Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 564 раза

Библиографическое описание:

Фирсова Е. А., Бондаренко Е. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2017. — №3.1. — С. 36-39. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/61/2454/ (дата обращения: 26.05.2018).



В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы дошкольного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и семьи проводится профориентационная работа с дошкольниками. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду. Огромное значение в жизни каждого человека имеет выбор профессии. Это выбор жизненного пути, выбор судьбы. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, от части, характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии. Найти свое место в сложном, постоянно меняющемся мире профессий во все времена было сложно. Выбор профессии имеет огромное значение и важен для общества. Впервые серьезно задумываться над выбором профессии мы начинаем в школе. Но в наше время проявить заинтересованность в выборе профессии надо начинать уже с дошкольного возраста, так как именно этот период является благоприятным для подготовки человека к взрослой жизни.

Ключевые слова: ранняя профессиональная ориентация, интегрированная среда, непосредственная образовательная деятельность, профориентационный проект, современные образовательные технологии, технология проектной деятельности, технология проектной деятельности.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессия и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего и полноценного развития [3]. В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В. И. Логинова, А. А. Мишарина, А. Ш. Шахманова, М. В. Крулехт. В вопросе ознакомления детей с различными профессиями взрослых можно выделить разные методы и подходы. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, их отношением к труду, объяснять что определенные профессии появились в ответ на необходимость и потребность людей (испечь хлеб, приготовить еду, доставить в определенное место груз). Педагоги Н. Е.Веракса и Т. С. Комарова советуют знакомить детей с теми видами труда, которые распространены в данной местности [2]. Знакомство с профессиями в дошкольном возрасте носит в основном ознакомительный информационный характер, но не препятствует совместному обсуждению знаний и опыта ребенка, приобретенного им, его о знания о профессиях родителей. Необходимо учитывать большой спектр современных образовательных технологий при знакомстве дошкольников с миром труда и профессий. Наиболее действенными в реализации этой работы, являются: Технология проектной деятельности (Л. С. Кисилева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйнова) Проектная деятельность – это деятельность с конкретной целью, по намеченному плану для решения практических, исследовательских задач по различным направлениям образования. Профессиональная ориентация детей в процессе приобщения к миру взрослых способствует накоплению полезного социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми [2]. Влияние педагогической работы по формированию знаний и представлений о труде взрослых имеет непосредственное влияние на формирование положительного отношения к труду взрослых у детей дошкольного возраста. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд-это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Технология проектной деятельности– это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве. Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. Сегодня остро стоит необходимость формирования у детей, высоких нравственных качеств, утраченного даже многими взрослыми чувства патриотизма.

В стратегии работы по проблеме патриотического воспитания в рамках ранней профориентации дошкольников идти необходимо от семьи и совместно с семьей. Сегодня остро стоит необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, утраченного даже многими взрослыми чувства патриотизма [3]. Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Поэтому, основное направление в работе с детьми дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.

Целью ранней профориентации является формирование у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру. Очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно [1]. Профориентация в дошкольном образовании подразумевает создание предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, которая способствует становлению субъектной позиции ребенка в образовательной и социальной среде. В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй. Для качественного и успешного решения поставленных задач, в ДОУ создается необходимая предметно-развивающая среда, что способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника и позволяет через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. С помощью такой специализированной среды также успешно реализуются задачи гендерного воспитания дошкольников. Поскольку жизненное пространство – интегрированная категория, охватывающая все сферы и аспекты жизнедеятельности дошкольника, главной задачей было создание оптимальных условий для личностного роста. Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

 Подбор художественной литературы, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

 Подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

 Подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

 Подбор демонстрационного материала по теме «Профессии».

Такое пространство обеспечивает проявление у воспитанника «творчества» и «креативности», которые на сегодня являются базовыми качествами личности. «Страна профессий», созданной с учетом требований Базового компонента и программы «Уверенный старт», которая позволяет знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Уголок «спецформа» – с профессиональной одеждой людей разных профессий, игровые персонажи, которые принимают участие во всех режимных моментах образовательно-воспитательного процесса. Подобрана серия развивающих игр профессиональной направленности: «Профессии», «Играем в профессии», «Что из чего?» «Кто, что дает?» И другие, которые помогают в игровой форме знакомить воспитанников с миром профессий.

В группах созданы тематические библиотечки «Калейдоскоп профессий», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал. С детьми проводились индивидуальные беседы. Детям задаются вопросы: – Какие ты знаешь профессии? По каждой названной профессии ребенку предлагается рассказать какими орудиями труда пользуется человек названной профессии. И предложено объяснить процесс работы данной профессии. Было отмечено, что практически все дети сразу же называли профессии своих родителей.

Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В играх на тему «транспорт» совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей. Поэтому, основное направление в работе с детьми дошкольного возраста ориентировано на выявление склонности к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, дошкольников [1].

Большое значение в познавательной работе по знакомству с трудом взрослых, их профессиями осуществляется через экскурсии и беседы. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Так же чтение художественной литературы, своей эмоциональностью, образностью, живостью заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес и уважение к труду, желание подражать литературным персонажам. Воспитанникам старших групп зачитываются произведения С. Маршака – «Почта», «Пожар»; С. Михалкова «Дядя Степа — милиционер»; В. Маяковского «Кем быть?»; Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»; В. А. Сухомлинский «Вол и садовник», «Моя мама пахнет хлебом», «Пекарь и швея», «Беда заставляет учиться» и другие. По итогам прочитанных произведений воспитанники совместно с воспитателем обыгрывают сюжет из литературного источника. В ходе театрализованных игр дети есть и актеры, и зрители, что приносит особенное удовольствие и радость.

С детьми старшего дошкольного возраста полезными будут наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение литературы, беседы о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека, беседы о профессиях, связанных с местными условиями, беседы о машинах и приборах – помощниках человека. Следует посещать с детьми выставки, музеи, театральные постановки с целью знакомства детей с трудом людей творческих профессий. Следует уделять большое внимание на рассматривании альбомов с фотографиями работающих взрослых, личные беседы и рассказы по знакомству с профессиями взрослых [4].

Важным аспектом в совершенствовании ранней профориентации в детском саду стало оснащение предметной среды, накопление методических разработок, дидактических элементов, приобретение развивающих игр, фильмов по профориентационной тематике, литературы, пополнение методической библиотеки детского сада, создание передвижных выставок «Какие профессии нам встречаются по дороге в детский сад». Все работы хороши – выбирай на вкус. С детьми старшего дошкольного возраста полезными будут наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение литературы, беседы о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека, беседы о профессиях, связанных с местными условиями, беседы о машинах и приборах – помощниках человека [6].

Следует посещать с детьми выставки, музеи, театральные постановки с целью знакомства детей с трудом людей творческих профессий. Следует уделять большое внимание на рассматривании альбомов с фотографиями работающих взрослых, личные беседы и рассказы по знакомству с профессиями взрослых.

Таким образом, большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых [6]. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе [5].

Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Литература:

  1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания.
  2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 3е изд., исправ. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005.
  4. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
  5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-методическое пособие. Изд-во «Николаев» 2004.
  6. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, профессиями взрослых, детей дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, трудом взрослых, мире профессий, ранней профориентации, детьми дошкольного возраста, детьми старшего дошкольного, дошкольного возраста полезными, труду взрослых, людей творческих профессий, различными профессиями взрослых, труде взрослых, целью знакомства детей, проектной деятельности, трудом людей творческих, разных профессий, взрослыми чувства патриотизма, детского сада.

Ключевые слова

современные образовательные технологии, технология проектной деятельности, непосредственная образовательная деятельность, ранняя профессиональная ориентация, интегрированная среда, профориентационный проект

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос