Интенсивное постижение танца через изучение пальцевой техники | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 10.02.2015

Статья просмотрена: 1786 раз

Библиографическое описание:

Халифаева, Е. Д. Интенсивное постижение танца через изучение пальцевой техники / Е. Д. Халифаева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/6271/ (дата обращения: 20.12.2024).

Одним из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения является духовно-нравственное становление личности, формирование эстетической и художественной культуры. Важным аспектом духовного обогащения детей и подростков смело можно назвать хореографическое искусство. Сегодня в современных образовательных учреждениях уроки хореографии становится обязательными, потому что именно они развивают не только художественные навыки исполнения танцев разного направления, но помогают достигать совершенства в соответствии с законами красоты.

Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных».

Ребенок, владеющий хореографией, восхищает окружающих. Но это процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

Какие бы новшества не привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце — от джаза-модерна до хип-хопа — одно остается неизменным: классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы.

Классический танец и методика преподавания его основных элементов обобщены и систематизированы выдающимися хореографами, профессором А. Я. Ваганова в известном труде «Основы классического танца» в — первые изданном в 1934 году. Изложенная методика преподавания классического танца стала ценным вкладом в теорию и практику балетного искусства Н. П. Базарова «Классический танец созданным в 1984г В. Костровицкая, А.Писарев «Школа классического танца» в издании 1976г., В. А. Звездочкин «Классический танец», 2003г.,Ф. В. Васильева «Стопа в Классическом танце»,2008г.

Деятельность МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа № 1» направлена на духовное, нравственное, интеллектуальное, эмоционально — чувственное и физическое развитие ребенка при помощи пластики тела, музыки, эмоционального и художественного образа.

Одним из важных разделов изучения классического танца является пальцевая техника. Отсюда, главной целью работы считаю — коррекцию и укрепление стопы через выработанную систему пальцевой техники.

Исходя, из этой цели предусматривается решение определенных задач:

Развитие:

-          силы стоп, координации движений, выразительности поз;

-          устойчивости (апломба), как на двух ногах, так и на одной ноге;

-          выносливости;

-          прыжка;

-          зрительной памяти;

-          воздействие на специфические виды памяти: моторную, слуховую и образную;

-          эмоциональности и выразительности.

Если цели и задачи обучения задают общее направление деятельности, то методы и формы при обучении классическому экзерсису призваны обеспечивать достижение поставленных целей и решение намеченных задач.

Стопа — сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат — является опорой тела человека и выполняет рессорные функции и функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. А в классическом танце играет еще и немалую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъемом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца. Подъем стопы — это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема зависит от строения стопы и эластичности ее связок. Подъем стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочередно: сначала одна нога, затем другая. Из I позиции нога выдвигается в сторону (в положение II позиции), колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук проверяется эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму. По анатомическому строению различают стопу нормальную, сводчатую и плоскую. У стопы два продольных свода: внутренний и наружный. Внутренний (рессорный) имеет высоту 5–7 см, наружный (опорный) около 2 см. Стопа имеет поперечный свод. Уплощение продольного и поперечного сводов отрицательно сказывается на занятиях хореографией. При небольшом плоскостопии с помощью целенаправленных тренировок возможно улучшение сводов стоп и диагностика помогает это сделать.

Различают три формы подъема стопы: высокий подъем, средний и маленький. В ученической группе, которая была взята за эксперимент (16 чел.) были проведены измерительные параметры стоп, из которых выяснилось: высокий подъем имеют 20 % обучающихся; средний -57 %; и маленький-23 %. Чтобы повысить показатель выворотной и эластичной и дотянутой стопы применяю пальцевую технику на детях не только с «правильной» стопой» но и на детях, имеющих недостатки в стопе, за счет увеличения нагрузки мышечного аппарата, упрощения лексики, совершенствуя координацию движения и тем самым, развивая танцевальность.

В своей практике на уроках классического танца, делю учащихся на три группы с высоким, средним и маленьким подъемом, распределяя для каждой группы свои задания по уровню сложности, тем самым, использую дифференцированный подход в обучении. Методика пальцевой техники изучается на каждом уроке классического танца, что позволяет проследить результат.

Выработанная система пальцевой техники такой как, рas peleve у станка, рas échappé на пальцах во II позиции, рas de bourrée с переменой ног, рas de bourrée suivi, рas couru еchappé relevé на пальцах во II позиции, relevé на пальцы в IV позиции, рas sus — sous, рas de bourrée на пальцах, аssemblé soutenu, рas glissade на пальцах, в сторону, вперёд, назад, temps lie на пальцах вперед, назад, sissone simple на пальцах позволяет развить у воспитанников хореографической школы силу стоп, координацию движений, выразительность поз, устойчивость выносливость, высоту и силу прыжка, что сказывается на качестве исполнения танцевальных номеров, например, учащиеся с высоким подъёмом исполняют на пуантах этюды из балета П. Чайковского «Спящая красавица» «Вальс цветов»; со средним и маленьким подъёмом — сцену снежинок из II акта балета «Щелкунчик», музыка П. Чайковского. Следовательно, качество обучения по предмету «классический танец» у учащихся со средним подьёмом за три года повысилось с 68 % до 82 %; с маленьким подъёмом с 56 % до 79 %. Общий показатель качества в экспериментальной группе за три года обучения возрос на 33,4 %

Таким образом, на основании изложенного, можно сделать вывод: цель педагогического эксперимента достигнута, задачи решены, а результаты позволяют сделать вывод, о том, что от верно подобранных методик, правильной коррекции, четко поставленных задач, зависит качество образования и соответственно культура учащихся.

 

Литература:

 

1.      Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. — Санкт-Петербург: Лань, 2006. — 240 с.

2.      Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст] / А. Я. Ваганова. — Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. — 192 с.

3.      Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст] / В. А. Звездочкин. — Ростов-на-Дону:Феникс, 2003. — 416 с.

4.      Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст]: учеб.метод.пособие / Т. Б. Нарская. –Челябинск: ЧГАКИ, 2005. — 154 с.

Основные термины (генерируются автоматически): пальцевая техника, танец, стопа, маленький подъем, поперечный свод.

Похожие статьи

Фиксированное положение тела как основной инструмент развития импровизации участников любительского танцевального коллектива

Воспитание физических качеств курсантов посредством новых физических упражнений

Развитие вокала при формировании певческих навыков у старших дошкольников

Развитие силовых способностей с помощью применения статодинамических упражнений на занятиях физической культурой

Развитие одаренности через погружение в различные виды деятельности (из опыта работы)

Развитие навыков общения с использованием фольклора

Интегрированное занятие по музыкальной и изобразительной деятельности

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством вокального пения

Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями

Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность (из опыта работы)

Похожие статьи

Фиксированное положение тела как основной инструмент развития импровизации участников любительского танцевального коллектива

Воспитание физических качеств курсантов посредством новых физических упражнений

Развитие вокала при формировании певческих навыков у старших дошкольников

Развитие силовых способностей с помощью применения статодинамических упражнений на занятиях физической культурой

Развитие одаренности через погружение в различные виды деятельности (из опыта работы)

Развитие навыков общения с использованием фольклора

Интегрированное занятие по музыкальной и изобразительной деятельности

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством вокального пения

Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями

Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность (из опыта работы)