Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 05.07.2023

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Агаева, И. Ш. Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО / И. Ш. Агаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 199-201. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104715/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается об оснащении предметно-развивающей среды играми и пособиями, изготовленными собственными руками, направленных на формирование стремления у детей проявлять трудовую инициативу в процессе изучения особенностей культуры питания в рамках ДОО.

Ключевые слова: средний дошкольный возраст, культура питания, развитие трудовых навыков, основы ранней профориентации, предметно-развивающая среда.

Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей детей, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Мы все понимаем, что основа личности ребёнка формируется уже в дошкольном возрасте, поэтому так важно в этот период последовательно и систематично заниматься нравственным воспитанием подрастающего поколения с учётом возрастных и гендерных особенностей. Одной из составляющих нравственного становления личности ребёнка является трудовое воспитание, и именно в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание воспитанию трудолюбия и самостоятельности, закладывать основы трудовой дисциплины. Грамотный педагогический подход в этом вопросе облегчит задачу ребёнка в выборе будущей профессии и будет способствовать формированию основ ранней профориентации дошкольников. Важно отметить, что трудовое воспитание является составляющей частью всестороннего развития ребёнка и неотъемлемым элементом социализации. В процессе трудовой деятельности у ребенка формируются нравственные и волевые качества: ответственность, целеустремленность, заботливое отношение к живой природе, уважение к труду взрослых, а при коллективном труде у ребенка формируются такие нравственные чувства, как дружба, чувство взаимопомощи и эмпатия.

В моей педагогической деятельности трудовое воспитание занимает одно из основных направлений. В рамках темы индивидуального маршрута «Культура питания в ДОО» и работы в составе творческой группы «Русская народная культура в ОУ посредством культурно-досуговой деятельности» постепенно внедряю такие формы работы с детьми, в основе которых лежит формирование нравственных качеств, трудолюбия, чувства долга и ответственности за порученное дело.

Для выработки систематического подхода и последовательности образовательного процесса были поставлены следующие задачи: формирование навыков элементарной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, развитие интереса к труду взрослых (и как следствие формирование основ ранней профориентации), воспитание желания трудиться. Хотелось бы подробнее остановиться на том, как реализуются поставленные задачи в рамках работы в составе творческой группы и по индивидуальному маршруту. Как известно, самообслуживание — это первая ступень трудового воспитания детей дошкольного возраста. В процессе самообслуживания у детей развиваются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Одновременно с привитием навыков самообслуживания, формируются такие черты характера как воля, уверенность в себе, активность и целеустремлённость. В группе среднего возраста эти навыки закреплены уже на высоком уровне, и теперь дети хотят помочь не только себе в бытовых вопросах, но и заниматься общественно-полезным трудом. С этой целью в группе оформлен «уголок дежурства по столовой». Уголок дежурства в детском саду — это отличная возможность приучить ребенка к труду, а так же воспитать целостное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; сформировать первичные представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; укрепить физические качества; сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

В группе создана специальная развивающая среда с целью приобщения детей к трудовому воспитанию:

— «Уголок народного творчества». На эту полочку регулярно выставляются предметы народно-прикладного искусства (народная кухонная утварь, посуда, льняные расшитые полотенца). Вся работа по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством пронизана духом творчества, радости и любви к русскому народу и их трудолюбию

— «Уголок профессий». Здесь помещается информация о людях разных профессий и показан результат их труда, в том числе о работе повара, пекаря, кондитера. Кроме этого, в данном уголке представлен материал и о растениях, где показывается рост и развитие какого-либо растения от семени до урожая, если о нём заботятся люди разных профессий (например, «От колоса до каравая»). Эта информация способствует развитию у детей интереса к будущим профессиям этой области

— Создана картотека, в которую помещены интересные материалы об овощах и фруктах, которые выращивают на территории нашей страны

— Педагогические копилки стихов, рассказов по теме: «Трудовое воспитание в традициях русско-народной культуры»

— картотека дидактических игр, в том числе «Испечём хлеб», «Супермаркет», «Сварим вкусное варенье» (в процессе игры дети узнают о таких профессиях, как повар, тестодел, продавец, кондитер)

Формирование у детей устойчивых представлений о труде взрослых и разных профессиях реализуется в рамках образовательной деятельности в формате тематических недель, например: «Откуда приходит хлеб?», «Наш огород», «Что такое ферма?» (профессии работников сельского хозяйства).

В составе творческой группы проблему трудового воспитания детей реализую посредством культурно-досуговой деятельности. В частности, в рамках педагогического конкурса «Иван да Марья» мы с коллегой подготовили видеофильм о древних профессиях на Руси. Непосредственными участниками и героями фильма были дети, которые окунулись в атмосферу древней Руси с её самобытностью, традициями, народной культурой, особенностями древних профессий. В ходе подготовки с детьми были просмотрены презентации «Народно-прикладное творчество», «Древнерусские профессии», «Особенности пошива национального костюма». Ребята узнали и даже попробовали самостоятельно замешивать тесто, украшать одежду и делать её нарядной, узнали, как пекли и сеяли хлеб на Руси, что такое сенокос и кузнечное дело. Такая форма работа нашла большой эмоциональный отклик среди воспитанников нашей группы, и дети с большим энтузиазмом включились в творческий процесс. Такой слаженный интегрированный подход отразился в успешном результате от проделанной работы и принёс нашей группе заслуженное первое место в конкурсе среди педагогических работников. Посредством таких форм работы у детей сложились представления о нашей Родине, они стали бережнее относится к предметам быта, появилось уважение к старшим, к продуктам питания, в чстности, к хлебу. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности. Пополнение активного и пассивного словаря способствовало формированию наглядно-образного мышления детей.

Опираясь на личный опыт работы в этом направлении, хочется отметить, что знакомство дошкольников с многообразием современных и древних профессий в области производства и изготовления продуктов питания, а также их ценности и пользы для общества не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но и формирует у детей определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

Литература:

  1. Бондаренко Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие, 2014
  2. Буре P. C. Я сам! // Дошкольная педагогика. — 2001.
  3. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания — М: Мозаика-Синтез, 2014
  4. Вазина, К. Я. Воспитание целенаправленности в трудовой деятельности: учебное пособие / К. Я. Вазина. — М.: Просвещение, 2011
  5. Васильева, М. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие / М. А. Васильева. — М.: 2012
  6. Конь И. Питание дошкольников: идеал и реальность // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2007. — N 1.
  7. Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2002. — N 11.
Основные термины (генерируются автоматически): Трудовое воспитание, дошкольный возраст, ребенок, труд взрослых, Культура питания, ранняя профориентация, творческая группа, форма работы, индивидуальный маршрут, народно-прикладное искусство.


Ключевые слова

предметно-развивающая среда, средний дошкольный возраст, культура питания, развитие трудовых навыков, основы ранней профориентации

Похожие статьи

Организация работы по ранней профориентации детей...

...и потребностей ребенка, она может проходить в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах.

В своей работе мы используем разнообразные формы работы с родителями

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с.

ребенок, труд взрослых, детский сад, профессия, вид деятельности, ознакомление детей.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида

Игра для детей путь познания, это приобщение к жизни и начало профориентации.

ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад, родитель.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ | Статья в журнале...

Работу по формированию у детей представлений о труде взрослых проводим в процессе организованной

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста...

Данная статья посвящена вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий. Для детей дошкольного возраста естественен интерес к работе родителей

Дети расширили свои знания о труде парикмахера, проявили творческую инициативу...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей.

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного

Провожу анализ всех детских работ в форме разнообразных мини-выставок, дискуссии

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одно из главных целей деятельности наших дошкольных учреждений — является работа по

Наша задача: в доступной форме ознакомить детей с работой родителей и жителей нашего города.

В процессе работы детям младшего дошкольного возраста оказывается помощь от

А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше самостоятельности.

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

Знакомя детей младшего дошкольного возраста с трудовой деятельностью взрослых, педагог, в первую очередь, знакомит детей с конкретными представлениями о труде взрослых, учит ценить его, стремиться возбудить интерес и любовь к труду.

Система работы в ДОУ по трудовому воспитанию

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие

Педагоги используют различные формы работы. Привлекают родителей к изготовлению

ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад, родитель

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог...

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с

Большое значение в своей воспитательной работе придаем знакомству с трудом взрослых, с их

В утренние и вечерние часы проводили с детьми индивидуальные и групповые беседы

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог...

Похожие статьи

Организация работы по ранней профориентации детей...

...и потребностей ребенка, она может проходить в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах.

В своей работе мы используем разнообразные формы работы с родителями

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с.

ребенок, труд взрослых, детский сад, профессия, вид деятельности, ознакомление детей.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида

Игра для детей путь познания, это приобщение к жизни и начало профориентации.

ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад, родитель.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ | Статья в журнале...

Работу по формированию у детей представлений о труде взрослых проводим в процессе организованной

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста...

Данная статья посвящена вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий. Для детей дошкольного возраста естественен интерес к работе родителей

Дети расширили свои знания о труде парикмахера, проявили творческую инициативу...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей.

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного

Провожу анализ всех детских работ в форме разнообразных мини-выставок, дискуссии

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одно из главных целей деятельности наших дошкольных учреждений — является работа по

Наша задача: в доступной форме ознакомить детей с работой родителей и жителей нашего города.

В процессе работы детям младшего дошкольного возраста оказывается помощь от

А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше самостоятельности.

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

Знакомя детей младшего дошкольного возраста с трудовой деятельностью взрослых, педагог, в первую очередь, знакомит детей с конкретными представлениями о труде взрослых, учит ценить его, стремиться возбудить интерес и любовь к труду.

Система работы в ДОУ по трудовому воспитанию

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие

Педагоги используют различные формы работы. Привлекают родителей к изготовлению

ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад, родитель

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог...

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с

Большое значение в своей воспитательной работе придаем знакомству с трудом взрослых, с их

В утренние и вечерние часы проводили с детьми индивидуальные и групповые беседы

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог...

Задать вопрос