Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 24.05.2021

Статья просмотрена: 251 раз

Библиографическое описание:

Маматова, И. С. Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ / И. С. Маматова, Л. П. Литвинова, Е. В. Рысаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 399-401. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81224/ (дата обращения: 05.12.2021).



Данный материал будет интересен воспитателям старшего дошкольного возраста детских садов, музыкальным работникам, организаторам детского досуга.

Ключевые слова: ранняя профориентация, профессиональное самоопределение.

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу — знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется — введение дошкольников в профориентацию.

Профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление в педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ранняя профориентация заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, привить уважительное отношение к результатам чужого труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Дошкольный возраст — это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения.

Работу по формированию у детей представлений о труде взрослых проводим в процессе организованной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.

В своем соду мы начали развивать навыки профориентации. Знакомим детей со спецификой различных профессий, а также интересуемся, кем они хотят стать, когда вырастут. Чем больше дошкольники получают разнообразной информации, тем легче им будет сделать в будущем выбор, который определит их жизнь.

Для ознакомления детей с трудом взрослых применяем традиционные методы обучения и воспитания:

— словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

— наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

— практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

— игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Для этого использовали в практической деятельности сочетание друг с другом.

Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по трем направлениям:

— приближение детей к труду взрослых;

— ознакомление детей с трудом взрослых;

— совместная деятельность детей и взрослых.

I. Приближение детей к труду взрослых . На этом этапе мы знакомим детей с профессиями, как на занятии, так и вне: рассказываем о труде взрослых с показом иллюстраций. А также организовываем в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии.

В нашем детском саду применяется новая технология «Гость группы», которая позволяет познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечений. Гостями нашей группы стали: учитель, пожарный, оператор связи, врач-окулист, врач иммунолог-аллерголог, кондитер. А также на сайте детского сада мы ввели новую рубрику «Ранняя профориентация» в которых родители в доступной форме рассказывают детям о своей профессии.

Знакомство с профессией проходит по алгоритму :

  1. Сюрпризный момент (родитель встречает детей)

2. Снятие у детей эмоционального напряжения (родитель приветствует детей и предлагает ребятам поучаствовать в познавательно-игровой программе).

3. Постановка перед детьми игровой задачи. ( Гость рассказывает о своей профессии, загадывает интересные игры-загадки, проводит разминку: ритмическая гимнастика под музыку, играет в игры, в ходе которых дети принимают на себя роль профессии).

4 . Итог ( по завершению мероприятия дети получают памятки)

II . Ознакомление детей с трудом взрослых. На этом этапе организовываем экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий — на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

С ребятами мы посетили кабинет медсестры (Анна Ивановна рассказала детям о своей работе, показала различное оборудование: весы, ростомер. Рассказала, что прививки нужно делать обязательно. Если вам сделают прививки, вы будете меньше болеть. И бояться прививок не надо. Перед уходом медсестра угостила детей витаминами).

Посетили прачечную нашего детского сада, где стирают бельё для всех детей детского сада, и посмотрели, как работникам прачечной удаётся протирать так много белья и т. д.

III. Совместная деятельность взрослого и ребенка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.

Также, согласно возрастным особенностям детей в ДОУ могут функционировать мастерские, где ребенок может упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности. Мастерская представляет собой специальную развивающую среду с учетом специфики каждой профессии и создает условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какие могут быть профессии будущего.

Мастерская «Строители» представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии: архитектор, бульдозерист, каменщик, крановщик, плотник, штукатур-маляр.

Мастерская «Мир на дорогах» представлена игровыми стендами, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей всех видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников.

Мастерская «Спасательная служба», где представленыматериальным оборудованием по теме: «центром юного Пожарника», «службой МЧС», медицинскими работниками и игровыми центрами в группах.

Каждую мастерская оснащена РППС специальным игровым оборудованием, дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т. д. Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации оказывают родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых — это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Недаром говорят, что дети — это наше будущее, а пока наше будущее еще маленькое, мы должны помочь ему с ранней профориентацией.

Литература:

  1. «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа nsportal.ru›…na-temu-rannyaya-proforientatsiya…dou
  2. Современные образовательные технологии по ранней профориентации дошкольников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mdou28-korkino.ucoz.ru›…konsultacija…vospitatelej…
  3. «Современные образовательные технологии по ранней профориентации дошкольников» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: s3-eu-west-1.amazonaws.com›ke-static/ds11-vzm/…
Основные термины (генерируются автоматически): труд взрослых, ребенок, детский сад, ознакомление детей, профессия, ранняя профориентация, III, дошкольная образовательная организация, приближение детей, профессиональное самоопределение.


Задать вопрос