В настоящее время проблема травматизма является главной медико-социальной проблемой, которая затрагивает демографические показатели общества и их перспективу. Отправляя ребенка в образовательное учреждение, родители перекладывают с себя ответственность за сохранение его жизни и здоровья на школу, на учителей, поэтому система по предупреждению школьного травматизма должна быть четко организована.
Ключевые слова: школьный травматизм, система профилактики школьного травматизма, безопасное поведение.
В настоящее время проблема травматизма является главной медико-социальной проблемой, которая затрагивает демографические показатели общества и их перспективу. По официальным данным ВОЗ, ежегодно от несчастных случаев погибает около 830000 детей в год, а ежедневно – 2300 человек. Эти цифры несколько занижены, ведь не все родители, при получении ребенком какой-либо незначительной травмы, например ссадины или ушиба, обращаются в травматологический пункт. Исходя из статистики детского травматизма, можно выделить наиболее распространенные причины травм ребенка:
- недосмотр взрослых;
- несоблюдение техники безопасности;
- общее состояние здоровья ребенка;
- незнание детьми правил дорожного движения;
- неорганизованный детский досуг.
Детский травматизм можно классифицировать по нескольким параметрам. В зависимости от возрастной группы он подразделяется на:
- грудной, в периоде от рождения и до одного года жизни. В этом возрасте ребенок пробует познать окружающий мир, но из-за ограниченности в движениях ему удается это сделать, преимущественно с помощью рук, тактильно, и языка, попробовать предметы на вкус. В связи с этим, травмы ребенка грудного возраста могут возникнуть в результате попадания каких-либо предметов в дыхательные пути. В большинстве случаев виноватыми в травмировании или смерти детей грудного возраста являются родители;
- преддошкольный, дети от одного года до трех лет. В связи с быстрым развитием опорно-двигательного аппарата травмы могут возникнуть в результате падения или резких движений в отношении ребенка со стороны взрослых, например, когда малыша резко тянут за руку;
- дошкольный, дети трех до семи лет.В этом возрасте у детей увеличивается двигательная активность, появляется любознательность, интерес к окружающему миру. На данном этапе необходимо грамотно объяснить основные правила поведения ребенка на улице, дома, в общественных местах и постоянно тренировать и пополнять эти знания;
- школьный травматизм, в него входят дети школьного возраста от семи до шестнадцати лет. Здесь дети, желая показаться лучшими, могут пренебрегать правилами безопасности. Также недостаток двигательной активности во время учебного процесса они восполняют во время перемен, что объясняет получение различного рода травм.
Согласно 28 статье Федерального Закона «Об образовании», отправляя ребенка в образовательное учреждение, родители перекладывают с себя ответственность за сохранение его жизни и здоровья на школу, на учителей. Стремительные мировые системные изменения, происходящие в последние десятилетия, доказали, что школьное образование нуждается не только в пересмотре существующих подходов к учебно-воспитательному процессу, но и в модернизации системы обучения в целом [4]. Период затянувшихся организационных и правовых преобразований, затронувших все стороны образовательного процесса, процесс получения качественного образования становится все более трудоемким [2]. Именно поэтому система по предупреждению школьного травматизма должна быть четко организована. Под школьными травмами понимают травмы, полученные детьми в школе, доля их составляет 17% от всего детского травматизма. Их главными причинами являются:
- высокая двигательная активность ребенка;
- неадекватная оценка последствий своих действий;
- недостаточная физическая развитость ребенка;
- нарушение правил безопасности.
Общеизвестно, что школьная атмосфера сегодня стала небезопасна для здоровья детей. Ухудшение здоровья детей прямо пропорционально учебным перегрузкам учащихся, их неудовлетворенности своим учителем и негативным отношением к части изучаемых предметов. Очевидно, одним из правил педагогической деятельности должно стать следующее: обучая и воспитывая, помни, не навредят ли твои действия здоровью
твоего ученика [1].
С целью изучения возможных путей профилактики школьного травматизма нами было проведено исследование на базах государственного бюджетного образовательного учреждения школы № 600 г. Санкт-Петербурга и отделения медицинской реабилитации Ленинградского Областного Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения "Детская клиническая больница".
Проанализируем полученные данные детально. Выборочным анализом медицинских карт в школе и на отделении реабилитации областной детской больницы было выяснено, что наибольшее количество школьных травм приходится на учащихся параллели 5-х классов, то есть младший подростковый возраст. Всего было опрошено 39 пятиклассников и проведен анализ 150 медицинских карт школьников. Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психологических процессах. Но наряду со сложными, порой непредсказуемыми особенностями, в подростковом возрасте формируются такие важные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться, формирование нравственных убеждений и рефлексия [3].
Основным методом исследования стало авторское анкетирование. Из полученных ответов было выяснено, что 38% респондентов имели травмы в школе, это несколько выше, чем среднестатистические показатели по стране. Самыми распространенными травмами были ушибы, ссадины и синяки (79%), большинство травм происходило во время уроков физической культуры (18%) и на переменах (42%). Основной причиной травм на переменах являлись драки (76%). Для 31% респондентов самым травмоопасным местом в школе остаются коридоры, 28% ответили, что спортивный зал, 31% - лестницы, 13% - крыло начальной школы и по 5% - столовая и кабинет химии. С превалирующей точки зрения пятиклассников (82%) уменьшить количество травм в школе можно с помощью большего количества инструктажей по технике безопасности и более спокойного поведения на переменах.
Было выдвинуто предположение, что возникновение школьных травм зависит от уровня агрессивности ребенка и степени знания им навыков безопасного поведения в подобных ситуациях. Т.к. анализу подвергались непараметрические показатели, полученные детьми травмы, были проранжированы по шкале потери здоровья (от минимальной – 1, до максимальной – 7) и обработаны путем применения коэффициента корреляции Спирмена:
1. Ссадины
2. Ушибы
3. Царапины
4. Носовое кровотечение
5. Растяжения
6. Вывихи
7. Переломы
Также был ранжирован уровень агрессивности пятиклассников по показателям анкет (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992г.). Проведенный анализ показал слабую степень корреляции (p=0,82), прямой зависимости возникновения травм от уровня агрессивности обнаружено не было.
Была сопоставлена степень возникновения травм с уровнем владения навыками безопасного поведения в травмоопасных ситуациях. Полученный результат выявил высокую степень корреляции (p=-0,92).
Исследование позволяет констатировать достаточно низкую компетентность школьников в вопросах безопасного поведения на переменах и, как следствие этого неадекватное поведение и высокий уровень травматизма.
Учитывая важность проблемы школьного травматизма, особенно для младшего подросткового возраста, на основе полученных в результате комплексного исследования данных, необходима дальнейшая реализация комплексной целевой программы «Профилактика школьного травматизма». Только совместная работа всех субъектов образовательного процесса по формированию альтернативного безопасного поведения школьников на переменах может дать положительные результаты в данной области.
Литература:
- Борисов А. А., Сыромятникова Л. И., Борисова Л. П. Организационно-методические условия преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 507-509.
- Буйнов Л.Г., Сорокина Л.А. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Здоровьесберегающее образование. —2010. — № 4 (8). — С. 91-93.
- Матусевич М. С., Макарова Л. П., Плахов Н. Н. Организация профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 958-960.
- Сорокина Л.А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2015. — № 178. — С. 157-160.