Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 22.06.2023

Статья просмотрена: 244 раза

Библиографическое описание:

Минеева, А. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых / А. А. Минеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104371/ (дата обращения: 28.04.2024).



Проблема формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста является социальной значимой. В настоящее время социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира. Статья посвящена актуальной теме формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых.

Ключевые слова: дети, дошкольники, труд, представления, родители.

Проблема формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста является социальной значимой. В настоящее время социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира.

Важным направлением познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых и самостоятельная трудовая деятельность. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Важно развивать у дошкольников их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых.

В ряде работ определены содержание, мотивы трудовой деятельности детей, педагогические условия, методы ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых (Р. С. Буре, И. Д. Власова, Г. И. Григоренко, В. И. Глотова, С. А. Козлова, С. М. Котлярова, В. И. Логинова, Я. З. Неверович, Л. Е. Образцова, Э. М. Разбаева, Л. А. Таллер, и др.), что свидетельствует о наличии широкого круга исследований по проблеме подготовки детей к труду, организации трудового воспитания в условиях дошкольной образовательной организации.

В связи с совершенствованием системы дошкольного образования, введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, необходимо осуществить поиск оптимальных средств, форм, методов, приемов организации образовательного процесса по формированию у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых [1, с. 12].

Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к труду, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям (Т. А. Виноградова, Л. А. Каменева, Т. А. Маркова др.). Психолого-педагогические исследования по трудовому воспитанию дошкольников посвящены формированию у детей дошкольного возраста системных знаний о труде. (В. И. Логинова, С. Н. Николаева, П. Г. Саморукова, М. В. Крулехт и др.)

Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Сюда включаются элементарные знания о труде окружающих ребенка людей, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве. Знания о трудовой деятельности людей являются центральным звеном знаний о социальной действительности. Эти знания имеют решающее значение в социализации личности ребенка [2, с. 55]. Они обеспечивают понимание задач общества и каждого человека. Знания о труде людей и понимание значения трудовой деятельности обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его результатам уже в детском возрасте.

Ознакомление с трудом взрослых осуществляют посредством наблюдений, бесед, в ходе сюжетно-ролевых и дидактических игр, с помощью чтения произведениях художественной литературы, показа презентаций, видеороликов о труде людей на заводах, в сельском хозяйстве. Знания о труде людей, беседы о значении трудовой деятельности обусловливают развитие и обогащение словаря дошкольников [3, с. 32].

Экспериментальное исследование эффективности формирования у детей представлений о труде взрослых осуществлялось в старшей группе МБДОУ детский сад.

На первом этапе (констатирующем) проводилась диагностика развития представлений о труде взрослых. В ходе констатирующей диагностики было выяснено, что только 10 % детей имеют высокий уровень сформированности представлений о труде взрослых, 60 % детей — средний уровень и 30 % детей — низкий уровень. Полученные данные обусловили необходимость проведение формирующего эксперимента и дальнейшее развитие представление детей о труде взрослых.

На формирующем этапе эксперимента осуществлялась работа по развитию у старших дошкольников представлений о труде взрослых посредством ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр.

В старшей группе был разработан и реализован проект по ознакомлению с трудом взрослых «Калейдоскоп профессий».

Мы старались познакомить детей и с рабочими специальностями. Так нами была организована сюжетно-ролевая игра «Керамический завод».

Цель: в ходе сюжетно-ролевой игры познакомить детей с моделью работы (устройство на завод, труд, заработная плата, распоряжение деньгами), систематизация и обогащение знаний детей о производстве керамических изделий, развитие представлений о заработной плате.

Задачи:

— дать возможность детям при помощи взрослого узнать о производстве керамических изделий;

— научить детей планировать и разворачивать сюжет игры по теме «Керамический завод»;

— научить детей лепить из глины тарелочку;

— развитие представлений о заработной плате;

— формирование культуры потребления, уважительного отношения к труду взрослых;

— закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между трудом и заработной платой.

Сюжетно-ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Самостоятельность детей проявляется в активном и своеобразном воспроизведении окружающего мира. Это воспроизведение зависит от воображения, условий, знаний и от опыта жизненного и игрового. Самостоятельный характер игры дает внутреннее ощущение свободы. Творчество проявляется в перевоплощении ребенка в образ взрослого человека, роль которого он взял.

В ходе игр дети проявили активность в диалоге со взрослыми, интерес к профессиям. Они учились называть предметы, необходимые для труда, трудовые действия (строит, служит, кроет, шьет, организует).

Эти и другие игры благотворно влияли на детей. В ходе игры мы воспитывали уважение к профессиональной деятельности взрослых, прививали любовь и заботливое отношение к людям труда, вызывали желание помогать, оказывать помощь близким.

В игре дети отражали труд взрослых. Было замечено, что игра своей эмоциональностью, образностью, живостью заражает детей энтузиазмом, знакомит с профессиями взрослых, пробуждает интерес, уважение к труду.

Нами осуществлялась работа с родителями. Был разработан сценарий мероприятия по ознакомлению с трудом взрослых для родителей «Деловая игра для родителей на тему: «Мир современных профессий или как рассказать ребенку о свое работе».

В ходе бесед с родителями было выяснено, что многие испытывают потребность в повышении своего уровня знаний в области ознакомления детей с миром профессий. Данное мероприятие позволило формировать у родителей компетентность в области ознакомления детей с миром профессий.

Была выбрана форма проведения — деловая игра. Такая форма позволила участникам свободно высказываться, обмениваться мнениями. В ходе дискуссии родители получили возможность убедиться в актуальности проводимой работы по ознакомлению с трудом взрослых дошкольников. Используемые игры позволили участникам сплотиться и раскрепоститься, почувствовать себя полноправными участниками воспитательного процесса в детском саду. В ходе мероприятия мы показали родителям способы ознакомления детей с миром профессий; раскрыли важность ранней профориентации; рассказали о развитии представлений о профессиях у детей в домашних условиях.

Применение сюжетно-ролевых и дидактических игр, проведение бесед, наблюдений за трудом взрослых максимально полно знакомит детей с трудом взрослых и приобщает детей к трудовой деятельности.

Контрольная диагностика представлений о труде взрослых у дошкольников позволила выявить, что уже 40 % детей (было 10 %) имеют высокий уровень сформированности представлений о профессиях, 60 % детей — средний уровень, низкий уровень не выявлен. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы по формированию у дошкольников представлений о труде взрослых.

Литература:

  1. Черкасов И. А. Диагностика представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых // Вестник науки и образования. 2020. [Электронный ресурс] URL https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-predstavleniy-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-o-trude-vzroslyh
  2. Чернова А. А. Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 55–57. [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12563/
  3. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие. — Москва: Мозаика-Синтез, 2019.- 80с.
Основные термины (генерируются автоматически): труд взрослых, ребенок, трудовая деятельность, дошкольный возраст, заработная плата, окружающий мир, труд, труд людей, старший дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра.


Похожие статьи

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Таким образом, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством

ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад, родитель. трудовое воспитание, труд, вид труда, труд взрослых, трудовая деятельность...

Дежурство как форма трудового воспитания важна для детей старшего дошкольного...

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного возраста.

Большое значение в своей воспитательной работе придаем знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы.

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

Знакомя детей младшего дошкольного возраста с трудовой деятельностью взрослых, педагог, в первую очередь, знакомит детей с конкретными представлениями о труде взрослых, учит ценить его, стремиться возбудить интерес и любовь к труду.

Игра — основное средство формирования позитивного отношения...

Помимо простых и знакомых сюжетов связанных с трудом взрослых, есть такие, которые

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры

ребенок, игра, окружающий мир, детский сад, взрослый, жизнь взрослых, дошкольный...

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями...

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его

Очень важно, что играя в сюжетноролевые игры, у детей происходит накопление

Важная роль в процессе ознакомления дошкольников с профессиями и трудом взрослых отводится семье.

Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие.

Развитие социальной компетентности дошкольника при...

Занятия по ознакомлению с трудом взрослых планируются с младшей группы.

2. Н.Чубенко «Ребенок в мире профессий» журнал «Дошкольное воспитание» № 11 2007г. 3. В. Г. Нечаева «Воспитание дошкольника в труде» 1986г.

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный...

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница жизни каждого человека.

Ведущей деятельностью ребенка на этом этапе развития является сюжетно-ролевая игра, она определяет

Хозяйственно-бытовой труд — это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить.

Формирование у детей представлений о профессиях взрослых...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный. Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические...

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

Важным этапом работы является организация сюжетно-ролевых игр, которые в данном случае являются профориентационными.

2. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Загик и др.

При формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

Похожие статьи

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Таким образом, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством

ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад, родитель. трудовое воспитание, труд, вид труда, труд взрослых, трудовая деятельность...

Дежурство как форма трудового воспитания важна для детей старшего дошкольного...

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного возраста.

Большое значение в своей воспитательной работе придаем знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы.

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

Знакомя детей младшего дошкольного возраста с трудовой деятельностью взрослых, педагог, в первую очередь, знакомит детей с конкретными представлениями о труде взрослых, учит ценить его, стремиться возбудить интерес и любовь к труду.

Игра — основное средство формирования позитивного отношения...

Помимо простых и знакомых сюжетов связанных с трудом взрослых, есть такие, которые

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры

ребенок, игра, окружающий мир, детский сад, взрослый, жизнь взрослых, дошкольный...

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями...

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его

Очень важно, что играя в сюжетноролевые игры, у детей происходит накопление

Важная роль в процессе ознакомления дошкольников с профессиями и трудом взрослых отводится семье.

Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие.

Развитие социальной компетентности дошкольника при...

Занятия по ознакомлению с трудом взрослых планируются с младшей группы.

2. Н.Чубенко «Ребенок в мире профессий» журнал «Дошкольное воспитание» № 11 2007г. 3. В. Г. Нечаева «Воспитание дошкольника в труде» 1986г.

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный...

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница жизни каждого человека.

Ведущей деятельностью ребенка на этом этапе развития является сюжетно-ролевая игра, она определяет

Хозяйственно-бытовой труд — это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить.

Формирование у детей представлений о профессиях взрослых...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный. Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические...

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

Важным этапом работы является организация сюжетно-ролевых игр, которые в данном случае являются профориентационными.

2. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Загик и др.

При формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

Задать вопрос