи хореорафии. Для хореографического искусства близки основы истории, культуры, традиций. Через знакомство с ними формируется патриотическое сознание. Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие в глубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. Даже сегодня отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды. Решению задач воспитания подрастающего поколения в рамках традиций отечественной культуры, приобщению молодежи к духовным ценностям во многом способствуют занятия народным танцем. Ведь именно развитие народного творчества тесно связано с национальной историей российского народа, а народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Хореографическое искусство является незаменимым инструментом эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. Также хореография — это еще и эффективное средство воспитания: эстетического, здоровьесберегающего и патриотического. Учитель хореографии, обучая танцу, тренируя тело ученика, формирует и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир, его позиции и не только в искусстве, но и в жизни. Изучение народного танца способствует знакомству обучающихся с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитанию любви к Родине, к своей нации.
Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства, наделил танец обрядовыми функциями. Языком танца может быть раскрыт духовный мир человека, показано его отношение к труду, к людям, к различным событиям. Однако, сохранение и изучение народных традиций — это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог должен научить любить и беречь. Раздел «Народный танец» занимает особое место во внеурочной деятельности в ГБОУ СОШ № 5 ОЦ «Лидер» г. о. Кинель, а также на занятиях в школе-студии «Виктория». Основной формой учебного процесса является урок — репетиционные, коллективные занятия, на которых участники практически осваивают и закрепляют необходимые знания и навыки, а также индивидуальное общение педагога и участников коллектива. Процесс обучения основывается на общепедагогических принципах дидактики: — последовательности освоения материала; — от простого к сложному; — активности; — единства теории и практики; — наглядности; — доступности; — систематичности; — прочности усвоения знаний; — индивидуального подхода. Учащиеся осваивают «народный танец» через:
- Образовательную программу,
- Внеклассную работу,
- Концертные программы,
- Семейные праздники,
- Фестивали искусств.
Благотворно влияют на работу с детьми конкурсы среди коллективов города, фестивали искусств, открытые выставки детского творчества, где встречаются дети, занятые одним видом творчества, могут посмотреть творчество других детских коллективов. Стимулирующим фактором развития творческих способностей является участие в городских мероприятиях. Принимая участие в них, дети знакомятся с разнообразным репертуаром, чувствуют, что занимаются значимым делом. В них укрепляется чувство гордости за свое творчество. Исходя из анализа педагогической деятельности, я поставила цель — с помощью анкетирования изучить мотивацию, интерес к занятиям народными танцами. В своей практике, при постановке того или иного танцевального номера я стараюсь совместно с детьми изучить исторический материал и содержание постановки, чтобы они понимали, что они хотят донести до зрителя и какими средствами хореографии, пропустив через свое сознание духовно-нравственные идеи. Это ярко прослеживается в таких постановках, как: «Русская плясовая», «Казачий пляс «Варенька», «На Ивана Купалу», русский «Хоровод с шалями», «Русский танец» из балета «Лебединое озеро». В этих танцах показана широта и красота русской души. Совместная работа участников коллектива, выступления на фестивалях концертах, создают атмосферу увлеченности искусством, что в свою очередь развивает чувство дружбы, понимание ответственности, воспитывает коллективизм. Традиционным стало участие коллектива на ежегодном фестивале «Народов Поволжья», который проходит в стенах нашей школы. На этом фестивале школа-студия «Виктория» представляет различные танцы народов Поволжья: мордовский, чувашский, татарский, русский. Изучая танцы различных народов Поволжья, дети осознают многонациональную природу Российской Федерации, в них воспитывается чувство толерантности, патриотизма. За период изучения народно-сценического танца с 2012 по 2017 годы, ребята изучали танцевальное искусство России, Белоруссии, Прибалтики, Украины, Италии, Молдавии.
Были участниками и победителями следующих конкурсов и фестивалей: В 2013 г. — Диплом Лауреата 1 место на Конкурсе «Роза ветров в г. Сызрань за танцы «Мокшанские вихилявницы» (мордовский танец) и «Хава-Нагила» (еврейский народный танец). 2014 г. — Диплом Лауреата I степени в Международном фестивале детского и юношеского творчества «Радуга талантов» (Детский танец 7–9 лет) 2015 г. — Диплом Лауреата 2 степени в Международном конкурсе «Мелодия твоей победы» 2016 г.- Диплом победителя в VI окружном фестивале детского творчества «Народы Самарской губернии» Ребята систематически принимают участие в мероприятиях муниципального уровня, являются постоянными участниками городских концертов. Изучая народно-сценический танец как средство сохранения национальной хореографической культуры, дети чувствуют уважение к своей родной земле и уважение к другим народам; восстанавливают связь со своим народом, национальной культурой, которая в настоящее время все больше стирается из-за ряда процессов глобализации; испытывают ощущение счастья бытия и творчества.
В современной социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, возрождение народного творчества приобретает все более важное значение. Отточенный веками, передававшийся из поколения в поколение, народный танец является одной из высших духовных ценностей народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения национальной хореографической культуры народов. Возрастает ценность и значимость деятельности педагога-хореографа. Участие детей в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, историй костюма является мощным инструментом формирования элементов этнического самосознания и национальной культуры в сознании детей, поэтому предложенные формы работы руководителя танцевального коллектива (педагога-хореографа) крайне важны в его практической деятельности. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что формирование элементов нравственно-эстетической культуры в сознании детей (художественно-эстетического вкуса, оценочных суждений, нравственных оценок) будет более эффективным в процессе занятий народно-сценическим танцем. Обучение детей подросткового возраста народно-сценическому танцу является важным фактором сохранения и развития национальной хореографической культуры, и опытно-экспериментальное исследование показало эффективность занятий, выбора адекватных методов и средств обучения.
Литература:
- Акопян-Шупп, Р. Глобальный танец: творческий процесс, развитие новой сферы танца / Р. Акопян-Шупп. В сб. Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии. Материалы международной конференции. — Волгоград, 1999. — С.41–50.
- Богданов Г. Ф. Урок русского народного танца / Г. Ф. Богданов. — М., 1995. — С.23.
- Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Проблема формирования личности. — М.: Москва-Воронеж, 1997. — С. 135–172.
- Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. — М.: Прикосновение, 2005. — С. 127.
- Ванслов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В. В. Ванслов. — М.: Искусство, 1963.
- Васильев О. С. Семиотика этнокультуры/ О. С. Васильев // Современные эстрадные танцы, № 2 (14), 2003. — С. 30–31
- Васильцова В. Н. Народная педагогика / В. Н. Васильцова — М.: Школа-Пресс, 1996.
- Вохрышева М. Г. Современные тенденции развития вуза культуры и искусств / М. Г. Вохрышева // Культура XXI века: Материалы научной конференции, посвященной 35-летию СГАКИ, 30–31 мая 2006 года. — Самара, Чт.1. — С.8–12.
- Волков И. П. Воспитание творчеством / И. П. Волков. — М.: Знание, 1989. — 84с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
- Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. — М.: Искусство, 1964. — 326 с.
- Горина Г. С. Народные традиции в моделировании одежды/Г. С. Гороина. — М.: Просвещение, 1974.