Соблюдение правил приёма при поступлении в хореографическую школу как фактор успешного обучения
Автор: Кривцун Ирина Валентиновна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 10.02.2015
Статья просмотрена: 3991 раз
Библиографическое описание:
Кривцун, И. В. Соблюдение правил приёма при поступлении в хореографическую школу как фактор успешного обучения / И. В. Кривцун. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 177-180. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/6269/ (дата обращения: 21.11.2024).
В период перехода детских школ дополнительного образования к новым аспектам деятельности с учетом федеральных государственных требований возникла необходимость и нового подхода к отбору детей для хореографического образования. Для осуществления федеральных государственных требований необходимо распределить приоритеты от количественного в пользу качественного отбора детей для начального предпрофессионального образования. К вопросу качественного отбора детского материала педагоги-хореографы обращались всегда. В своей работе «К проблеме отбора детей в хореографические учебные заведения в современных условиях» кандидат педагогических наук, доцент Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой
П. А. Силкин говорит о необходимости присутствия природных данных у детей и с этим нельзя поспорить. Опираясь на его доводы, можно предположить: «Почему нельзя принимать детей с отсутствием природных хореографических данных в классы начального предпрофессионального образования и в чём здесь опасность».
Кто, как не педагог-хореограф, знает, что «Танец» не из тех искусств, преуспеть в котором можно без усилий. Но проблемы начинаются тогда, когда проведя видимый отбор детей, многим из них, чей тип телосложения и возможности опорно-двигательной системы являются профессионально непригодными, разрешают приступить к занятиям. Причин здесь может быть несколько:
1. Неопытность педагога.
2. Необходимость набора определённой численности контингента.
3. Не совсем верное понимание родителей о готовности ребенка для занятий в хореографической школе.
Цель — привлечь внимание и объединить педагогов–хореографов для обсуждения путей решения проблемы качественного отбора детей и проблемы родительского давления с целью удовлетворения своих амбиций в ущерб ребёнка.
Предлагаемые пути решения:
1. Изучение педагогом-хореографом анатомического строения опорно-двигательного аппарата человека с целью повышения своих знаний и применения их в процессе отбора детей и предотвращения травмоопасных ситуаций на уроках.
2. Создание нормативных документов по отбору детей с описанием необходимых для хореографии природных данных (критерии отбора)
3. Информирование для родителей о возможных проблемах со здоровьем ребёнка в случае, отсутствия надлежащих природных данных.
Джозеф С. Хавилер — врач-ортопед, который более 15 лет провёл на тренировках и за кулисами танцоров в своей книге «Тело танцора» писал: «Подавляющее число занимающихся балетом заставили заниматься амбиции их матерей. У таких детей часто нарушается нормальное развитие». И на практике, действительно это подтверждается; ребёнок с отсутствием природных хореографических данных не понимает, почему возникают трудности при выполнении требований педагога, прилагает ещё больше усилий и получает травму, как психологическую, так и физическую. Таким образом, регулярное психо-эмоциональное и физическое напряжение не даёт положительных развивающих результатов, а напротив тормозит нормальное развитие ребёнка и даже калечит.
Незнание подобных тонкостей заставляет родителей смотреть на занятия хореографией, как на полезное увлечение, которое может исправить сколиоз. Однако, этим заболеванием, должны заниматься только врачи, только им известными методами включая лечебную физкультуру, а не хореографию. Поэтому есть прямая необходимость в информировании родителей о проблемах, которые могут возникнуть со здоровьем ребёнка из-за отсутствия хореографических данных. Первое, что нужно довести до сведения родителей, что профессиональная хореография — это не ритмическое содрогание тела, а его определённое костно-суставное строение и мышечное состояние, т. е. те необходимые природные данные. Если тело постоянно заставлять исполнять движения, к которому оно не приспособлено, это будет противоречить его природе, что приведёт к различным травмам, которые могут в будущем перерасти в заболевания, вызвать износ ткани или деформацию костных структур.
Рассмотрим функциональные данные. И так, те критерии, по которым отборочная комиссия определяет профессиональную пригодность каждого поступающего ребёнка — есть не что иное, как природное строение его скелета, суставов и мышечного аппарата.
Выворотность. Особенности чисто функционального характера заключаются в том, что только при выворотном положении ног есть возможность выполнения движений такой амплитуды, какая невозможна в невыворотном их положении. При наличии хорошей выворотности в бедрах, отсутствуют непреодолимые препятствия для движений, требующих большого размаха ног в сторону, фиксации рабочей ноги в сторону и в других различных положениях, что обусловлено не только эстетическим восприятием техники, но и законами физики движения тела в момент танца. Таким образом, можно сказать, что паховая выворотность влияет ещё на один важный критерий оценки профпригодности как хореографический шаг.
Паховая выворотность зависит от природного строения таза, а именно от вертлужной впадины: она может быть уплощена, а может отличаться глубиной. В одних случаях они обращены вперед, а в других — наружу. Плоская (уплощенная) форма вертлужной впадины, повернутая наружу, свидетельствует о природной выворотности. Дети с несовершенным природным строением тазобедренного сустава могут быть подвержены травмам: связочно-капсульного аппарата, повреждению шейки бедра, паховым растяжениям при тех нагрузках, которые будут даваться в дальнейшем детям, у которых более совершенное строение тазобедренного сустава. Первопричина повреждения любого сустава — его механическая перегрузка. Отрицательное влияние нагрузок на несовершенный аппарат может привести в дальнейшем к различным заболеваниям, таким как артроз, где процесс разрушения начинается с суставного хряща, который истончается, распадается на волокна и фрагменты теряя свои свойства, а так же повреждению связочного и связочно-капсульного аппарата. В этом случае повреждение имеет место быть, в основном у учащихся, в момент выработки выворотности и шага, когда учащиеся начинают растягивать связки, тем самым ослабляя их натяжение. При исполнении движений в быстром темпе, может произойти надрыв волокон подвздошно-бедренной связки или ущемление растянутой капсулы тазобедренного сустава. О наличии бывших травм в суставе позволяют судить наблюдения за бывшими артистами балета в возрасте после 50 лет и старше. У них часто отмечается деформирующий артроз тазобедренного сустава различной степени. Это результат бывших травм связочного и капсульного аппарата тазобедренного сустава, приведших к нарушению питания суставных поверхностей.
Структура костей нижних конечностей также влияет на величину выворотности, потому что в процессе развития бедренная кость и кости голени скручиваются вокруг своей продольной оси. Есть дети от природы с хорошо развернутыми стопами и подвижностью в коленном суставе, а есть «косолапые», с носками, обращенными вовнутрь. Отсутствие голеностопной выворотности показатель того, что данная стопа будет плохо выполнять функцию регулятора равновесия в выворотном положении при работе на середине зала в положении «стоя на полупальцах», «стоя на одной ноге». Это приводит к неправильному распределению веса в момент исполнения движений, что так же опасно для правильного формирования осанки. Всё это может усложниться, если у ребёнка плоское строение стопы. Дети с плоскостопием будут испытывать быструю усталость и боль в ногах. В результате постоянного перенапряжения голеностопа (особенно при нехватке данных) может возникнуть воспаление ахиллова сухожилия тенопатия.
Самым травмаопасным суставом у танцоров, особенно у детей, является коленный сустав. Работа танцора полностью зависит от функций колена, так что нет ничего удивительного в том, что травмы колена занимают долю в 20 % всех жалоб танцоров. Дети с недостаточной выворотностью в коленном суставе, слабыми сухожилиями, природным смещением коленной чашечки наиболее подвержены травмам и заболеваниям в данном суставе. Одна из распространенных болезней, возникающих среди детей и подростков, которые занимаются хореографией — это болезнь Осгуд-Шляттера. Это происходит на фоне множества движений с переносом веса тела на колени, прыжков и поворотов в то время как сустав еще растет и формируется. Ещё одно распространённое заболевание — пателлофеморальный синдром. Неравномерное развитие мышечных групп ноги, неестественные положения ног, например, выворотность колена, — всё это может привести к смещению коленной чашечки. Тендинит надколенника — это воспаление сухожилия, соединяющего коленную чашечку и четырехглавую мышцу бедра. Во время репетиций мышцы бедра сокращаются, натягивая связку, которая из-за воспаления отекает и болит.
Гибкость — это неотъемлемое качество любого танцора и является свойством опорно-двигательного аппарата. Гибкость в танце слагается из гибкости позвоночного столба, подвижности суставов, прежде всего тазобедренного и эластичности мышц. При выявлении профпригодности поступающего ребёнка важно определить степень природных изгибов. Позвоночник имеет 4 физиологических изгиба. Два из них обращены выпуклостью вперед — шейный и поясничный лордозы, два других — грудной и крестцовый кифозы — назад. Нарушение осанки происходит в двух плоскостях: фронтальной — сколиозы, сагиттальной — кифоз и лордоз. Чрезмерный кифоз дает сутулую спину, а сильно наклоненный вперед таз увеличивает поясничный лордоз, что является противопоказанием для занятий хореографией. Ещё один фактор гибкости тела — это мышцы. Особенностью мышц является непостоянство их растяжимости, т. е. растяжимость может увеличиваться. На этом свойстве и основана их тренировка. Дети с жёсткими от природы мышцами, стараясь превзойти их возможности, чаще подвержены их травматичному растяжению.
Таким образом:
- подход на отборочном туре к телу ребёнка должен быть правильным;
- в отборочную комиссию должны входить опытные и компетентные педагоги;
- необходимо доходчиво разъяснять родителям о тех проблемах со здоровьем, которые могут возникнуть у ребёнка при отсутствии природных хореографических данных;
- следовать критериям конкурсного отбора.
С момента введения ДПОП в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (нормативный срок обучения 8 (9) лет) в МАОУ ДОД «Детская хореографическая школа № 1» в г. Сургуте изменился подход при приёме детей в школу, который проводится с учетом: медицинских показаний о здоровье поступающего, разработанных требований к индивидуальному отбору и более внимательного отсмотра. За период обучения детей по предпрофессиональной программе(2012–2014г.г.) наблюдается положительная динамика в хореографической подготовке учащихся: высокий уровень подготовки повысился с 42,8 % до 43,9 %; выше среднего остается стабильным — 54,9 % средний с –3,11 % до 1,2 показатель ниже среднего отсутствует. Контингент сохраняется стабильным, отсева по медицинским показателям не наблюдается. Следовательно, правильный подход к отбору детей повышает результативность процесса обучения предпрофессиональной хореографической подготовки и является здоровьесберегающим фактором подрастающего поколения.
Литература:
1. Джозеф С. Хавилер. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. — ООО «Издательство «Новое слово», 2007.
2. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков. Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. общая. спортивная. Возрастная: Учебник. — М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.
4. Миронова З. С., Баднин И. А. Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата у артистов балета. — М.: Медицина, 1976.