Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (38) январь 2021 г.

Дата публикации: 17.12.2020

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Жаворонкова, П. С. Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / П. С. Жаворонкова, О. Н. Тихоновская, Г. В. Макарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5883/ (дата обращения: 25.01.2021).



Статья посвящена обоснованию проведения ранней профессиональной ориентации в детском саду. Рассмотрены различные подходы к проблеме. Обоснована и практически доказана необходимость образовательной и воспитательной деятельности в данном направлении. Описана модель ранней профессиональной ориентации в ДОО.

Ключевые слова: дошкольники, профессиональная ориентация, модель, педагоги.

Введение. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, разработкой и введением стратегии воспитательной деятельности, рассчитанной до 2025 года, все большее внимание уделяется раннему профессиональному ориентированию дошкольников. Ранняя профессиональная ориентация предполагает формирование у детей допрофессионального самоопределения.

Е. М. Беспаленко определяет профессиональную ориентацию как сложную динамическую социально- и психолого-педагогическую систему подготовки личности выбору профессии, реализации призвания, учёта как индивидуальных особенностей личности, так и необходимости полноценного распределения ресурсов в социально значимых пропорциях [1].

А. А. Огерчук исследовала специфику процесса профессиональной ориентации старших школьников в профильном обучении. Автор результативно подтверждает эффективность направленного развития у дошкольников потребности в добровольном сотрудничестве с воспитателем, педагогами, психологом на основе индивидуальных предпочтений и с учетом особенностей регионального рынка труда [4].

Г. Н. Кузнецова говорит о ранней профориентации как о формировании у ребенка ценностно-смысловых компетенций, которые обеспечат ему успешное вхождение в социум, в связи с чем прямо или косвенно повлияют на профессиональное самоопределение в школьном образовании [2].

Ю. А. Лялигина описывает опыт семинара-практикума по ранней профессиональной ориентации дошкольников, цель которого — повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей по озвученной проблеме [3].

Академик С. Н. Чистякова в интервью газете «Вузовский вестник» ответила: «Профориентация должна вестись с детского сада, в школе, в вузе и после вуза, это непрерывный процесс».

Изучив эти и другие научные источники, мы разработали модель ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста. В разработке модели приняли участие педагоги, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог.

Задачей, решаемой при реализации модели, является формирование общественно значимых мотивов знакомства с профессиями настоящими, изучение истории профессий прошлого на основе интересов, склонностей, способностей личности ребенка.

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162» города Воронежа.

Цель исследования — создание специальных психолого-педагогических, воспитательных условий ранней профессиональной ориентации в детском саду.

Задачи исследования: разработка модели ранней профессиональной ориентации; создание условий для реализации модели; анализ эффективности реализации модели через сравнение с контрольной группой детей, где модель не реализовывалась, т. к. приоритетным направлением у них является патриотическое воспитание.

Модель ранней профессиональной ориентации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Рис. 1. Модель ранней профессиональной ориентации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Центральное место в модели занимает дошкольник как личность, находясь в образовательной организации. Все компоненты модели взаимосвязаны. Целевой компонент предполагает знакомство с миром профессий. В игровой форме с использованием всех зон развивающей предметно-пространственной среды детского сада дети знакомятся с профессиями самостоятельно или в процессе образовательной деятельности.

Целевой и результативно — аналитический компонент связаны между собой, так как предполагается выявление способностей, интересов, мотивов детей на раннем этапе. Используя профориентационные игры «Профи плюс», «Мир профессий будущего», «Кто есть кто?», «Чей инструмент?» и др., воспитатели анализируют, на что мотивированы дети. Аналитические данные передаются педагогу-психологу для более детального изучения направленности личности. И хотя, в дошкольный период сложно предопределить профессиональное самоопределение ребенка, но возможно выявить признаки одаренности и мотивационный компонент. Для детей с особо развитыми речевыми способностями учитель-логопед проводит дополнительные занятия по постановке звуков, логических ударений, коррекции чистоты речи.

Деятельностный компонент включает формы и методы ранней профессиональной ориентации. Используются дидактические игры, психологические упражнения, логоритмика, сюжетно-ролевые игры, тематические творческие занятия, например «Чаепитие», «Парикмахерская», «В вагоне поезда», «На даче». Такие занятия основаны на деятельности, относящейся к определенной теме.

Содержательный компонент профессиональной ориентации — это наиболее сложное для детского сада образовательное наполнение. Здесь мы обращаемся к профориентологии как науке о профессиональном ориентировании человека как субъекта жизненного самоопределения. Объект деятельности — это то, на что она направлена, субъект деятельности — это человек ею управляющий. Содержание профессиональной ориентации дошкольников является многоуровневым и многоаспектным и с использованием электронных образовательных ресурсов. На уровне детского сада нет возможности охватить все аспекты, однако следует придерживаться следующих направлений: социально-экономическое (раннее обучение финансовой грамотности); социально-биологическое (выявление специальных способностей, например к музыке, изо, танцам и др); профессионально-индустриальное (процесс трудовой деятельности).

Здоровьесберегающий компонент направлен на выявление эмоционального отношения к профессиональной ориентации, нравственного и соматического благополучия. Если ребенок не любит рисовать, то принуждать его к данному виду деятельности нельзя, а необходимо предложить альтернативу, например, разукрашивание игрушек, поделок.

Таким образом, профессиональная ориентация в детском саду проводится с использованием ЭОР, что приводит к повышению уровня информированности, социальной перцепции и взаимодействует с инженерной психологией. Это подтверждает актуальность цифровизации образования в целом, и в области профессионального ориентирования дошкольников.

Литература:

  1. Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: дисс... к. п. н: 13.00.01. — Воронеж, 2001. — 233 с.
  2. Кузнецова, Г. Н. Ранняя профориентация в дошкольном образовании: сущностные характеристики. // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28683 (дата обращения: 15.12.2020).
  3. Лялигина, Ю. А. Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития» / Ю. А. Лялигина. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 6–7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5294/ (дата обращения: 16.12.2020).
  4. Огерчук, А. А. Профессиональная ориентация старших школьников в условиях профильного обучения. Дисс... к.п.н. г. Оренбург, 2009, 176 с.
Задать вопрос