Профилактика травматизма у детей при занятиях танцами в стиле брейк-данс | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.

Дата публикации: 29.04.2018

Статья просмотрена: 2298 раз

Библиографическое описание:

Сандимиров, С. А. Профилактика травматизма у детей при занятиях танцами в стиле брейк-данс / С. А. Сандимиров, И. А. Алехин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 288-291. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49873/ (дата обращения: 16.12.2024).



Спорт является частью физической культуры, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции. Важно понимать глобальную роль физической культуры в развитии общества, связанную не только с сохранением здоровья и физической подготовленностью человека, но и с формированием целостной, многогранной личности, и особенно в системе современного образования.

Хорошо известные и зарекомендовавшие себя виды спорта традиционно остаются в арсенале средств физической культуры. Однако, в настоящее время, активно развиваются и пользуются большой популярностью среди молодежи нетрадиционные виды упражнений и спорта. Условно их можно объединить в следующие группы: технические виды (бодибилдинг, виндсерфинг, пауэрлифтинг, фристайл и др.), игры (бейсбол, сквош, сепактакроу, шафл-борд и др.), единоборства (армрестлинг, каратэ, кикбоксинг и др.), гимнастика и танцы (аквоаэробика, калланетика, степ-аэробика, шейпинг, брейк-данс и др.). Особенно распространен такой вид спорта, как танцы в стиле брейк-данс среди школьников. Создаются секции в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, а также самостоятельные школы танцев.

К сожалению, при занятиях активными танцами, к которым принадлежит брейк-данс, неизбежно происходят различные травмы. Упражнения и элементы танцев в таком стиле аналогичны элементам гимнастики, что дает возможность прогнозировать и снижать травматизм, основываясь на огромном опыте тренировок гимнастов.

Повреждением, или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей, и нормальное течение физиологических процессов. От характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения. Повреждения можно разделить на прямые и непрямые, в зависимости от точки приложения силы. Они могут быть одиночными (например, поперечный перелом бедренной кости), множественными (множественный перелом ребер) и др. По локализации повреждений тренирующихся чаще всего наблюдаются травмы конечностей, среди них преобладают повреждения суставов. В спортивном травматизме отмечается преимущественно поражение суставов — 38 %, много ушибов — 31 %, вывихи — 4 %.

При занятиях спортивной гимнастикой, а также танцами в стиле брейк-данс, чаще возникают повреждения конечности — около 70 % всех травм. Существует еще один вид травм — микротравмы. Это повреждения, получаемые клетками тканей в результате однократного (или часто повторяющегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающего нарушение их функций и структуры. Именно такой травматизм особенно проявляется при повышенных нагрузках и при занятиях активными танцами на неокрепшем организме детей.

Необходимо отметить, что травмы для ребенка — это тяжелое испытание не только физического плана, но и психологического. Даже при благоприятном исходе травмы у многих детей и подростков отбивает желание продолжать заниматься спортом и, в частном случае, танцами. Как показывает практика, около 10 % детей перенесшие даже легкие травмы прекращают дальнейшие занятия, что говорит о важности поддержания психоэмоционального состояния ребенка в посттравматический период и обеспечить различные средства восстановления.

Анализ большого количества травм у школьников при занятиях спортом в течение 30 лет показал, что спортивный травматизм — это в определенной мере процесс управляемый. При организации надлежащих мер профилактики спортивные травмы можно свести к минимуму, особенно повреждение средней тяжести и тяжелые. Предупреждение спортивного травматизма основано на принципах профилактики повреждений с учетом особенностей отдельных видов спорта и, в частности, характеров упражнений и специфических движений. Кроме общих организационно-профилактических мер обеспечения безопасности на учебно-тренировочных занятиях, спортивных соревнованиях и мероприятиях в отдельных видах спорта существуют меры профилактики спортивного травматизма, присущие только конкретному виду спорта.

В данной работе выполним анализ факторов, которые в наибольшей степени влияют на уровень травматизма. Покажем пример выработки мероприятий по снижению травматизма на примере школы танца «Сила Воли» в г. Самара.

Для снижения травматизма при занятиях танцами необходимо понимать основные задачи предупреждения спортивного травматизма.

  1. Знание причин возникновения телесных повреждений и их особенностей в различных видах физических упражнений танца. Так как этот этап анализа в целом понятен и досконально освещен в различных источниках, то в данной работе он не описывается.
  2. Грамотная организация занятий. Этот пункт необходимо разделить на два подпункта.

а) Соблюдение четко разработанного плана при тренировке. Только четко разработанный план занятий подготовки учеников обеспечивает стабильное уменьшение уровня риска получения травм. Программа занятий разминки была разработана с учетом общепринятых опробованных методик спортсменов. Занятия по изучению элементов танца была разработана с учетом их постепенного усложнения.

Необходимо отметить разделение групп тренирующихся по подгруппам с учетом различного уровня физической и психологической подготовки.

б) Организация времени проведения занятий. При составлении графиков тренировок необходимо учитывать школьное расписание школьников. Анализ свободного времени школьников, которые записались в школу танцев, показал целесообразность определения времени тренировок в период времени с 15–00 до 17–00. Такое расписание позволяет школьникам отдохнуть после уроков в первую смену и приступать к тренировкам в хорошей физической форме. Данное расписание хорошо тем, что школьники приходят на тренировки после школьного обеда в столовой спустя около трех часов. При большем перерыве во времени увеличится количество тренирующихся, которые успевают пообедать второй раз уже дома, что оказывает негативное влияние на процесс тренировки и общее физическое после тренировок.

  1. Устранение ошибок в методике проведения занятий. Устранение ошибок методики занятий происходит путем анализа видеоматериалов с тренировок и выступлений групп обучающихся, а также привлечением специалистов хореографии.

Необходимо так же отметить пути профилактики травматизма в школе танцев «Сила Воли»: применения методов страховки (групповая и индивидуальная) и помощи. Недооценка и неправильное применение приемов страховки так же повышают риск получения травм.

Применяют следующие виды помощи:

‒ проводка — действия тренера, при котором происходит сопровождения тренирующегося в процессе упражнения;

‒ фиксация — задержка тренирующегося в определенной точке упражнения;

‒ подталкивание — помощь при совершении поворотов;

‒ комбинированные приемы и серийные приемы.

Так же важным условием является самостраховка и самоконтроль, что подразумевает способность самостоятельно принимать решения для обеспечения безопасности и выходить из опасных ситуаций.

Проводя анализ методов преподавания танцев различных школ в России, можно выделить такой положительный метод тренировки, как наставничество. К сожалению, не все школы практикуют данный метод. Тренирующимся только рассказывают способы выполнения упражнений, движений и показывают наглядные пособия. Метод наставничества подразумевает наглядную демонстрацию приемов с акцентами на характерные движения, что успешно реализовано в рассматриваемой школе.

  1. Обустройство мест проведения занятий и соревнований. При выборе мест проведения тренировок было выбрано одно из самых оптимальных помещений, отвечающее всем нормам и стандартам, предъявляемым к спортивным сооружениям и зданиям.
  2. Введение правил врачебного контроля на всех стадиях. Такой контроль проводится не только в процессе тренировки детей, но и при приеме в секции. В снижении риска возникновения различных травм большое значение имеют врачебно-педагогические наблюдения. Такие наблюдения проводятся во время занятий и во время соревнований.

Существуют факторы, вызывающие спортивные травмы, такие как состояние утомления, переутомления, перетренировка, индивидуальные особенности организма и др. Данные факторы учитываются в полном объеме.

  1. Применение соответствующей одежды и индивидуальных защитных средств. Для предотвращения травматизма необходим контроль за спортивной одеждой и обувью. Категорически запрещается ношение значков, цепочек, брошек, колец и других украшений. Несоблюдение таких правил может привести к травме тренирующегося или лица, выполняющего страховку. При выполнении сложных элементов танца, включающие стойки на голове, предусмотрено использование специальных шапок, наколенников, голеностопников, эластичных бинтов и другие средств защиты.
  2. Мониторинг психологического состояния школьников при занятии упражнениями. Нередко наблюдаются такие ситуации, в которых школьник не хочет «ударить в грязь лицом» и не отказывается от выполнения сложного для него упражнений. Необходимо научить тренирующихся адекватно оценивать свои силы. Отметим, что снижению травматизма способствует правильная профилактика состояния утомления. Повышенное утомление (переутомление, перенапряжение) способствует срыву приспособительных возможностей организма к нагрузке и резкому снижению спортивной работоспособности, повышенному риску травмирования.

Используемые в спортивной медицине средства восстановления и восстановительные мероприятия можно условно разделить на три группы: педагогические, психологические и медико-биологические. Конечно, это деление во многом условно, что говорит о целесообразности проводить комплексное применение перечисленных методов. Такая позиция позволяет достигнуть эффекта в максимально короткие сроки.

Педагогические средства восстановления включают в себя: индивидуализацию процесса тренировки, адекватные интенсивность и направленность нагрузки, рациональный режим тренировки и отдыха в зависимости от функционального состояния школьника. Таким образом, учитывая физическое и психологическое состояние каждого ученика, ему преподаются адаптированные упражнения.

К психологическим методам восстановления спортсмена можно отнести: психолого-педагогические методы, учитывающие индивидуальность каждого школьника, его эмоциональный уровень и степень контактности.

К медико-биологическим методам восстановления относятся: полноценность и сбалансированность пищи, режим питания, прием дополнительных количеств витаминов, незаменимых аминокислот и микроэлементов и другие. Целесообразно применять витамины и поливитаминные комплексы, энергонасыщенные препараты, специализированные белковые препараты различной направленности действия, антиоксиданты, иммуномодуляторы и др. Однако, применение таких препаратов необходимо только после консультации с лечащим врачом.

Проведя анализ решающих факторов, влияющих на снижение травматизма и его последствий тренирующихся детей в школе танца «Сила Воли» были сформулированы рекомендации:

  1. При проведении выступлений в других городах и области необходимо ознакомиться с возможностью вызова оперативного медперсонала.
  2. При проведении тренировок в своем спортзале необходимо иметь аптечку не только в арендованном помещении, а непосредственно в тренировочном зале.
  3. Для улучшения психологического состояния ребенка на соревнованиях необходимо по возможности присутствие родителей. Это обусловлено не только моральной поддержкой, но и снятием определенного числа бытовых задач. Например, ребенку не надо будет заботиться о сохранности личных вещей, не будет необходимости организации питания и др. Исходя из этого, предлагается проводить активную разъяснительную работу с родителями о важности их присутствии на соревнованиях (выступлениях).
  4. Для более досконального анализа методики тренировок необходимо приобрести высококачественные видео камеры.
  5. Приглашать сторонних специалистов для разработки новых методик тренировок.
  6. Для более интенсивного разогрева мышц и суставов применять шерстяные согревающие повязки.
  7. Анализ преподавательской методики выявил необходимость усилить развитие методов реализации координационно сложных упражнений. Такие сложные упражнения бывают не всегда понятны тренирующимся детям. Необходимо разработать дополнительные подводящие упражнения, имеющие аналогичную техническую структуру, но значительно легче конечных выполняемых упражнений.

Таким образом, рассматривая проблему профилактики травматизма у школьников при занятии танцами, в частности брейк-данс, можно сделать вывод о том, что его уровень в целом контролируемый, зависящий от множества факторов. Задача тренеров и педагогов заключается в постоянном анализе и прогнозе возникновения травмирующих факторов, а также в постоянном контроле физического и психологического состояния тренирующихся.

Основные термины (генерируются автоматически): спортивный травматизм, снижение травматизма, вид спорта, травма, упражнение, физическая культура, занятие танцами, обеспечение безопасности, отдельный вид спорта, психологическое состояние.


Похожие статьи

Профилактика нарушений слоговой структуры слов с использованием упражнений и игр ритмической гимнастики

Психолого-педагогическая коррекция познавательной деятельности детей с аутизмом с помощью дельфинотерапии

Профилактика и предупреждение правонарушений, совершаемых трудными подростками

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях

Профилактика травматизма курсантов ведомственных вузов на занятиях по физической подготовке

Профилактика злоупотребления ПАВ и организация здорового досуга подростков группы риска

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в МДОУ при проектировании школы здоровья

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у старших дошкольников с использованием ИКТ

Проблемы травматизма в процессе обучения хореографическому искусству

Оптимизация процесса обучения по физической культуре у школьников начальных классов

Похожие статьи

Профилактика нарушений слоговой структуры слов с использованием упражнений и игр ритмической гимнастики

Психолого-педагогическая коррекция познавательной деятельности детей с аутизмом с помощью дельфинотерапии

Профилактика и предупреждение правонарушений, совершаемых трудными подростками

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях

Профилактика травматизма курсантов ведомственных вузов на занятиях по физической подготовке

Профилактика злоупотребления ПАВ и организация здорового досуга подростков группы риска

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в МДОУ при проектировании школы здоровья

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у старших дошкольников с использованием ИКТ

Проблемы травматизма в процессе обучения хореографическому искусству

Оптимизация процесса обучения по физической культуре у школьников начальных классов

Задать вопрос