Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 31.03.2015

Статья просмотрена: 11170 раз

Библиографическое описание:

Кубайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 97-101. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7770/ (дата обращения: 14.11.2018).

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека

В. А. Сухомлинский

В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. В нашем районе проблема усугубляется недостаточной информированностью детей о профессиях. Существует проблема игнорирования вопросов раннего профориентационного воспитания дошкольников. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе.

Создавшаяся ситуация заставила меня по — новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо с дошкольного возраста. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом.

С этой целью я разработала проект «Все работы хороши — выбирай на вкус», который был реализован мной в подготовительной группе. Проект возник не случайно. Данные анкетирования родителей показали, что они плохо представляют значимость профориентационной работы, считая, что дети «вырастут и сами решат, что делать и где работать». Некоторые родители ответили, что дети «пойдут по их стопам». Отдельные родители хотели бы видеть своих детей благополучными и самодостаточными, живущими в роскоши и богатстве, поэтому уже сейчас работают для того, чтобы материально помочь своим детям и направить учиться в престижное учебное заведение. Проведенное анкетирование показало, что родителям необходима помощь в развитии у ребенка интереса к выбору будущей профессии. Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что только 30 % из них имеет отчетливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда. 40 % детей имеют представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между разными видами труда. Остальные дети 30 % знают названия только некоторых отдельных профессий, не могли объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое. Исходя из этих данных и результатов районного анкетирования и был разработан мной данный проект. Основой работы стали прием «погружение в профессию», знакомство с профессиями родителей (встречи с интересными людьми) и экскурсии. Для себя я отметила, что мне важно научить ребенка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому моя главная задача как педагога- поддержать мечту ребенка и связать стремление к ней с желанием трудиться. На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении «Улыбка» творческая группа педагогов работает над разработкой собственной концепции профориентационной работы с дошкольниками. Положительные результаты данной проектной деятельности, в которую включены не только дети, но и родители натолкнули меня на дальнейшие этапы работы в данном направлении. В настоящее время в моей педагогической копилке имеются проекты, рассчитанные на весь дошкольный период, начиная со 2 младшей группы. Таким образом, реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников, с использованием проектной формы работы с детьми и родителями, позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я — профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.

Актуальность: В настоящее время уделяется большое внимание формированию предпосылок трудовой деятельности и профориентационного развития дошкольников. Именно поэтому актуальной стала проблема развития нравственно — патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания, где одной из главных задач является формирование у детей понятия о профессиональной деятельности взрослых.

Проблема: Большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях взрослых, низкий словарный запас по этой теме.

Цель: Профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых.

Режим работы: Совместная деятельность

Задачи:

-        Продолжать знакомить детей с трудом взрослых

-        Расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимостью их труда для семьи и общества

-        Учить отображать представления о профессиях родителей в игровой деятельности

-        Заинтересовать родителей совместными мероприятиями, привлечь к проведению совместных экскурсий на рабочие объекты

-        Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Вид проекта: информационно-практический.

Возраст детей:6–7лет.

Продолжительность: долгосрочный

Участники: воспитатели, родители, дети

Этапы работы над проектом.

Выполнение поставленных задач я буду выполнять с помощью:

1.      Экскурсий

2.      Бесед с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях.

3.      Чтение и обыгрывание стихов о профессиях

4.      Дидактических и СРИ

5.      Выставки рисунков, создания фотоальбома профессий

6.      Просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях.

7.      Экспериментирования с помощью алгоритма.

1.      Подготовительный этап.

-        Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.

-        Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)

-        Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.

-        Подбор песен, музыкальных композиций, связанных с темой проекта.

-        Сотрудничество с родителями

-        Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы.

-        Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

2.      Основной этап

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр презентаций,беседы,экскурсии,наблюдения,рисование,аппликации,изготовлениеп поделок, дидактические игры.

Мероприятия по работе с педагогами:

-        широкое использование игрушек, кукол, одетых в профессиональные костюмы (врач, повар и др.)

-        использование раздаточного материала, в соответствии с темой проекта,

-        использование мультимедийной презентации,

-        изготовление пособий для занятий и декораций для развлечений,

-        изготовление приглашения для родителей на «Праздник профессий»,

-        оформление выставки детских работ «Портреты профессий»

Мероприятия по работе с родителями:

-        подборка консультаций на тему «Профессии».

-        оформление мини-практикумов по изготовлению мнемотаблиц и книжек-малышек о профессиях.

-        организация выставок детских работ и поделок

-        проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, кукол, детских костюмов, декораций, книжек-малышек.

3.      Заключительный этап.

-        изготовление цифрового фотоальбома «Профессии наших родителей».

-        подведение итогов конкурса среди семей книжки-малышки «Профессии»,

-        вручение памятных дипломов, призов,

-        оформление фото выставки,

-        вечер досуга «Праздник профессий».

-        оформление выставки кукол в профессиональных костюмах,

-        оформление выставки коллективных работ,

-        презентация проекта.

Ожидаемый результат:

Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Формы работы

Формы работы (ноябрь)

Содержание

  1. Непосредственная образовательная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

  1. Совместная деятельность с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Самостоятельная деятельность детей

 

 

 

 

  1. Взаимодействие с семьей

·                     Начальная диагностика, направленная на выявление знаний детей о профессиях

·                     Составление рассказов по картинам. Тема: «Профессии».

·                     НОД «Путешествие в прошлое профессий»

·                     Беседа «Что такое профессия»

·                     Экскурсия по детскому саду с целью ознакомления с профессиями людей, работающих в детском саду. (прачка, кухня, кабинет заведующей, библиотека, кабинет медицинской сестры, помещение плотника)

·                     Беседы с работниками детского сада

·                     Беседа «Кем работают мои родители»

·                     «Берем интервью»

·                      

Д/И «Кто где работает?»

«Кто это делает?»

Д/и «Кто что делает?»

Д/и «Исправь ошибку»

Д/и «Для человека какой профессии это нужно?»

Д/и «Кому что нужно для работы?»

Д/и «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

Д\и «Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Д/и «Продолжи предложение»

Д/и «Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)

Д/и «Нарисуем портрет» (речевой)

Д/и «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

Изготовление гербов профессий работников детского сада

Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?». Чтение загадок о труде взрослых. Просмотр презентации «Профессии прошлого и настоящего»

·                     Рассматривание картин, иллюстраций: повар, пожарный, учитель, парикмахер, военный, врач, продавец, предметы и инструменты людей разных профессий.

·                     Рисование людей и предметов нужных для работы.

·                     Раскрашивание раскрасок по теме «Профессии».

Аппликация. Тема: «Детский сад мы строим сами». Рисование. Тема: «Кем я буду?».

·                     Подборка иллюстраций о профессиях Беседы дома о профессиях родителей. Подбор иллюстраций для создания фото альбома «Профессии моих родителей»

 

-        Составление рассказов по картинам. Тема: «Профессии».

-        НОД «Путешествие в прошлое профессий»

-        Беседа «Что такое профессия»

-        Экскурсия по детскому саду с целью ознакомления с профессиями людей, работающих в детском саду. (прачка, кухня, кабинет заведующей, библиотека, кабинет медицинской сестры, помещение плотника)

-        Беседы с работниками детского сада

-        Беседа «Кем работают мои родители»

-        «Берем интервью»

Д/И «Кто где работает?»

«Кто это делает?»

Д/и «Кто что делает?»

Д/и «Исправь ошибку»

Д/и «Для человека какой профессии это нужно?»

Д/и «Кому что нужно для работы?»

Д/и «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

Д\и «Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Д/и «Продолжи предложение»

Д/и «Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)

Д/и «Нарисуем портрет» (речевой)

Д/и «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

Изготовление гербов профессий работников детского сада

Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?». Чтение загадок о труде взрослых. Просмотр презентации «Профессии прошлого и настоящего»

-        Рассматривание картин, иллюстраций: повар, пожарный, учитель, парикмахер, военный, врач, продавец, предметы и инструменты людей разных профессий.

-        Рисование людей и предметов нужных для работы.

-        Раскрашивание раскрасок по теме «Профессии».

-        Аппликация. Тема: «Детский сад мы строим сами». Рисование. Тема: «Кем я буду?».

-        Подборка иллюстраций о профессиях Беседы дома о профессиях родителей. Подбор иллюстраций для создания фото альбома «Профессии моих родителей»

 

Литература:

 

1.      Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013

2.      Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013. № 9

3.      Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва 2002

4.      Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012

5.      Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010

6.      Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013

7.      Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013

8.      Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3

9.      Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014

10.  Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014

11.  maam.ru

12.  vseodetishkax.ru

13.  dohcolonoc.ru

14.  www.viki.rdf.ru

15.  planetadetstva.net

Основные термины (генерируются автоматически): Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Похожие статьи

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд...

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста. Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия взрослых, выбор профессии, ранняя профориентация.

Ребенок в мире профессий | Статья в сборнике международной...

Родительское собрание на тему «Социализация детей методом воспитания уважения к труду взрослых». Консультация для родителей «Как знакомить детей со своей профессиейпрофессией железнодорожника», «Ваша работа – гордость детей».

Проект «Все работы хороши — выбирай на вкус!»

Описание проекта. Исходя из профессий, по которым работают родители детей средней группы, проходил проект «Все работы хороши— выбирай на вкус!». Цель. Продолжать расширять представления о труде взрослых, о разных профессиях.

Ключевые слова: профессия, профориентационная работа...

профессия, профориентационная работа, научно-технический прогресс, старшие дошкольники.

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся, образовательное учреждение.

Недостаточная работа с родителями обучающихся. Слабое внимание к профориентации различных социальных институтов.

Трудовое воспитание и профориентация детей в коррекционных...

беседы о профессиях; – экскурсии на производство и в училища

Труд ребенка, включенный в систему образования, является.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию.

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

Реализация программы по ранней профориентации на...

Детский сад, профессия, занятие, труд железнодорожников, ранняя профориентация, железная дорога, железнодорожная магистраль, ребенок, Основная общеобразовательная программа, программа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд...

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста. Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия взрослых, выбор профессии, ранняя профориентация.

Ребенок в мире профессий | Статья в сборнике международной...

Родительское собрание на тему «Социализация детей методом воспитания уважения к труду взрослых». Консультация для родителей «Как знакомить детей со своей профессиейпрофессией железнодорожника», «Ваша работа – гордость детей».

Проект «Все работы хороши — выбирай на вкус!»

Описание проекта. Исходя из профессий, по которым работают родители детей средней группы, проходил проект «Все работы хороши— выбирай на вкус!». Цель. Продолжать расширять представления о труде взрослых, о разных профессиях.

Ключевые слова: профессия, профориентационная работа...

профессия, профориентационная работа, научно-технический прогресс, старшие дошкольники.

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся, образовательное учреждение.

Недостаточная работа с родителями обучающихся. Слабое внимание к профориентации различных социальных институтов.

Трудовое воспитание и профориентация детей в коррекционных...

беседы о профессиях; – экскурсии на производство и в училища

Труд ребенка, включенный в систему образования, является.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию.

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный возраст.

Реализация программы по ранней профориентации на...

Детский сад, профессия, занятие, труд железнодорожников, ранняя профориентация, железная дорога, железнодорожная магистраль, ребенок, Основная общеобразовательная программа, программа.

Задать вопрос