Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 03.04.2023

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Маринец, О. В. Организация работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста / О. В. Маринец, С. В. Пономарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 163-164. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101218/ (дата обращения: 07.05.2024).



В настоящее время в России значительное внимание уделяется вопрос ранней профориентации. Люди, правильно сделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в той или иной профессии, показывающие высокую производительность труда — важный стратегический ресурс для государства и общества.

В рамках преемственности по профориентации дошкольная образовательная организация (далее ДОО) является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Профессиональные интересы детей дошкольного возраста не позволяют говорить о профессиональной направленности личности, ибо в этом возрасте нет потребности в профессии, на данном этапе необходимо психологически готовить детей к труду, выявляя их индивидуальные склонности и способности, развивать первоначальные представления о мире существующих профессий.

Учитывая, что основные качества человека формируются в детские годы, особенно важно именно в этот период «напитать» восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к своей Родине, большой и малой, к её истории и традициям, к миру профессий к людям труда.

В настоящее время в ДОО существует проблема по организации ранней профориентации детей: не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий; потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере; работа педагогов в ДОО по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.

В нашем деском саду образовательная деятельность профориентационной направленности осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей и включает следующие блоки:

– совместная партнёрская деятельность взрослого и детей: непосредственно организованная образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и ребёнка в ходе режимных моментов

– самостоятельная детская деятельность

– взаимодействие с семьями воспитанников

Совместная образовательная деятельность организуется с учетом интересов и потребностей ребенка, она может проходить в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах.

В дошкольном возрасте ребенок приступает к активному познанию большого мира профессий. Постигнуть мир профессий только посредством слова (через рассказы) ребенку очень сложно, так как многие понятия и явления, которые он пытается осмыслить и постичь, сложны, противоречивы и идут вразрез с его личным опытом.

Важное значение имеет организация игрового пространства ДОУ — обеспечение игровым оборудованием для моделирования простейших трудовых действий (атрибуты профессии, игровые ширмы, спецодежда и игрушки, моделирующие орудия труда); наличие средств наглядности — для формирования у ребенка правильных, неискаженных представлений о мире профессий в виде:

– специального оборудования (мультимедиа проектор, экран, компьютер);

– презентаций, картинок с соответствующей тематикой, фотографий и иллюстраций;

– познавательной литературы (книг с произведениями детской художественной литературы, журналов, энциклопедий).

Правильно подобранные и своевременно представленные детям наглядные средства расширяют кругозор и конкретизируют формирующиеся и накопленные знания о профессиях и взывают и активный интерес к профессиям взрослых.

Важное значение имеет взаимодействие педагогов с семьями воспитанников. В своей работе мы используем разнообразные формы работы с родителями:

Познавательные направлены на повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) в области социального развития детей. Например, родительские собрания направлены на ознакомление с целями, задачами и содержанием образовательной деятельности профориентационной направленности с детьми дошкольного возраста по теме: «Ребенок в мире профессий», «Нужна ли ранняя профориентация в детском саду?» и др.

Досуговые направлены на установление эмоционального контакта между всеми участниками образовательных отношений. Например, музыкальные, спортивные досуги по темам профессий или «Встречи с интересными людьми», когда родители (законные представителей) приглашаются на открытые мероприятия, где вместе с детьми поют песни, читают стихи, изготавливают подарки, придумывают театральные постановки, посвященные праздничным мероприятиям: «День медицинского работника», «День спасателя» и д.

Наглядно-информационные ознакомление родителей (законных представителей) с работой детского сада, особенностями познавательного развития детей. Например, «Когда начинать знакомить детей с профессией?», «Зачем дошкольнику играть в профессии».

Информационно-аналитические выявление интересов, потребностей, запросов родителей (законных представителей), уровня их педагогической грамотности. Например, анкетирование «Во что играет ваш ребенок?»

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых — это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.

Недаром говорят, что дети — это наше будущее, а пока наше будущее еще маленькое, мы должны помочь ему с ранней профориентацией.

Литература:

  1. Алябьева Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2016.
  2. Гофман Е. Р. Формирование профессионального самоопределения у детей старшего дошкольного возраста посредством игры. Актуальные вопросы социализации и профессиональной ориентации детей и подростков материалы Интернет-конференции. 2017.
  3. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
  4. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях — М.: Сфера, 2005.
  5. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): мир профессий, ребенок, дошкольный возраст, ранняя профориентация, детский сад, дошкольная образовательная организация, образовательная деятельность, профориентационная направленность, семья воспитанников, труд взрослых.


Похожие статьи

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ | Статья в журнале...

труд взрослых, ребенок, детский сад, ознакомление детей, профессия, ранняя профориентация, III, дошкольная образовательная организация, приближение детей, профессиональное самоопределение.

Формирование профессиональной ориентации у детей...

На современном этапе профессиональная ориентация начинается с детского сада, когда у детей возникает интерес к разным видам деятельности. Объем профориентационной информации постоянно увеличивается, расширяется и усложняется.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Библиографическое описание: Кубайчук, Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного

Цель: Профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых.

Вид проекта: информационно-практический. Возраст детей:6–7лет.

Детский сад, профессия, занятие, труд железнодорожников, ранняя профориентация, железная...

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с

3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие

ребенок, труд взрослых, детский сад, профессия, вид деятельности, ознакомление детей

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста...

Данная статья посвящена вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. В статье представлен опыт организации проведения «творческих мастерских» в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Конспект квест-игры для детей старшей группы по...

 Цель: обобщить и активизировать знания детей о труде взрослых и профессиях.

– закрепить знания детей о профессиях, упражнять в умении различать и называть людей разных профессий: повар, врач, космонавт, парикмахер, пограничник, пожарный, швея, художник...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, с

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия.

– сценарии образовательных мероприятий с детьми дошкольного возраста

Формирование у детей представлений о профессиях взрослых...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребёнка.

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир...

Похожие статьи

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ | Статья в журнале...

труд взрослых, ребенок, детский сад, ознакомление детей, профессия, ранняя профориентация, III, дошкольная образовательная организация, приближение детей, профессиональное самоопределение.

Формирование профессиональной ориентации у детей...

На современном этапе профессиональная ориентация начинается с детского сада, когда у детей возникает интерес к разным видам деятельности. Объем профориентационной информации постоянно увеличивается, расширяется и усложняется.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Библиографическое описание: Кубайчук, Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного

Цель: Профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых.

Вид проекта: информационно-практический. Возраст детей:6–7лет.

Детский сад, профессия, занятие, труд железнодорожников, ранняя профориентация, железная...

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с

3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие

ребенок, труд взрослых, детский сад, профессия, вид деятельности, ознакомление детей

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста...

Данная статья посвящена вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. В статье представлен опыт организации проведения «творческих мастерских» в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Конспект квест-игры для детей старшей группы по...

 Цель: обобщить и активизировать знания детей о труде взрослых и профессиях.

– закрепить знания детей о профессиях, упражнять в умении различать и называть людей разных профессий: повар, врач, космонавт, парикмахер, пограничник, пожарный, швея, художник...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, с

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия.

– сценарии образовательных мероприятий с детьми дошкольного возраста

Формирование у детей представлений о профессиях взрослых...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребёнка.

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир...

Задать вопрос