Работа по ранней профориентации младших дошкольников в сфере «Сельскохозяйственные профессии» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 22.08.2023

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Руденко, Я. В. Работа по ранней профориентации младших дошкольников в сфере «Сельскохозяйственные профессии» / Я. В. Руденко, И. О. Водяникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105583/ (дата обращения: 07.05.2024).



Проблема выбора профессии является одной из важнейших задач любого человека. Поэтому, вопросы о профессиональной ориентации детей и взрослых являются актуальными и первостепенными. Как только человек попадает в социум, он сталкивается с многогранным миром профессий, которые будут окружать его всю дальнейшую жизнь. Именно в процессе социализации личности вырабатывается отношение к профессии. Уже начиная с детского сада, дети знакомятся с трудом взрослых, получают элементарные представления о мире профессий от своих родителей, поэтому этот возраст можно обозначить началом проявления профессиональных интересов человека. Актуальность работы по ранней профориентации детей в ДОУ обоснована в ФГОС и является важнейшим звеном структуры дошкольного образования и воспитания детей. Профориентация напрямую связана с трудовым воспитанием дошкольников. Именно труд является отражением любой профессии человека. Многие отечественные педагоги рекомендуют знакомить детей с теми видами труда, которые наиболее распространены в области их проживания. В связи с тем, что в нашем детском саду 47 г. Белгород очень популярными направлениями трудового воспитания являются садоводство и огородничество, мы решили описать свой опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста по профессиональной ориентации в области сельского хозяйства.

Перед нами, педагогами детского сада, в первую очередь стоят задачи подготовки детей к взрослой жизни. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь и не боялись делать выбор в пользу своих чувств и предпочтений, в том числе, касаемо их будущей профессии. Поэтому, мы считаем, что знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

В экономике нашей страны сельское хозяйство играет важную роль. Аграрный сектор обеспечивает 3,7–3,9 % ВВП страны. Всем известно, что сельского хозяйство — неотъемлемое звено не только в экономике нашей страны, но и важнейший элемент в жизни простых людей. Без сельского хозяйства невозможно представить благополучную жизнь населения, т. к. оно обеспечивает нас продовольствием. Однако, данное направление, с каждым годом становится все менее популярным среди выпускников и будущих абитуриентов ВУЗов, так как появилось огромное количество новых, современных профессий, связанных с информационными технологиями и не требующих от человека приложения огромных усилий и выполнения физического труда. Именно поэтому, мы решили не просто рассказать детям о существовании такой отрасли, как «Сельское хозяйство», а обеспечили целостный органический процесс по приучению детей к труду и ознакомлению их с миром сельскохозяйственных профессий.

В первую очередь мы определили для себя задачи нашей работы:

  1. Сформировать у детей элементарные представления о структуре трудового процесса и его значимости в жизни человека;
  2. воспитывать положительное отношение к профессиям сельскохозяйственного направления;
  3. приобщение детей к профессиональному труду взрослых;
  4. стимулирование познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей раннего дошкольного возраста.

Мы поставили перед собой задачу, не просто познакомить детей с миром сельскохозяйственных профессий, а дать им возможность приобщиться к труду взрослых, обрести практический опыт. В первую очередь, была проведена колоссальная работа по изучению соответствующей научной литературы и подготовке обучающего материала. Обновили уголки «Профессий» и «Патриотический», добавили больше игрушек, связанных с сельскохозяйственным трудом. Изучали с детьми с помощью игр, видеороликов и бесед, какие существуют виды сельскохозяйственных профессий и какую трансформацию они прошли за годы существования. В первую очередь, мы старались донести детям информацию о том, что, живя в городской среде, мы постоянно встречаем результат сельского хозяйства и поэтому, данная отрасль очень важна для нас.

Каждый год в нашем детском саду проходит смотр конкурса «Огород на окне». Именно подготовка к данному конкурсу позволила нам раскрыть интерес детей к труду и сельскому хозяйству. «Огород на окне» — это не просто конкурс, кто больше вырастит растений, это отличный способ приобщения детей к труду. Он включает в себя информацию сразу о нескольких ведущих сельскохозяйственных профессиях, таких как: агроном, технолог, садовод, техник по хранению и переработке растениеводческой продукции, полевод, механизатор, дети узнают об овощных культурах, способах их выращивания и переработки, а также об их пользе для нашего здоровья.

На начальном этапе конкурса, мы решили создать в группе не просто «Огород», а сделать мини-теплицу, которая будет являться для детей наглядным вариантом мини-лаборатории по выращиванию растений. Совместно с родителями и воспитанниками группы, нам удалось воспроизвести задуманное в реальность. В первую очередь изучили с детьми перечень культурных растений, которые выращиваются в нашей области, далее посадили в пластмассовых прозрачных тарах семена, создали систему капельного полива растений и завели дневники наблюдений. Каждую неделю проводилось тематическое мероприятие, на котором дети узнавали этапность выращивания растений, кто занимается каким направлением деятельности в сельском хозяйстве, как перерабатываются полученные продукты и где используются. Дети с большим удовольствием наблюдали за каждым этапом роста растений, зарисовывали их в свои дневники наблюдений, тем самым развивали свои творческие способности и обогащали знания о культурных растениях. На этом этапе дети познакомились с разнообразной художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки, рассказы. Проводились разнообразные занятия, дидактические игры, беседы.

Следующим этапом, мы планируем высадку наших растений на настоящий огород, который находится на территории нашего детского сада. Дети будут помогать ухаживать за своими растениями. Таким способом мы позволяем воспитанникам стать частью важного и очень интересного процесса трудовых взаимоотношений взрослых, и в тот же момент, происходит процесс формирования у них представлений о важнейших сельскохозяйственных профессиях.

Знакомство детей с миром профессий через трудовое воспитание, не только способствует формированию у них теоретических (пассивных) знаний, но и дает огромную возможность приобщиться к труду взрослых, обрести опыт коммуникации со специалистами в разных сферах. Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста имеет важнейшую задачу в процессе их воспитания и обучения в ДОУ, с помощью нее, дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас. Тематические беседы взрослых с дошкольниками развивают мышление, позволяют налаживать простые взаимоотношения, пробуждают интерес к труду. Проявление доброжелательности, неподдельной заинтересованности даже самыми странными вопросами малышей, а также поощрение диалога помогают детям справиться с нерешительностью, стеснительностью и замкнутостью.

Литература:

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва 2022;
  2. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013;
  3. Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2019. № 9; Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012;
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, сельское хозяйство, профессия, труд взрослых, дневник наблюдений, мир профессий, профессиональная ориентация детей, ранний дошкольный возраст, трудовое воспитание.


Похожие статьи

Роль ранней профориентации в воспитании детей...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста — это первичный этап подготовки дошкольника к выбору будущей профессии, заключающийся в знакомстве ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в будущем.

Формирование трудовых навыков и основ ранней...

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО.

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

ребенок, игра, труд взрослых, детский сад, профессия, родитель, белый халат, дидактическая задача, дошкольный возраст, медицинский кабинет.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста...

труд взрослых, ребенок, трудовая деятельность, дошкольный возраст, заработная плата, окружающий мир, труд, труд людей, старший дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра.

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

Именно в детском саду ребенок через игру, примеряя на себя роли взрослых в различных видах деятельности, впервые узнает о профессиях, учится наблюдать за работой взрослых, которые их окружают.

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ

детский сад, ребенок, железная дорога, родитель, ранняя профориентация дошкольников, форма работы, дошкольный возраст, железнодорожная тематика, музыкальный зал, ранняя профориентация.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

дошкольный возраст, профессия, ребенок, труд взрослых, детский сад, проектная деятельность, выбор профессии, мир профессий, профессия взрослых, ранняя профориентация.

Организация работы в детском саду по ранней профориентации...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия. Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных...

В статье освещены вопросы формирования у дошкольников интереса к профессиям через приобщение их к трудовой деятельности, определены виды занятий, направленных на развитие у детей знаний о труде и первичных трудовых умений.

Формирование у детей представлений о профессиях взрослых...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия. Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Роль ранней профориентации в воспитании детей...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста — это первичный этап подготовки дошкольника к выбору будущей профессии, заключающийся в знакомстве ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в будущем.

Формирование трудовых навыков и основ ранней...

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО.

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

ребенок, игра, труд взрослых, детский сад, профессия, родитель, белый халат, дидактическая задача, дошкольный возраст, медицинский кабинет.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста...

труд взрослых, ребенок, трудовая деятельность, дошкольный возраст, заработная плата, окружающий мир, труд, труд людей, старший дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра.

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

Именно в детском саду ребенок через игру, примеряя на себя роли взрослых в различных видах деятельности, впервые узнает о профессиях, учится наблюдать за работой взрослых, которые их окружают.

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ

детский сад, ребенок, железная дорога, родитель, ранняя профориентация дошкольников, форма работы, дошкольный возраст, железнодорожная тематика, музыкальный зал, ранняя профориентация.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

дошкольный возраст, профессия, ребенок, труд взрослых, детский сад, проектная деятельность, выбор профессии, мир профессий, профессия взрослых, ранняя профориентация.

Организация работы в детском саду по ранней профориентации...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия. Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных...

В статье освещены вопросы формирования у дошкольников интереса к профессиям через приобщение их к трудовой деятельности, определены виды занятий, направленных на развитие у детей знаний о труде и первичных трудовых умений.

Формирование у детей представлений о профессиях взрослых...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия. Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задать вопрос