Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами работы творческих мастерских | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Комиссарова Л. В., Касалапова Ю. А., Демидова Е. Г. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами работы творческих мастерских [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 19-20. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15211/ (дата обращения: 21.10.2019).



Данная статья посвящена вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраставусловиях ДОУ. В статье представлен опыт организации проведения «творческих мастерских» в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: виды профессий, творческие мастерские, детско-родительские отношения, совместная творческая деятельность.

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий.

Для детей дошкольного возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. С целью выстраивания в ДОУ целенаправленной систематической работы по ранней профориентации воспитанников, была создана творческая группа педагогов.

Цель: выстраивание в образовательном учреждении целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации детей.

Были поставлены задачи:

  1. Расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную значимость).
  2. Формировать представление о видах производственного и обслуживающего труда, о связи результатов деятельности людей различных профессий.
  3. Развивать эмоциональное отношение ребёнка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности.
  4. Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
  5. Продолжать устанавливать партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников, укреплять детско-родительские отношения через организацию совместной творческой деятельности.

Работу по ознакомлению воспитанников с профессиями, характерными качествами, которые требует та или иная профессия, мы решили начать в форме «творческих мастерских».

Алгоритм работы«творческих мастерских» определили следующий: выбираем, кто из родителей будет представлять свою профессию; планируем деятельность детей, которая сформирует представления детей о данной профессии (разучивание стихов, песен, дидактические и сюжетные игры и т. д.); определяем совместную творческую деятельность родителя и детей по теме и решаем, как мы можем пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы по данной теме. Были организованы и проведены три творческих мастерских по ознакомлению с профессиями родителей: парикмахер, полицейский, врач-офтальмолог.

Сначала мы обратились с просьбой к родителям принести их фотографии на рабочем месте и подготовить с детьми краткий рассказ о своей профессии. Дети с большим интересом рассказывали о профессии своих пап и мам; особую гордость у детей вызывали успехи родителей в их профессии: приносили грамоты, благодарственные письма и даже статьи в газете.

Творческая мастерская «Красивая прическа»

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме, сюжетно- ролевая игра «В парикмахерской», чтение «Сказки про парикмахера» З. Полякова, «Сказки про веселого парикмахера и Змея Горыныча» О. Шалимова, дидактические игры: «Что нужно для работы парикмахеру?», «Доскажи словечко».

  1. Мама Маши С. — парикмахер. Она принесла коробку с разнообразными предметами. Делая прическу дочери, она познакомила ребят с инструментами и их предназначением, а также рассказала о действиях, которые выполняют парикмахеры, рассказала о том, как нужно обращаться с клиентом, и какими качествами должен обладать человек данной профессии. Показала фотографии с различными видами причесок.
  2. Дети поиграли в игру «Волшебный микрофон» (передавали микрофон друг другу и называли действия, которые выполняет парикмахер), а также отгадывали загадки об инструментах парикмахера.
  3. Практическая часть: предложили детям стать настоящими парикмахерами и сделать красивую прическу бумажной «модели», подстричь, завить и украсить прическу заколками.
  4. Дети расширили свои знания о труде парикмахера, проявили творческую инициативу, создавая интересные образы, применяя способы моделирования и объемно-плоскостного оформления своих работ.

Творческая мастерская «Моя мама — полицейский»

Предварительная работа: чтение художественной литературы «Дядя Степа — милиционер» «А что у вас?» С.Михалков, «Как неразлучные друзья дорогу переходили» А. Иванова, дидактические игры: «Найди и расскажи» (по картинке), «Исправь ошибку», сюжетно- ролевая игра «На дорогах города».

  1. Мама Артема К. — полицейский, следователь. Она пришла в форме и рассказала ребятам группы о том, какие бывают подразделения полиции, кто за что отвечает, как правильно задерживать преступников. Её рассказ вызывал у ребят большой интерес и много вопросов.
  2. Дети почитали стихи о полиции, поиграли в подвижную игру «Цветные автомобили».
  3. Дальше детям по желанию предложили: нарисовать полицейского и его работу (на выбор акварелью, мелками, фломастерами, карандашами) или закончить пластилиновую картину, где были изображены дом и дорога, а дети должны были придумать и добавить сюжет (машины, светофоры, пешеходов, полицейского, пешеходный переход).
  4. Наши воспитанники познакомились с различными службами полиции, расширили знания о работе следователя, приобрели опыт общения со взрослыми людьми, у ребят совершенствуются художественно- творческие навыки в самостоятельных продуктивных видах деятельности, появился интерес к профессии полицейского.

Творческая мастерская «Кто нас лечит?»

Предварительная работа: чтение«Доктор Айболит» К. Чуковский, «Врач больного полечил» Н. Капустюк, «Где очки» С. Михалков, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Скажи, что делают этими предметами», «Кто что лечит?», Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «На приеме у врача».

  1. Встреча с врачом- офтальмологом (окулистом). Мама Кати М. рассказала о том, что существует много различных болезней, которые лечат врачи- специалисты (зубы — стоматолог, сердце- кардиолог и т.д.). Врач-офтальмолог лечит заболевания глаз: проверяет зрение по таблицам, прописывает капельки, выписывает очки при необходимости. Напомнили детям правила, которые надо соблюдать, чтобы сохранить зрение.
  2. Дидактические игры: «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете», «Подбери предметы нужные для врача — офтальмолога», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем».
  3. Практическая часть: воспитанники по желанию выполняли аппликацию или рисовали врача.
  4. Дети познакомились с разными профессиями врача и расширили знания о враче-офтальмологе, у воспитанников формируются навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, самостоятельности.

Выводы: творческая атмосфера встреч позволила родителям поделиться своими знаниями, умениями; у детей расширились и систематизировались знания и представления о профессиях, в том числе, и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей). Оформлен альбом «Профессии наших родителей», разработана и изготовлена дидактическая игра «Куб профессий», проведена квест-игра«Угадай профессию», пополнена развивающая предметно-пространственная среда групп атрибутами для сюжетно-ролевых игр. Укрепились детско-родительские отношения через организацию совместной творческой деятельности.

Литература:

  1. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика–Синтез, 2010.
  2. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, совместная творческая деятельность, профессия, предварительная работа, игра, практическая часть, развивающая предметно-пространственная среда, рассматривание иллюстраций, знание, дошкольный возраст.

Ключевые слова

детско-родительские отношения, виды профессий, творческие мастерские, совместная творческая деятельность

Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО. Организовывая предметно-развивающую среду, учитываю...

Проектирование развивающей среды для самостоятельной...

Среда — система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями

Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности

Предметно-развивающая среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому...

Создание условий для организации игровой деятельности...

Итак, развивающая предметнопространственная среда должна, в первую очередь, служить развивающимся интересам и потребностям дошкольников, соответствовать возрастным возможностям ребенка, способствовать становлению специфически детских...

Формирование временных представлений детей дошкольного...

Ключевые слова:формирование временных представлений, дети дошкольного возраста, пути

Сегодня человеку любой профессии и возраста требуется умение тонко его чувствовать и

Многие педагоги занимались изучением формирования представлений о времени у детей...

ребенок, развивающая предметно-пространственная среда...

Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую, образовательную

Ключевые слова: дошкольный возраст, предметно-развивающая среда, групповое

В зоне чтения художественной литературы и рассматривания иллюстраций обязательно...

Создание развивающей предметно-пространственной среды...

Организация развивающей предметно-пространственной среды — это: – создание благоприятных условий развития детей

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и...

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

Новая развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ предполагает особую педагогическую реальность как ситуацию взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанную на желании одного передать опыт, а другого — этот опыт приобрести.

Роль педагога в организации предметно-пространственной...

Организованная предметно-пространственная среда (ППС) в дошкольном учреждении может выступать как мощным стимулом развития дошкольника, побуждая его к положительным действиям, так и преградой для проявления индивидуальных творческих способностей.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

С детьми старшего дошкольного возраста полезными будут наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение литературы, беседы о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека, беседы о профессиях, связанных с местными...

Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО. Организовывая предметно-развивающую среду, учитываю...

Проектирование развивающей среды для самостоятельной...

Среда — система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями

Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности

Предметно-развивающая среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому...

Создание условий для организации игровой деятельности...

Итак, развивающая предметнопространственная среда должна, в первую очередь, служить развивающимся интересам и потребностям дошкольников, соответствовать возрастным возможностям ребенка, способствовать становлению специфически детских...

Формирование временных представлений детей дошкольного...

Ключевые слова:формирование временных представлений, дети дошкольного возраста, пути

Сегодня человеку любой профессии и возраста требуется умение тонко его чувствовать и

Многие педагоги занимались изучением формирования представлений о времени у детей...

ребенок, развивающая предметно-пространственная среда...

Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую, образовательную

Ключевые слова: дошкольный возраст, предметно-развивающая среда, групповое

В зоне чтения художественной литературы и рассматривания иллюстраций обязательно...

Создание развивающей предметно-пространственной среды...

Организация развивающей предметно-пространственной среды — это: – создание благоприятных условий развития детей

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и...

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

Новая развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ предполагает особую педагогическую реальность как ситуацию взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанную на желании одного передать опыт, а другого — этот опыт приобрести.

Роль педагога в организации предметно-пространственной...

Организованная предметно-пространственная среда (ППС) в дошкольном учреждении может выступать как мощным стимулом развития дошкольника, побуждая его к положительным действиям, так и преградой для проявления индивидуальных творческих способностей.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

С детьми старшего дошкольного возраста полезными будут наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение литературы, беседы о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека, беседы о профессиях, связанных с местными...