Проблемы травматизма в процессе обучения хореографическому искусству
Авторы: Марченкова Анна Ивановна, Марченков Андрей Леонидович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 5421 раз
Библиографическое описание:
Марченкова, А. И. Проблемы травматизма в процессе обучения хореографическому искусству / А. И. Марченкова, А. Л. Марченков. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2760/ (дата обращения: 16.12.2024).
Авторами затрагивается вопрос специфики воспитания и обучения исполнителей в хореографической деятельности в контексте систематических физических и эмоциональных нагрузок. Особое внимание уделяется профессиональному взаимодействию педагога-хореографа и врача – травматолога с целью предупреждения травматизма, а также разработки программы реабилитационных мероприятий.
Ключевые слова: врачебно-балетный диспансер, диагностика повреждения, причины травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата исполнителей в хореографической деятельности, общая и профессиональная трудоспособность танцовщиков, лечебная гимнастика, комплекс профессиональных движений в плане реабилитационных мероприятий, психологический стимулятор выздоровления танцовщика.
Исполнительское мастерство всегда вызывает восхищение и порождает неизменный вопрос, каким путём достигается столь высокая степень профессионализма? Законы любого искусства, в том числе искусства танца, пластическая гармония и красота форм, образное воплощение произведений познаются и достигаются огромным и систематическим трудом, который связан с перегрузками и опасностью травматизма. Искусство хореографии имеет особую специфику обучения и взращивания будущего исполнителя, сопровождающуюся ежедневными занятиями танцевальными дисциплинами, регулярной работой над развитием «балетных» данных, активной концертной деятельностью, что требует от обучающегося и педагога полноценной физической, эмоциональной отдачи.
Многие представляют себе жизнь танцовщиков, как сплошной праздник: яркий свет рампы, занавес, цветы, аплодисменты, забывая или не зная о том, что в силу профессиональной обусловленности физический износ организма у артистов балета происходит к 36-40 годам, с чем и связан ранний выход на пенсию. Прославленный педагог и репетитор труппы Большого театра Марина Тимофеевна Семёнова, воспитавшая «Семёновский полк» - Наталью Бессмертнову, Нину Тимофееву, Надежду Павлову, Наталью Косаткину, Николая Цискаридзе и многих других звёзд советского балета, когда-то сказала: «Балет – это каторга в цветах». [9]
Уровень развития танцевальной техники в прошлом столетии вызвал к жизни потребность в педагогических кадрах не просто высокой профессиональной квалификации, а выявил необходимость в специалистах новой формации. Хореография от тех, кто служит ей профессионально, требует эрудиции в различных отраслях искусства, литературы, музыкальной культуры, изобразительного искусства, драматического театра, психологии, педагогики, научных знаний анатомии и физиологии, а также умений и навыков оказания первой медицинской помощи.
В спортивной практике контакт врача и тренера является неотъемлемой частью всей профилактической работы. Более 90% случаев спортивного травматизма являются относительно легко устранимыми, и ликвидация их зависит от знания своего дела и энергии преподавателя, тренера и врача. В больших балетных труппах и хореографических училищах, такой контакт между врачами и педагогами тоже есть. Организована работа врачебно-балетных диспансеров, в штате которых терапевт, травматолог – ортопед, физиолог, диетолог и т.д. Они осуществляют контроль за состоянием здоровья артистов балета и учащихся.
Также существует практика дежурства врача за кулисами во время балетного спектакля, когда приходится решать задачу правильной диагностики повреждения сразу на месте, от чего зависит в последующем состояние здоровья танцовщика и завершение спектакля. «Ведущий танцовщик на спектакле «Щелкунчик» получил ожог спины паром во время эффекта костра. Дублёра не оказалось на спектакле, и врач после оказания помощи, разрешил танцовщику продолжить спектакль. Для этого танцовщику ввели обезболивающее средство, смочили костюм в месте ожога спины новокаином со спиртом для обезболивающего действия, и солист успешно довёл спектакль до конца» [10]
Легенда советского балета Марис Лиепа описывает комичный случай из своей практики: на гастролях в Будапеште он танцевал спектакль «Корсар», в заключительном акте во время боя на саблях ему рассекли железным клинком два пальца на руке. «По ходу спектакля ко мне на шею бросается спасённая Медора в своём белоснежном хитоне, а рука моя истекает кровью. И вот, пока Медора перед последним любовным адажио танцует короткую вариацию, я, встав на колено и следя за нею влюблёнными глазами, протягиваю в кулису окровавленную руку и с радостью чувствую, что пальцы обхватывают тугие витки бинта». [8]
Нельзя покинуть танцевальную площадку - такова специфика сценического исполнительства. Нельзя показать зрителю, что во время театрального действия на сцене, кроме четко выстроенной сюжетной линии, параллельно происходит что-то ещё. Оба примера подтверждают, что своевременные, профессиональные действия, способны не только сохранить здоровье исполнителя, но и уберечь театральные представления от провала.
В практике работы педагогов колледжей культуры и институтов (университетов) культуры, искусства, как правило, нет ни балетных диспансеров, ни врачей за кулисами во время концертных выступлений, а проблемы с травматизмом и нехваткой знаний в области анатомических сведений применительно к хореографии есть. Этих знаний о причинах травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также об осложнениях после мелких травм не хватает и студентам – будущим педагогам. В идеале педагог - хореограф должен работать в тесном контакте с врачом, поскольку этот контакт обогащает педагога медицинскими знаниями, а врача – тайнами хореографического искусства.
Каждый педагог должен знать, как оказать первую доврачебную помощь, так как качество оказания первой помощи в значительной степени влияет на последующее течение патологического процесса и скорость восстановления профессиональной формы. Необходимо помнить - у танцовщиков общая трудоспособность восстанавливается значительно раньше профессиональной трудоспособности.
Рекомендации по оказанию первой помощи:
при повреждении, прежде всего, необходимо обезболить повреждённое место и предупредить развитие гематомы, приложить холод (лёд, холодная вода, снег);
наложить фиксирующую бинтовую повязку, иногда необходима шина для фиксации места предполагаемого перелома;
пострадавшего доставить в травматологическое учреждение, где для подтверждения диагноза нужно обязательно сделать рентген;
обсудить с врачом вопрос об амбулаторном или стационарном лечении;
т.к. балетная форма теряется очень быстро, нужно проконсультироваться с врачом на предмет включения профессиональных движений в комплекс реабилитационных мероприятий с целью стимуляции местных репаративных процессов и создания положительного эмоционального настроя. Включение элементов классического танца в систему реабилитации на раннем этапе является психологическим стимулятором выздоровления танцовщика - это очень важный фактор для полноценного восстановления балетной формы за короткий промежуток времени. [2, 4, 10, 12, 13 ]
«Все повреждения с нарушением функции суставов, нарушением анатомической оси кости при переломах, полном разрыве сухожилий, связок, мышц, отрывом заднего отростка таранной кости («ахилл») требуют специализированной помощи в стационаре. Другие, более лёгкие, повреждения можно успешно лечить в амбулаторных условиях. Следует отметить, что артистам балета, при необходимости проведения фиксации лучше накладывать гипсовые повязки, а не лангеты, так как сухая гипсовая повязка освобождает от костылей и позволяет пользоваться тростью и он сможет после острого периода посещать класс для занятий и по возможности проводить некоторые профессиональные движения» [2].
Полученная травма не должна стать препятствием к продолжению занятий. Не следует прекращать выполнение балетных движений во время болезни и, если позволяет физическое состояние, нужно делать их, даже лёжа в постели. Иван Валерьянович Баднин в своей статье «Форму следует поддерживать постоянно» даёт такие рекомендации: «Одним из мощных факторов восстановления двигательной активности является лечебная гимнастика. Она проводится в виде изометрических напряжений мышц как здоровой, так и больной конечности (даже если она находится в гипсовой повязке). Напряжение мышц способствует улучшению в них кровообращения, а значит – улучшению питания тканей, быстрому их заживлению. Поднимание конечности (даже лёжа) способствует напряжению мышц и поддержанию необходимого их тонуса, в том числе и силы. Такое движение, как большой батман, является хорошим элементом в комплексе лечебной гимнастики». [3]
Если двигаться, возможности нет, то следует осуществлять занятия мысленно, например: полностью вспоминать класс, концертный номер и т.д. «Мысленное протанцовывание» даёт положительные результаты не только в качестве части реабилитационной программы по восстановлению профессиональной трудоспособности исполнителя. Используя этот приём можно значительно повысить качество и скорость проучивания и усваивания движенческих дисциплин и концертных номеров. Исследования физиологов показали, что аутотренировка вызывает благоприятное воздействие на тренируемые отделы организма. [11, 12]
В подтверждение этому приведём интересный пример, описанный в педагогическом опыте А.В.Никифоровой. На последней репетиции перед выпускным экзаменом её ученица Любовь Горшунова, впоследствии гордость новосибирской сцены, получила серьёзную травму – она сломала несколько костей стопы. Приговор медиков был категоричным: «О танцах не может быть и речи!». Но педагог по классическому танцу А.В.Никифорова отказалась с этим смириться. Не дожидаясь, пока девочка встанет с постели, Никифорова применила приёмы аутогенной тренировки. Долгие месяцы «постельного режима» были включены в учебный процесс. Через год Горшунова успешно окончила хореографическое училище. На такой эксперимент Алису Васильевну подтолкнула статья пианистки Веры Лотар-Шевченко, которая, будучи репрессированной, в тюрьме каждодневными в мыслях упражнениями сохранила пианистическую технику настолько, что смогла после освобождения выступать с сольными концертами. [11]
Если проанализировать различные случаи травматизма исполнителей в хореографической деятельности и выделить причины, то можно сделать вывод, что травмы чаще всего возникают в результате действия не одного, а нескольких факторов. М.С. Миловзорова предложила градацию на педагогические; медико-санитарные; организационно-технические причины возникновения травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. На наш взгляд к этой группе имеет смысл добавить ещё один аспект это – психологическая обусловленность травматизма исполнителей в хореографической деятельности.
Готовя специалистов - хореографов современного уровня, стоит говорить о преподавании студентам СУЗов и ВУЗов специально разработанного курса с интегрированной программой, включающей в себя разделы: анатомии, психологии, методики преподавания хореографических дисциплин, охраны труда и здоровья. Многие из перечисленных предметов есть в образовательных стандартах и учебных планах, но зачастую они преподносятся как отдельные самостоятельные курсы и не рассматриваются педагогами с точки зрения специфики хореографического искусства.
Литература:
Баднин И.А. Изменение стопы у артистов балета // Балет. - 1988. №2. - С.62-64
Баднин И.А. Охрана труда и здоровья артистов балета. - М.: Медицина, 1987. - 206с.
Баднин И.А. Форму следует поддерживать постоянно // Балет. - 1985. №6. - С.64.
Дергач А.А., Исаев А.А., Педагогическое мастерство тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 375с.
Ивашкин В.Т., Султанов В.К. Болезни суставов. Пропедевтика, дифференциальный диагноз, лечение. - М.: Литера, 2005.-544с.
Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека: атлас.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 239с.: ил.
Лиепа М.Э. Вчера и сегодня в балете. - М.: Мол.гвардия, 1982. - 190с.
Лиепа М.Э. Я хочу танцевать сто лет. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. - 344с., 144 с. ил.
Максимова Е.С. Мадам «Нет». - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 344с., 52л. ил.
Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека. - М.: Медицина, 1972. - 230с.
Никифорова А.В. Советы педагога классического танца. - СПб.: 2005. - 96с.
Хавилер Д.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. – ООО Издательство Новое слово, 2007. – 112с.
Шаров Д.В., Иванюк А.С. Перелом. Травма. Как восстановить здоровье? – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 224с.