Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 17.04.2017

Статья просмотрена: 5341 раз

Библиографическое описание:

Пилюгина Е. И., Иванова М. Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 619-623. — URL https://moluch.ru/archive/149/42233/ (дата обращения: 15.12.2018).



Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся, образовательное учреждение

В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда. Возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.

На современном этапе развития общества одна из важнейших задач — подготовка специалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики.

Профориентационной работе в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания, отсутствуют в штате специалисты, которые отвечали бы за этот фронт социально-педагогической работы. Сегодня назрела необходимость поставить остро вопрос о внедрении таких специалистов в образовательные учреждения.

Осуществлять профориентационную работу с подрастающим поколением необходимо начинать с раннего детства. Люди, правильно сделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в той или ионной сфере экономики, показывающие высокую производительность труда — важный стратегический ресурс для государства и общества, гарантирующий стабильность и рост.

Подготовка таких специалистов — одна из главных задач всей образовательной системы государства. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований говорят о том, что только комплексный подход к решению трудового самоопределения молодежи будет способствовать успеху профориентационной деятельности.

Профессиональная ориентация в современном обществе это не только совокупность мероприятий, которые позволяют человеку выбирать профессию с учетом его запросов и возможностей. Профессиональная ориентация — это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема [1, с. 85]. Профориентация должна содействовать рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства страны в кадрах определенных профессий.

К тому же, современный мир, с его интенсивным ритмом развития, отдает предпочтение тем работникам, которые владеют не одной, а несколькими специальностями. Карьерный рост у таких людей развивается более быстро, а заработок приносит удовлетворение.

Сложившаяся на сегодняшний день экономическая и политическая обстановка предъявляет все возрастающие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения в корне изменили характер и цели труда: возрастает его интенсивность, растет напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы на всех ступенях образования, начиная с дошкольного образования и заканчивая выпускниками школ. Но, конечно, особенно интенсивно профориентационная работа должна проводится в школах. Выбор профессии для школьников — это очень важное жизненное решение.

В старших и выпускных классах выбор профессии для школьников встает особо остро. И в этот момент система профориентационной работы должна работать с высокой интенсивностью, объединяя и родителей, и профессиональные учебные заведения, и медицинских работников, и психологов, и специалистов предприятий и учреждений.

Как показывают социологические исследования, существует целый ряд проблем, которые препятствуют полноценной профориентационной работе:

  1. Неопределенность целей профессионального самоопределения.
  2. Отсутствие общепринятых в обществе образов жизненного и профессионального успеха.
  3. Слабое взаимодействие профориентационной науки со смежными науками и сферами познания.
  4. Отсутствие специалистов и недостаточное время, отведенное в образовательных учреждениях для профориентационной работы.
  5. Недостаточная работа с родителями обучающихся.
  6. Слабое внимание к профориентации различных социальных институтов.

Профориентацию в школах необходимо проводить с учетом кадровых потребностей общества.

С помощью профориентации социальный педагог должен научить обучающихся сопоставлять собственные возможности с профессиональными требованиями, а также помочь осуществить выбор с учетом индивидуальных особенностей. Именно специалисты социально-психологической службы образовательного учреждения (психолог и социальный педагог), совместно с классными руководителями, активизируют у старшеклассников процессы профессионального самоопределения, развивают способности профессиональной адаптации.

Основная особенность профориентационной работы заключается в оказании помощи старшеклассникам осознанно выбрать будущую профессию, сформировать у них собственный взгляд на трудовую деятельность, научить оценивать свои возможности.

Социальный педагог может осуществлять профориентационную работу со старшеклассниками в следующих формах (рис. 1).

Рис. 1. Основные формы профориентационной работы

Целью профессионального просвещения является ознакомление обучающихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека. Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Может осуществляться в виде бесед о профессии в школе.

Целью профессиональной информации является ознакомление старшеклассников с основными профессиями и их специализациями.

Учащемуся предлагаются сведения об условиях труда, формах оплаты, режиме труда и отдыха, возможностях карьерного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки.

Профессиональная пропаганда ставит своей целью формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению современных востребованных профессий [3, с. 52].

В практике работы учебных заведений широкое распространение получили выступления специалистов, целевые экскурсии на предприятия города, района, края, оформление стендов, выставок, витрин, обучение в учебно-производственных комбинатах. Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации.

Для повышения эффективности профессионального просвещения социальному педагогу требуется соблюдать следующие принципы описания той или иной профессии:

‒ Точная характеристика положительных и отрицательных сторон профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки выбора профессионального учебного заведения.

‒ Общественная значимость профессии с точки зрения истории, экономики, общественных отношений.

‒ Показ возможностей, что в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки.

‒ Раскрытие психологических и физиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам личности.

‒ Системность и последовательность раскрытия способностей профессиональной деятельности. Рассказ о профессии должен строится по определенному плану с учетом различных сторон и особенностей данной профессии.

Немаловажное место в профориентационной работе занимает профессиональная консультация. Ее целью является сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения особенностей личности, склонностей, способностей, темперамента и т. д. Профессиональный подбор и профессиональный отбор имеют своей целью дать рекомендации школьнику в отношении конкретной профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями к деятельности — с другой стороны.

Профориентационная работа также должна быть нацелена на организацию связей между школой и профессиональными учебными заведениями и семьями обучающихся.

Во многих ВУЗах работают специальные профориентационные отделы. Их представители проводят лекции, беседы, дают индивидуальные и групповые консультации, осуществляют профессиональную диагностику, социально-психологические тренинги. Работники вузов и ссузов выезжают на профориентационные мероприятия в школы, информируют о факультетах и специальностях, знакомят старшеклассников с многоуровневой системой образования.

Но не стоит забывать, что в выборе будущей профессии ребенка оказывают большое влияние и родители. Для профессионального самоопределения очень важно семейное воспитание. Родители оказывают большое влияние на профессиональный выбор подростков. Но это влияние не всегда имеет положительный характер. Родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях, а не навязывать сугубо субъективное собственное мнение. Для достижения максимально положительного эффекта, с родителями также нужно проводить профориентационную работу, в ходе которой они будут повышать свой уровень знаний по психолого-педагогическим вопросам профессионального самоопределения молодежи, и учиться видеть наклонности и способности своих детей [1, с. 187].

К сожалению, довольно часто родительский авторитет стоит не на первом месте, а со стороны социального педагога, в виду загруженности, отсутствует плодотворная работа с отдельными обучающимися в вопросе выбора профессии.

Как показывает психолого-педагогическая практика, не столь важно заложить в ребенке любовь к той или иной профессии, сколь необходимо развивать в нем выявленные, присущие именно ему, способности, задатки и таланты. Необходимо сориентировать выпускника школы на завтрашний день, научить его трудиться и получать удовлетворение от своей трудовой деятельность. Ведь всем известно, что человек, выбравший подходящую профессию, никогда не будет «просто работать», он будет жить полноценной жизнью, наполненной радостью и удовлетворением от выбранной профессии.

Итак, подводя итоги вышесказанного, мы видим, что выбор профессии — вещь исключительно важная и назрела необходимость в каждой школе утвердить социального педагога по профориентационной работе, который будет работать в этом направлении и в начальной, и в средней, и в старшей школе. А если в школе к профориентационной работе будет подключен весь коллектив, то это обязательно принесет свои положительные результаты.

Профессиональная ориентация — это сложная система, которая включает в себя несколько аспектов: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический (табл. 1).

Таблица 1

Аспекты современной профориентационной работы

Аспект

Содержание

Социальный

Формирование ценностных ориентиров подрастающего поколения в профессиональном самоопределении; изучение требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический

Подготовка молодежи к выбору профессии в соответствии с потребностями общества и возможностями личности; изучение рынка труда.

Психологический

Изучение особенностей личности, формирование профессиональной направленности, т. е. способности к осознанному выбору.

Педагогический

Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический

Разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-физиологических и производственно-технических мер по оказанию подросткам помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Литература:

  1. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. — М.: Просвещение, 2008. — 272 с.
  2. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. — СПб.: Питер, 2010. — 269 с.
  3. Фадеева, Е. И. Выбирая профессию, выбираем образ жизни / Е. И. Фадеева, М. В. Ясюкевич. — М.: ЦГЛ, 2004. — 145 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профориентационная работа, выбор профессии, социальный педагог, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональная ориентация, требование, образовательное учреждение, карьерный рост.


Похожие статьи

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа, профессиональное самоопределение обучающихся, осуществление деятельности...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Система профессиональной ориентации молодежи на...

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

Для обучающихся с ОВЗ профессиональное самоопределение длительный процесс развития отношений к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности.

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

выбор профессии, учебное заведение, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, профессия, общее число, Уренгой, родитель, учащийся, респондент.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Организация профессиональной ориентации учащихся...

профориентационная работа, учащийся, сельская школа, школа, выбор профессии, профессиональная ориентация, городская школа, профессиональное самоопределение, класс, профессия.

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками...

Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями

В нее входят мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение учащихся.

Устраиваются конкурсы лучшего по профессии, выставки работ учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа, профессиональное самоопределение обучающихся, осуществление деятельности...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Система профессиональной ориентации молодежи на...

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

Для обучающихся с ОВЗ профессиональное самоопределение длительный процесс развития отношений к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности.

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

выбор профессии, учебное заведение, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, профессия, общее число, Уренгой, родитель, учащийся, респондент.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Организация профессиональной ориентации учащихся...

профориентационная работа, учащийся, сельская школа, школа, выбор профессии, профессиональная ориентация, городская школа, профессиональное самоопределение, класс, профессия.

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками...

Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями

В нее входят мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение учащихся.

Устраиваются конкурсы лучшего по профессии, выставки работ учащихся.

Задать вопрос