Автор: Земскова Юлия Алексеевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 30.05.2017

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Земскова Ю. А. Система работы в ДОУ по трудовому воспитанию [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12505/ (дата обращения: 13.12.2017).



Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей — не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления — обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребёнка и помочь в его успешном всестороннем развитии. По ФГОС ДО ребёнок на этапе завершении дошкольного образования должен обладать установкой положительного отношения к миру, к различным видам труда.

Основная задача, стоящая перед педагогами, — воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения участвовать в целесообразном преобразовании мира, понимать его; создание необходимых условий для развития индивидуальности. Обеспечение психологического комфорта каждого ребёнка. Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Это 2 важных направления в работе с дошкольниками по трудовому воспитанию.

Трудовое и нравственное воспитание очень взаимосвязаны, поэтому мы не стали отделять их и поставили для решения в учебном году задачу: систематизировать воспитательно-образовательную работу в ДОУ по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников.

Вся работа строится по 3 направлениям: с детьми, коллективом и родителями. Цель трудового воспитания дошкольников — формирование положительного отношения ребенка к труду. Эта цель реализуется через решение следующих задач:

– обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование;

– воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности;

– ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь;

– формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива).

Считаю, что эстетически организованная среда — важное условие осуществления трудового воспитания детей, поэтому большое внимание следует уделять подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы (при этом учитывается его соответствие размеру, лёгкость, удобство в использовании, безопасность, эстетичность оформления).

В течение года проводила оперативный контроль. В анализе учитывала следующие критерии:

– создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;

– подбор оборудования для труда;

– создание мотивации трудовой деятельности;

– систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;

– создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам;

– учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;

– поощрения в процессе и по результатам труда;

– демонстрация заинтересованности педагога.

Плодотворно прошла работа педагогов на семинаре — практикуме по теме: «Содержание труда детей дошкольного возраста». В полном объёме были освещены четыре вида труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Самообслуживание — это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).

Хозяйственно-бытовой труд — это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются:

– труд по уборке помещения;

– мытье посуды, стирка и др.

Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Ручной и художественный труд — по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей.

В заключении педагоги составили перспективное планирование видов труда на месяц по возрастным группам.

Консультация «Формы организации труда» привела в систему знания педагогов о поручении, дежурстве, общем, совместном и коллективном труде. Консультация «Средства, методы и приемы трудовой деятельности» освежила методику и организацию трудовой деятельности в ДОУ.

В начале учебного года в ДОУ провели смотр-конкурс по теме: «Трудовое воспитание». Очень сложно было определить победителей в смотре-конкурсе на Лучший уголок дежурств, в котором приняли участие средняя, старшая и подготовительная группы. Уголки были содержательны, оформлены эстетично, оригинально, отвечали возрастным требованиям детей данной группы. В изготовлении уголков приняли участие родители. Младшие группы тоже не остались в стороне: приняли участие в Фестивале педагогических проектов: «Огород на окошке» и «О тех, кто трудится в детском саду»

В течение года для педагогов были проведены консультации на темы: «Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста», «Нравственно-трудовое воспитание дошкольников», «Значение трудового воспитания в развитии личности», «Ознакомление с трудом взрослых».

Открытые просмотры прошли очень интересно. Педагоги показали высокий уровень организации труда. Воспитатель высшей категории подготовила и провела мастер-класс на тему «Развитие творческого потенциала в процессе овладения приемами техники «квиллинг». Педагоги первой категории в помощь воспитателям разработали технологические карты на все возрастные группы, где можно наглядно увидеть задачи, виды труда и формы организации деятельности детей по каждой группе отдельно.

Результаты тематического контроля в группах ДОУ в конце учебного года показали, что вопросу трудового воспитания педагогами ДОУ уделяется достаточное внимание. Регулярно и в разные режимные отрезки планируются: работа в книжном уголке, работа по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр, дидактические игры по ознакомлению с профессиями взрослых. Педагоги используют различные формы работы. Привлекают родителей к изготовлению совместно с детьми поделок из природного и бросового материала, изготовлению кормушек, используют индивидуальные беседы, консультации, наглядную педагогическую пропаганду. Дети всех групп имеют представления о труде взрослых в рамках возрастных программных требований, что ярко отражено в игровой деятельности. Все педагоги владеют достаточным теоретическим багажом знаний о развитии ребенка в трудовой деятельности.

В помощь воспитателям мною разработаны алгоритмы выполнения трудовых действий по каждому виду труда по всем возрастным группам.

Семейное воспитание помогает создать единую систему трудового воспитания. Считаю, что трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся и как они решаются в детском саду. В работе с родителями используем разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, мастер-классы, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки, экологические акции, субботники и др.

Я считаю, что, систематически работая в данном направлении, нам удаётся решить основные задачи трудового воспитания: у детей развивается интерес и уважительное отношение к труду взрослых, они стали бережно относиться к продуктам труда; появилось стремление трудиться и осознание полезности своего труда ну и, конечно же, у детей формируются нравственные чувства и качества (чувство коллективизма, целеустремлённость, ответственность и т.д.).

Основные термины (генерируются автоматически): трудового воспитания, задачи трудового воспитания, положительного отношения, воспитание детей, хозяйственно-бытовой труд, художественный труд, вид труда, вида труда, трудовой деятельности, детей дошкольного возраста», трудовое воспитание, труда детей дошкольного, трудовому воспитанию, трудового воспитания детей, трудовое воспитание детей, воспитания педагогами ДОУ, трудового воспитания дошкольников, трудом взрослых, различным видам труда, особый вид труда.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос