Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Стрюкова, Т. А. Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ / Т. А. Стрюкова, Н. Л. Киданова, М. С. Шатова, Н. В. Леонидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95839/ (дата обращения: 04.05.2024).



Социально-экономические изменения, имеющие место в условиях перехода к рыночным отношениям, требуют новых подходов в формировании личности. Все острее становится зависимость места государства в цивилизованном мире от его возможностей в создании условий для свободного самоопределения граждан, приобретения ими доступных знаний и профессионального мастерства, самореализации в той области, где полнее всего можно проявить свои дарования. Успешное решение этой проблемы зависит в основном от положительных результатов в формировании личности будущего работника на всех этапах его жизни.

Вспомним, что же такое профориентация? С. М. Горбачева, И. И. Стрижко дают следующее определение понятию профессиональной ориентации: «система социально-экономических и методико-физиологических мероприятий, направленных на обеспечение активного, мобильного и сознательного профессионального самоопределения и трудового становления личности с учетом своих возможностей, индивидуальных особенностей и конъюнктуры рынка труда для полноценной самореализации в профессиональной деятельности» [2]. Довольно сложное определение, да? А говоря простым языком — профессиональная ориентация — это научная дисциплина, которая помогает человеку выбрать свою будущую профессию с учетом всех его способностей, потребностей и желаний. Также профессиональная ориентация содержит технологию развития у человека позитивного отношения к труду.

В процессе профориентации выполняется работа профориентолога, в которую он вовлекает детей на всех этапах их образования. Работа с профориентацией охватывает следующие этапы:

– Информационный;

– Диагностический;

– консультирование;

– трудовых проб;

– собеседования.

Л. Д. Столяренко считает, что каждый человек в детстве чаще всего неосознанно думает о своей будущей жизни, как бы прокручивая свои «сценарии» в голове. «Сценарием» считается то, что человек еще в детстве планирует сделать в будущем. Сценарий — это жизненный план, который формируется в раннем детстве, в основном под влиянием родителей и который постепенно разворачивается [3].

В богатой сокровищнице народной мудрости находим высказывания, которые касаются требованиям выбора работы в соответствии с наклонностями и способностями. Как пишет М. Стельмахович «профориентация детей начиналась с шести — семи лет..., а... профориентационный выбор подростка мог выплывать с его наклонностей, роду занятий родителей, а также тех видов труда, которые были широко распространена в той или иной местности» [4].

На современном этапе профессиональная ориентация начинается с детского сада, когда у детей возникает интерес к разным видам деятельности. Объем профориентационной информации постоянно увеличивается, расширяется и усложняется. Следовательно, профориентационную работу можно разделить на этапы, которые соответствуют уровню развития ребенка и которые вызваны не только общими целями профессиональной ориентации, но и динамикой профессиональной ориентации самого ребенка.

  1. Эмоционально-образный (старшие дошкольные дети). Формирование позитивного отношения к миру профессий, к людям труда. На этом этапе профессии известны детям только по названиям и некоторым внешним особенностям (форма одежды, поведение, оценка окружающих людей).
  2. Пропедевтический (I-IV классы). Развитие интереса к профессии родителей. Формирование любви и добросовестного отношения к работе.
  3. Поисково-зондирующий (классы V-VII). Формирование профессиональной ориентации в осознании интересов, способностей, ценностей, которые связаны с выбором профессии и определение своего места в обществе.
  4. Формирование профессионального сознания (VIII-IX). Формирование смысла выбора профессии, способность соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами.
  5. Период уточнения социально-профессионального статуса (классы X-XI). Формирование знаний, навыков в определение сферы трудовой деятельности.

Каждый человек рождается с определенными способностями, склонностями к определенной профессиональной деятельности. От правильного выбора профессии зависит успех человека в жизни, его реализация.

Выбор профессии — это жизненный этап каждого человека, и в то же время проблема, которую должно контролировать каждое образовательное учреждение, которое обеспечивает приобретение навыков специальной деятельности.

Выбор правильного пути в жизни напрямую связан с ранней профориентацией ребенка, умелым применением и развитием его потенциальных способностей.

В основе понятия «ранней профориентации детей дошкольного возраста» лежит безусловно понимании ими социальной важности работы в целом и профессиональной работы в частности, которое достигается путем долгой и сложной педагогической работы и как бы этапом, а также одним из аспектов в формировании образа мира, и как передэтапом первичного профессионального выбора. Определение смысла понятия «ранняя профориентация дошкольников» понимается нами как специально организованное информирование дошкольников о мире профессий посредством игровой деятельности, которая создает у детей определенный опыт профессионального действия, профессионального поведения [5]. Ранняя профессиональная ориентация позволяет спроектировать у дошкольников профессиональное формирование «образа Я».

Ранняя профориентация дошкольников относится к когнитивному компоненту образовательной области «Профессионального самоопределения» и решает допропедевтические задачи профессионального самоопределения, способствует формированию допрофессиональных знаний, умений и навыков.

«Профессиональная самоопределение дошкольника» терминологически (по словам В. С. Мухина) понимается как ориентация на работу в определенной профессиональной сфере, формирование и развитие соответствующих интересов, склонностей и способностей посредством игровой деятельности [1].

«Профессиональная направленность личности дошкольника» интерпретируется как выраженная склонность к определенной группе ролей, игр, видов труда и других видов деятельности.

При внешней ее терминологической схожести ранней профессиональной ориентации дошкольников с профессиональной ориентацией учеников и взрослых обе структуры имеют различные функциональные цели и задачи: ранняя профориентация дошкольников –развивающая; профессиональная ориентация в старшем возрасте — функциональная.

Современные методы, основанные на изучении интеллекта, свойств мышления и психофизиологических особенностей, позволяют получить полную информацию о талантах и профессиональных наклонностях с раннего возраста. Конкуренция и быстро меняющиеся технологии требуют определяться в профессии как можно раньше и накапливать умения и навыки в достаточно юном возрасте. Ситуация на рынке труда коренным образом отличается от той, что была даже пять лет назад. Не попробовать рассмотреть способностей ребенка и не понять его возможностей — это означает упустить время и проявить непростительную в условиях современной жизни беспечность.

С чего и когда начать такую работу с ребенком? С игры и игрушек! Каждая игрушка несет в себе определенное мировоззрение, действия с игрушкой формируют способы познания и отношения к окружающему миру, развивая определенные способности ребенка. А это уже и есть ранняя профориентация. Значит:

  1. Ранний возраст (1–3 года) — усвоение функциональных действий. Типичные игрушки: совочки, формы, ведра, пирамидки, тележки — здесь игрушки должны быть простыми, важна форма и цвет.
  2. Дошкольное детство (3–7 лет) — игра становится ведущей деятельностью в жизни ребенка. Впервые в игре мальчиков и девочек существуют различия. Куклы и кукольная мебель, посуда, наборы врача, парикмахера, учителя и т. д. — для девочек. У мальчиков — машины, корабли, самолеты, конструкторы, солдаты, танки, пистолеты и т. д. Кроме того, важны игрушки-атрибуты (та деталь, которая обозначают принадлежность к определенной профессии) — например, не столько корабль, сколько фуражка капитана.

В это время подготовки к школе вместе с сюжетно-ролевыми играми должны появиться обучающие игры: мозаика, настольные игры с фишками, лото, лепка, рисование и т. д. В этом возрасте родители должны помочь ребенку в выборе кружков, рассказывать о профессиях, представляющих интерес, раскрыть их социальное значение — «что произойдет, если исчезнут все водители, воспитатели, врачи и т. д».

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность о мире и перспективе детей, но и формирует в них определенный элементарный опыт профессиональных действий и, таким образом, способствует ранней профессиональной ориентации. При разработке содержания, форм и методов работы с ранней профориентацией берутся к вниманию дидактические принципы: систематичность, последовательность, доступность, научность, ясность, преемственность. В работе по реализации данного направления приходится встречаться с определенными сложностями, потому что профориентация дошкольников — это новое, плохо изученное направление в дошкольном образовании.

С первых дней рождения ребенка родители надеются, что он вырастет гармоничной личностью, успешным специалистом, продолжит их дело или реализуют способности и навыки в самостоятельно выбранной области деятельности. Пытаясь воспитать его целенаправленным, трудолюбивым, способным преодолеть трудности на пути к цели, они также надеются на опыт дошкольных учреждений.

С раннего возраста дети должны увидеть пример рационально организованной работы, овладеть культурой труда: способностью ставить цель (сначала с помощью взрослого, а затем –самостоятельно), планировать и организовать работу, использовать оборудование, последовательно осуществлять рациональные трудовые действия, поддерживать порядок на рабочем месте и т. д.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит от эффективности процесса наблюдения, от того, на какие аспекты труда взрослых направлено внимание детей. Они сами заинтересованы в первую очередь внешними проявлениями рабочего процесса: последовательностью операций, предметами, орудием труда и т. д.

Желая счастья детям, мы, взрослые, должны помнить, что выбор профессии очень часто определяет в будущем жизненный путь человека. Поэтому важно предупредить ребенка в этот момент от возможных ошибок, чтобы помочь найти свое жизненное предназначение, чтобы реализоваться в социальной и профессиональной роли.

Следовательно, получается, что профориентация — это не одноразовая акция, которая проводится в выпускных классах, а систематическая работа с детьми и молодежью.

Мы видим, что в обществе все больше растет уровень требований к профессионализму и профессиональной подготовке специалистов. Жизнь требует от человека способности ориентироваться в мире, искать информацию, быть компетентным в выбранном деле, работать в команде, принимать нестандартные решения. Поэтому профориентация должна быть полноценным учебным курсом, которая молодежь будет изучать во время своего становления: от детского сада до профессионального или высшего образования. Образование не только оружает объемом знаний или воспитывает определенные навыки, но и открывает человеку самого себя, раскрывает и развивает его способности, генетические задатки, формирует потребности и интересы к будущей профессии. Именно благодаря образованию человек знакомится с основами будущей профессии и сознательно делает свой выбор.

Литература:

  1. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведенный] / сост.: В. С. Мухина, А. А. Хвостов. — 7-е изд., пе-рераб. и испр. — М.: Академия, 2008. — 624 с. — (Высшее профессиональное образование).
  2. Горбачева, С. М. Профессиональная ориентация учащихся / С. М. Горбачева, И. И. Стрижко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 778–781. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22874/ (дата обращения: 21.10.2022).
  3. Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин 100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ОТВЕТОВ
  4. ПО ПСИХОЛОГИИ экзаменационный экспресс-справочник Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ», 2001
  5. Стельмахович, Мирослав Игнатьевич. Народная педагогика [Текст] / М. И. Стельмахович. — Киев: Рад. шк., 1985. — 312 с.: ил.; 17 см.
  6. Этапы и содержание профориентационной работы в школе [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/etapy-i-soderzhanie-proforientacionnoj-raboty-v-shkole-4122238.html
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная ориентация, ребенок, будущая профессия, выбор профессии, ранний возраст, ранняя профессиональная ориентация, способность, детский сад, игровая деятельность, позитивное отношение.


Похожие статьи

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ | Статья в журнале...

Ключевые слова: ранняя профориентация, профессиональное самоопределение.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка.

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста. Именно в детском саду дети

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим.

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание: Мотренко, Ю. П. Ранняя профориентация детей старшего

Важно раскрыть потенциал детей в профориентации не только в школьном обучении, но и на этапе

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в

Гофман Е. Р. Формирование профессионального самоопределения у детей старшего...

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников...

Ключевые слова: дошкольники, профессиональная ориентация, модель, педагоги.

Рис. 1. Модель ранней профессиональной ориентации дошкольников в условиях дошкольной

Используя профориентационные игры «Профи плюс», «Мир профессий будущего», «Кто есть кто?», «Чей

Таким образом, профессиональная ориентация в детском саду проводится с...

Ключевые слова: ранняя профессиональная ориентация...

Впервые серьезно задумываться над выбором профессии мы начинаем в школе.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессия и в труде взрослых

Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители.

Детский сад, профессия, занятие, труд железнодорожников, ранняя профориентация, железная...

Организация работы в детском саду по ранней профориентации...

Дошкольное учреждение — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое знакомство с миром профессий.

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве.

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий...

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Библиографическое описание: Кубайчук, Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста / Н

Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор

Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что только 30 % из них имеет

- Учить отображать представления о профессиях родителей в игровой деятельности.

Ранняя профориентация как эффект просветительской...

Ключевые слова: профессиональная ориентация, социокультурные условия, поликультурная образовательная среда, система дополнительного образования, коллективное творческое дело (КТД), универсальные учебные действия (УУД), результат, эффект.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста...

Данная статья посвящена вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий. Для детей дошкольного возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать

Развивать эмоциональное отношение ребёнка к профессиональному миру...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Но не стоит забывать, что в выборе будущей профессии ребенка оказывают большое влияние и родители.

Родители оказывают большое влияние на профессиональный выбор подростков.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность...

Похожие статьи

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ | Статья в журнале...

Ключевые слова: ранняя профориентация, профессиональное самоопределение.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка.

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста. Именно в детском саду дети

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим.

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание: Мотренко, Ю. П. Ранняя профориентация детей старшего

Важно раскрыть потенциал детей в профориентации не только в школьном обучении, но и на этапе

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в

Гофман Е. Р. Формирование профессионального самоопределения у детей старшего...

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников...

Ключевые слова: дошкольники, профессиональная ориентация, модель, педагоги.

Рис. 1. Модель ранней профессиональной ориентации дошкольников в условиях дошкольной

Используя профориентационные игры «Профи плюс», «Мир профессий будущего», «Кто есть кто?», «Чей

Таким образом, профессиональная ориентация в детском саду проводится с...

Ключевые слова: ранняя профессиональная ориентация...

Впервые серьезно задумываться над выбором профессии мы начинаем в школе.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессия и в труде взрослых

Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители.

Детский сад, профессия, занятие, труд железнодорожников, ранняя профориентация, железная...

Организация работы в детском саду по ранней профориентации...

Дошкольное учреждение — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое знакомство с миром профессий.

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве.

профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий...

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Библиографическое описание: Кубайчук, Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста / Н

Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор

Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что только 30 % из них имеет

- Учить отображать представления о профессиях родителей в игровой деятельности.

Ранняя профориентация как эффект просветительской...

Ключевые слова: профессиональная ориентация, социокультурные условия, поликультурная образовательная среда, система дополнительного образования, коллективное творческое дело (КТД), универсальные учебные действия (УУД), результат, эффект.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста...

Данная статья посвящена вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий. Для детей дошкольного возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать

Развивать эмоциональное отношение ребёнка к профессиональному миру...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Но не стоит забывать, что в выборе будущей профессии ребенка оказывают большое влияние и родители.

Родители оказывают большое влияние на профессиональный выбор подростков.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность...

Задать вопрос