Изучение характерных особенностей народного танца для развития эмоциональной выразительности учащихся хореографической школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 10.02.2015

Статья просмотрена: 7112 раз

Библиографическое описание:

Халилова, Л. Р. Изучение характерных особенностей народного танца для развития эмоциональной выразительности учащихся хореографической школы / Л. Р. Халилова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 180-181. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/6270/ (дата обращения: 17.12.2024).

Народный танец — основа хореографического искусства. Он тесно связан с историей каждого отдельно взятого народа. Это яркое, красочное творение, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением, многовековой многообразной жизни народа, воплотившее в себе творческую фантазию. Как велико значение танца, в котором отражаются традиции, связанные с жизнью, мыслями и чувствами народа. Танец какого-либо народа отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения, выразительным положением и переплетением рук в сочетании с четким ритмом. И чтобы сохранить сегодня культурное наследие и передать традиции молодому поколению необходимо делать акцент на изучение народной хореографии.

Методика описания основ характерного танца имеет своё отражение в работах таких педагогов как: А.Стуколкина, Т.Ткаченко, А.Лопухов, А.Ширяев и др. Но на сегодняшний день не достаточно представлено материала, в которых комплексно отражено развитие эмоциональной выразительности.

Из практических пособий известных педагогов-хореографов, а также из источников по истории культуры народов Мира и России собран и структурирован отдельный материал помогающий развитию у учащихся манеры исполнения и характера народного танца.

Курс «народно — сценический танец» по дополнительной общеобразовательной программе художественно эстетической направленности «Хореографическое искусство» (нормативный срок обучения 7 лет) изучается в школе 4 года и является одним из основных элементов содержания обучения хореографическому искусству. Как наиболее эффективный способ подготовки участников к исполнению различных народных танцев, предмет обеспечивает высокий уровень исполнительской культуры, является действенным средством ознакомления учащихся с хореографической культурой народов России и народов мира.

Основной целью курса обучения является освоение основных принципов исполнения народного танца через четко выработанную систему движений, наполненных характерными особенностями различных народов. Занятия народно — сценическим танцем имеют большое значение для развития артистичности исполнителей. Опыт работы показал, что именно исполнение упражнений на материале народной хореографии в учебном процессе является основой, помогающей воспитанию мышц, координации, культуры и манеры исполнения, так же это помогает эмоционально украсить, оживить ту или иную комбинацию. И здесь, важно научить ребёнка понимать язык танца, пользоваться им для самовыражения.

Особое место в кругу выразительных средств танца занимают руки. Работая над пластикой рук, мы оказываем положительное влияние на совершенствование тела, координацию движений и, несомненно, на чувство ритма и музыкальность. Конечно же, не будет в танце жизни без работы головы, корпуса и плеч, которые являются основой для свободного владения жестом. В форме и движениях рук, как ни в одном другом движении ярко проявляется сущность народного характера. Своеобразные движения корпуса, головы, рук придают танцу и его исполнителям определенную манеру. Манера же, в свою очередь, помогает наиболее полно раскрыть внутренний мир народного танца, придает неповторимость его выразительным средствам и характерным национальным чертам. Сочетание движений рук и ног помогает овладению координацией, где ноги создают ритм танцу, а руки ведут его мелодию. Движения рук рождают жест. Жесты, мимика, позы, движения ног, рук, головы, корпуса и все это подчеркнутое взглядом составляет танцевальную лексику, которая является наиболее важным выразительным средством в хореографическом искусстве. С помощью танцевальной лексики исполнитель может выразить большое многообразие человеческих чувств и эмоций: грусть, печаль, радость, восторг, удивление и т. д. В народном танце лексика предстает с ярко выраженным национальным колоритом. Лексика создает образ народа, именно он является основным средством самовыражения на уроке народно — сценического танца. С помощью образов танец в специфической художественной форме, всеми средствами народной хореографии выражает и раскрывает духовную жизнь народа. Существует огромное множество народных танцев с разнообразной богатейшей лексикой, с помощью которой можно выразить любые человеческие эмоции. Поэтому уроки народно — сценического танца помогают учащимся как можно лучше понять характер исполняемого движения.     

Обучение народно-сценическому танцу выполняет ряд общеобразовательных задач; приобщает к достижениям культуры разных народов, развивает виртуозность исполнения и способствует эмоциональному раскрепощению танцевальной практики. Уроки строятся по принципу: подбор упражнений, чередование нагрузки и отдыха, составление комбинаций и этюдов, помогающих раскрыть эмоциональное содержание образа. На занятиях используется метод практического показа, метод объяснения. Через метод контактного (индивидуального) обучения достигается желаемый результат. Через применение игрового метода в младшем школьном возрасте и использование эмоционально содержательного образа в старших классах происходит погружение в характер и особенности изучаемой народности. Метод самоконтроля выполняется с помощью зеркал. В основе уроков заложены здоровьесберегающие, личностно-ориентированные технологии, с дифференцированным подходом.

Результатом обучения по программе «Народно-сценический танец» является ансамблевая работа. Коллектив участвует в концертной деятельности и побеждает в конкурсах и фестивалях различного уровня, оставляя свои имена в истории города (I выпуск энциклопедии ДКМПиС Администрации г. Сургута «Одаренные дети Сургута» детский ансамбль танца «Радуга»). Выпускники продолжают свое дальнейшее образование в средних и высших учебных заведениях в области культуры и искусства страны, и уже как профессионалы смогут неустанно пропагандировать и популяризировать традиционный народный танец.

 

Литература:

 

1.                  Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. — Санкт-Петербург: Лань, 2006. — 240 с.

2.                  Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст] / А. Я. Ваганова. — Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. — 192 с.

3.                  Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст] / В. А. Звездочкин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 416 с.

4.                  Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст]: учеб.метод.пособие / Т. Б. Нарская. –Челябинск: ЧГАКИ, 2005. — 154 с.

5.                  Климов А. Основы русского народного танца. — М.,1994

Основные термины (генерируются автоматически): народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, движение рук, танец, танцевальная лексика.

Похожие статьи

Изучение музыкального фольклора как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников

Воспитательная эффективность освоения народных традиций и фольклора в художественно-массовой работе

Некоторые особенности освоения народных традиций и фольклора в культурно-досуговой работе

Изучение вопросов овладения письменной формой речи детьми младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки

Значение устного народного творчества для активизации речевого развития детей

Технологические основы управления развитием самодеятельного хореографического народного творчества в учреждениях культуры

Отражение проблемы развития самостоятельной деятельности учащихся в теории и методике обучения биологии

Вопросы формирования методологических, когнитивных и креативных качеств учащихся

Похожие статьи

Изучение музыкального фольклора как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников

Воспитательная эффективность освоения народных традиций и фольклора в художественно-массовой работе

Некоторые особенности освоения народных традиций и фольклора в культурно-досуговой работе

Изучение вопросов овладения письменной формой речи детьми младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки

Значение устного народного творчества для активизации речевого развития детей

Технологические основы управления развитием самодеятельного хореографического народного творчества в учреждениях культуры

Отражение проблемы развития самостоятельной деятельности учащихся в теории и методике обучения биологии

Вопросы формирования методологических, когнитивных и креативных качеств учащихся