Игра — основное средство формирования позитивного отношения к труду взрослых | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 07.06.2017

Статья просмотрена: 384 раза

Библиографическое описание:

Салачева, Ю. О. Игра — основное средство формирования позитивного отношения к труду взрослых / Ю. О. Салачева, А. С. Фадеева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12564/ (дата обращения: 25.04.2024).



Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», наиболее благоприятный, период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. Знакомство с профессиями взрослых происходит у дошкольников и развивается по мере взросления, через сюжетно-ролевые игры, сначала дети играют в бытовые сюжеты, те что видят вокруг себя. В «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». Среди этих игр большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми, дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

Также с детьми используются игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни: школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, село, армия).

Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

Помимо простых и знакомых сюжетов связанных с трудом взрослых, есть такие, которые сложно понять городскому ребенку, например, профессии агропромышленного комплекса, для многих детей появление молока или произрастание пшеницы и прочих культур, является очень сложным в представлении вопросом., и объяснить это на картинках или в сюжетно-ролевых играх, без предварительной подготовки достаточно сложно. Для устранения этой проблемы нами был создан проект мини-фермы. В рамках года экологии двигатели на ферме использовались водяные, солнечные и на соляном растворе. При создании фермы, дети проявили инициативу в получении базовых знаний о солнечных батареях, о водяной мельнице, к проекту приобщили взрослых, и уже знакомые профессии электрика, сантехника, строителя, открылись для ребят, но уже не в рамках города, а в отдельно взятом уголке деревенской жизни. Ребята обогатили речевой словарь, разбираясь в коммуникациях сливов и закачки воды, с чем они не сталкиваются в повседневной жизни. Общаясь с электриком, получили азы знаний об электрической цепи, выяснили, что электричество возникает путем взаимодействия химических элементов, а не берется из розетки. Постройку фермы мальчишки начали с нуля, первым был выбран хозяин фермы: он ходил по разным «инстанциям», оформляя документы в банке — сюжетно-ролевая игра «Берем кредит в Банке», в кадастровой палате — «Заключаем сделку купли-продажи земли». Инициатива ребенка проявлялась в выборе персонажа, характера своего персонажа, и манере его поведения. В этих знакомых играх ребенок решал важные профессиональные вопросы и подготавливал себе базу для новой игры. «Строители» строят дом по проекту «дизайнера» и «архитектора». «Юный фермер» учился определять нужное количество дерева и камня с помощью конструктора и линейки, задавал вопросы, учился моделированию, каждый день погружаясь в нюансы агропромышленного комплекса. Сталкиваясь с новой профессией, дошкольники находили ее отражение в уже знакомых профессиях и потому изучали и знакомились, расширяли свои знания с интересом и удовольствием. Каждый день в созданной ферме появлялся новый элемент, что подкрепляло интерес и задействовало инициативу детей. Узнавая для чего на ферме новый загон для лошадей или комбайн, дети уточняли свои представления о новых профессиях комбайнера или ветеринара. Ребята узнавали сами и делились своими знаниями с другими детьми, привлекая их в свою игру. Дети объясняли: «Комбайнер — это водитель огромной машины комбайна, который собирает пшеницу, рядом с ним водитель КАМАЗа, который грузит пшеницу в кузов и отвозит в бункер». Дети работают совместно друг с другом, параллельно друг с другом выполняют свои роли, сменяя друг друга поддерживают бесперебойную работу комбайнера. Для дошкольников в игре открывается важность взаимодействия работы водителя КАМАЗа и водителя комбайна. По картинкам или рассказу воспитателя дошкольник, выросший в городе, не сможет понять важность работы бесперебойного конвейера, без погружения в эту среду. Знакомая профессия врача превращается в ветеринара, интерес дошкольника поддерживается приобретением новых знаний о животных, проживающих на ферме и о той помощи, которую квалифицированный ветеринар может оказать. С помощью взрослых дошкольники просмотрели несколько передач о работе ветеринаров на ферме и знания, полученные из передач, с удовольствием применяли при организации игр, лечили животных, устраивали выставки, ухаживали за детенышами животных. Сюжеты, увиденные детьми, прочно заняли свои мета в сюжетах игр на ферме. В процессе создания макета фермы дети познакомились с такими профессиями как птичник, зоотехник, оператор. Ферма разрабатывалась современная, ее возможно разместить в отдаленных уголках страны, и она будет способна обеспечить себя всем необходимым. Также современная ферма оснащена всеми возможностями современной компьютеризации. Поэтому оператор компьютерных гаджетов и системный администратор — тоже одна из необходимых профессий на ферме будущего. Таким образом, дети познакомились с далекими от городских реалий профессиями, путем погружения в фермерскую жизнь, решая проблемы, которые могут возникать при создании и жизнедеятельности фермы. Проект имел очень высокие показатели для развития самостоятельности мышления дошкольников. Дети проработали огромный пласт информации, нашли применение знаниям, полученным в предыдущие периоды, научились решать сопутствующие проблемы, почувствовали себя частью современного мира взрослых, почувствовали удовольствие от достижения своих целей и реализации идей.

Кроме того, участие в проекте помогло детям научиться публично выступать, свободно чувствовать себя перед аудиторией взрослых и детей. Теперь можно с уверенностью сказать, что в будущем дети будут способны свободно высказывать свое мнение перед аудиторией, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, действовать самостоятельно, без подсказки, свободно выражать свои чувства, ставить перед собой задачи и решать их самостоятельно.

Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребёнка. Когда «надо» меняется на «хочу». Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. А ничто так не мотивирует ребенка на действия как успех.

Главной особенностью сюжетно-ролевых игр является соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилам вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

Предполагаю, что задача каждого ребенка — стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные выборы и строить свою жизнь. Задача взрослых — помочь ему в этом нелегком деле. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход. Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше. Каждый ребенок — уникальная личность, развивается индивидуально.

Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания — все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности.

Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Посредством освоения сюжетно — ролевых игр, инициативность дошкольника переходит в самостоятельность. Если инициативность — это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности, то самостоятельность ребенка — это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс, который дает возможность к адаптации в окружающем его мире.

Развитию позитивного отношения к труду взрослых и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста способствуют также дидактические игры, направленные на ознакомление с профессиями взрослых, со способами действий работников соответствующих профессий. Данные задачи помогает решать авторская игра Фадеевой Алины Сергеевны «Изображариум».

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание всесторонне развитого, высоконравственного человека. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. От того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.

Одним из благоприятных периодов для развития творческих способностей является старший дошкольный возраст. В этот период у детей уже достаточно развиты познавательная активность, впечатлительность, интуиция, а также яркость, конкретность представленных образов и лёгкость манипулирования ими.

Для развития наблюдательности, внимательности, способности строить логические цепочки, ассоциативного, креативного мышления, обучения взаимодействовать в коллективе автор предлагает авторскую дидактическую игру «Изображариум».

Игра развивает творческие способности с помощью эмоций, мимики, жестов. Игра «Изображариум» интеллектуальная, она расширяет словарный запас, развивает ассоциативное мышление, актёрское мастерство, повышает чёткость невербального общения, кроме этого она позволяет весело проводить время с друзьями.

Карточная игра «Изображариум» предназначена для двух и более детей от 5 лет. Она содержит набор карточек с изображением профессий, доступные ребенку для объяснения и понимания. Задача игроков — объяснять профессию на карточках с помощью мимики и жестов. Остальные участники игры стараются угадать, что изображает их товарищ. Игра ведется на время!

Игра имеет 5 карточек усложнений и 3 карточки упрощений, что позволяет вызывать дополнительный интерес детей и вводить новый сюжет игры.

Дети с удовольствием участвуют в игре. Сами организовываются на неё и играют без участия взрослых. В процессе игры обогащаются и расширяются знания о профессиях.

Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития представлений детей о профессиях взрослых имеет игра, которая является основным видам деятельности дошкольников.

Литература:

  1. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 143 с.
  2. Козлова С. А. Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика». — М. 2000
  3. Нравственное и трудовое воспитание /под ред. Козловой С. А. — М. 2002 г.
  4. Комарова Т. С. Куцакова Л. В. Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М. Мозаика-Синтез, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, профессия, профессия взрослых, агропромышленный комплекс, детская самостоятельность, дошкольный возраст, инициатива детей, сюжетно-ролевая игра, труд взрослых.

Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный

Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр. Ключевые слова: социальное развитие, сюжетно-ролевая игра, личность, деятельность.

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

игра, ребенок, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, сюжет, игровая деятельность, мотивационная сфера, личностное развитие, дошкольное образование, дошкольное детство.

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой...

В статье описывается комплекс сюжетно-ролевых игр, используемых в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе полоролевой социализации дошкольников.

Социальное развитие детей дошкольного возраста через...

Ребенок, игра, детский сад, официант, сюжетно-ролевая игра, кафа, игровой материал, дошкольный возраст, ребенок стали, обучение детей.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

ребенок, игра, окружающий мир, детский сад, взрослый, жизнь взрослых, дошкольный возраст, детская игра, вид деятельности, сфера деятельности ребенка.

интерактивная доска, ребенок, дошкольный возраст, игра...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного... Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.

игра, ребенок, интерактивная игра, дошкольный возраст, Скриншот, психофизическое развитие, образовательный процесс...

Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный

Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр. Ключевые слова: социальное развитие, сюжетно-ролевая игра, личность, деятельность.

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

игра, ребенок, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, сюжет, игровая деятельность, мотивационная сфера, личностное развитие, дошкольное образование, дошкольное детство.

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой...

В статье описывается комплекс сюжетно-ролевых игр, используемых в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе полоролевой социализации дошкольников.

Социальное развитие детей дошкольного возраста через...

Ребенок, игра, детский сад, официант, сюжетно-ролевая игра, кафа, игровой материал, дошкольный возраст, ребенок стали, обучение детей.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

ребенок, игра, окружающий мир, детский сад, взрослый, жизнь взрослых, дошкольный возраст, детская игра, вид деятельности, сфера деятельности ребенка.

интерактивная доска, ребенок, дошкольный возраст, игра...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного... Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.

игра, ребенок, интерактивная игра, дошкольный возраст, Скриншот, психофизическое развитие, образовательный процесс...