Проблема противодействия коррупции в органах местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №30 (477) июль 2023 г.

Дата публикации: 28.07.2023

Статья просмотрена: 493 раза

Библиографическое описание:

Депре, В. А. Проблема противодействия коррупции в органах местного самоуправления / В. А. Депре. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 30 (477). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/archive/477/105118/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автор исследует проблемы противодействия коррупции в органах местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная служба, орган, сфера противодействия коррупции.

Проблемой коррупции в органах местного самоуправления стоит признавать недостаточное правовое регулирование. «Недостаточное» подразумевает не количественное соотношение различных правовых актов, а детализацию уже существующих правовых норм.

На сегодняшний день большая часть правовых актов носит отсылочный характер. Положения федерального законодательства отсылают к различным подзаконным актам, что не позволяет в полной мере достаточно эффективно регулировать данный процесс [1]. Кроме того, ряд законодательных актов порождают в правоприменительной практике проблемы, которые нуждаются в решении. Так, антикоррупционное законодательство устанавливает необходимость проведения антикоррупционной экспертизы применяемых правовых актов. По результатам такой экспертизы могут быть выявлены отдельные недочеты, которые подлежат устранению.

Полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления в сфере противодействия коррупции четко не определены. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] в п. 38 ч. 1 ст. 14, п. 33 ч. 1 ст. 15, п. 42 ч. 1 ст. 16) закрепляет в качестве вопроса местного значения осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального образования.

В соответствии с п.1 ст. 7 указанного закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Однако какие именно общественные отношения в сфере противодействия коррупции могут быть урегулированы на уровне местного самоуправления не совсем понятно.

Еще одной проблемой в сфере правового регулирования противодействия коррупции в органах местного самоуправления является «коллизия законов» [3] Учитывая, что предмет правового регулирования базовых законов в сфере противодействия коррупции и муниципальной службы отчасти совпадает, возникает коллизия правового регулирования, и в такой ситуации отдать приоритет в регулировании одному из законов сложно, поскольку и тот, и другой являются специальными в своей сфере.

Так, например, правовое регулирование института конфликта интересов на муниципальной службе осуществляется ст. 10 и 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» [4] и ст.14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» [5]. При этом Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» содержит отсылочные норм к Федеральному закону «О противодействии коррупции». На практике возникает вопрос, нормами какого именно Федерального закона следует руководствоваться при урегулировании конфликта интересов на муниципальной службе, учитывая, что у них равная юридическая сила. Ответ на данный вопрос в законодательстве отсутствует.

Необходимым условием в органах местного самоуправления, касающихся реализации антикоррупционной политики государства, является участие граждан, общественных объединений, а также иных институтов гражданского общества в различных мероприятиях по противодействию коррупции [6].

Реакция общества, ее нетерпимость, желание избавиться от такого негативного явления, как коррупция, способна минимизировать потери от коррупционных проявлений среди муниципальных служащих, а для этого, на наш взгляд, необходимо: — создать специальную базу данных, в которую будут помещены все обнаруженные факторы, связанные с коррупцией на муниципальной службе, которая будет находиться в открытом доступе для граждан; — проводить исследования в различных областях муниципальной службы, которые касались бы эффективности работы лиц, занимающих ту или иную должность в органах местного самоуправления; — проводить открытые, гуманные, не латентные выборы на руководящие должности в органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, как и многие государственные органы принимают различные нормативно-правовые акты, но при этом на законодательном уровне не предусмотрена ответственность должностных лиц, которые приняли такие нормативные акты, но в процессе проведения антикоррупционной экспертизы были выявлены нарушения и на момент принятия, которые не были устранены.

Реализация назначенного наказания должностным лицам органов местного самоуправления сталкивается с отдельными недоработками и проблемами. Так, статистические данные свидетельствуют о действительно высоком уровне коррупционной преступности в отдельных регионах, в том числе, и на местном уровне.

Количество наказаний за совершаемые коррупционные преступления высоко, а реальное исполнение находится на низком уровне. Это касается, прежде всего, взыскания штрафных санкций за совершаемые коррупционные преступления. Ввиду того, что на практике наказания реализуются недостаточным образом, многие должностные лица просто не бояться нарушать действующее законодательство, совершая коррупционные преступления.

Еще одним проблемным моментом, который негативным образом сказывается на эффективности противодействия коррупции в органах местного самоуправления — это низкий уровень правовой грамотности населения и их правовой культуры. Существует острая необходимость повышения уровня правовой культуры как отдельной личности, так и общества в целом.

Кроме того, для деятельности органов местного самоуправления характерен низкий уровень социального и материального обеспечения, что фактически становится предпосылкой для совершения коррупционных преступлений.

Уровень заработных плат работников органов местного самоуправления на сегодняшний день также остается крайне низким. Поэтому повышение уровня доходов сотрудников органов местного самоуправления будет способствовать снижению уровня коррупции, так как у последних не будет возникать желание для совершения таких преступлений с использованием своего должностного положения.

В целом, если подвести итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что претворение в жизнь принципов, касающихся борьбы с коррупцией, закреплённых в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, действующих в органах местного самоуправления, в первую очередь, будут зависеть от того, какие меры будут предприняты для их реализации.

Назрела объективная необходимость по совершенствованию мер противодействия коррупции в органах местного самоуправления, что возможно лишь после исключения всех проблемных моментов в данной сфере.

Литература:

  1. Расторгуева, К. С. Проблемы противодействия коррупции в органах местного самоуправления / К. С. Расторгуева // Юридическая наука: история и современность. — 2021. — № 1. — С. 79–83.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// «Парламентская газета», N 186, 08.10.2003
  3. Казанцева, О. Л. О проблемах правового регулирования противодействия коррупции в органах местного самоуправления / О. Л. Казанцева // Формирование современной модели государственного управления: перспективы и вызовы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с иностранным участием, Тюмень, 18–19 октября 2019 года / Ответственный редактор Н. П. Носова, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Институт государства и права, BRICS LAW JOURNAL. — Тюмень: Тюменский государственный университет, 2019. — С. 174–177.
  4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии коррупции» // «Российская газета», N 266, 30.12.2008
  5. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // «Парламентская газета», N 34, 07.03.2007
  6. Асриев, С. А. Теоретические и методологические основы противодействия коррупции в органах местного самоуправления в Российской Федерации / С. А. Асриев // Актуальные проблемы науки (ко Дню российской науки): сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 08 февраля 2023 года. — Саратов: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2023. — С. 10–19.
  7. Казанцева, О. Л. О проблемах правового регулирования противодействия коррупции в органах местного самоуправления / О. Л. Казанцева. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?ysclid=lkl2pqokrx9996448&id=42384277 (дата обращения: 27.07.2023).
  8. Асриев, С. А. Теоретические и методологические основы противодействия коррупции в органах местного самоуправления в Российской Федерации / С. А. Асриев. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=unauhf&ysclid=lkl2q2je3j818260345 (дата обращения: 27.07.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, муниципальная служба, орган, сфера противодействия коррупции, акт, Российская Федерация, местное значение, правовая культура, правовое регулирование, противодействие коррупции.


Ключевые слова

местное самоуправление, муниципальная служба, орган, сфера противодействия коррупции

Похожие статьи

Правовое регулирование противодействия коррупции в сфере...

Закон № 94-ФЗ являлся основополагающим нормативным правовым актом, регламентирующим гражданско-правовые, процедурные вопросы закупок, систематизировал законодательство Российской Федерации о государственных закупках.

Правовые основы антикоррупционной политики России

 В настоящее время проблема противодействия коррупции в России приобрела глобальный и системный характер. Любые формы организованной коррупции позволяют рассматривать это явление как институциональное, а не личностное.

Нормативная правовая система предупреждения коррупции...

В статье проводится анализ нормативной правовой базы предупреждения коррупции в России в сфере государственной службы. Дается краткое значение нормативных правовых актов в системе предупреждения коррупции.

Борьба с коррупцией в органах государственной...

− проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции на всех уровнях власти, что подразумевает применение и использование одинаковых инструментов, методов и подходов в борьбе с коррупцией, как на федеральном уровне, так и на местном

Административно-правовые механизмы противодействия...

Библиографическое описание: Корниленко, Ю. А. Административно-правовые механизмы противодействия коррупции в системе публичной службы (государственной и муниципальной) в Российской Федерации / Ю. А. Корниленко.

Современное состояние законодательства Российской...

В статье представлен краткий обзор основ антикоррупционного законодательства Российской Федерации. Рассматриваются правовые основы деятельности независимой антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации с учетом последних внесенных изменений.

Противодействие коррупции в государственных...

 Работа посвящена изучению противодействия коррупции в Российской федерации на государственном и муниципальном уровнях. Ключевые слова: государственная служба, муниципальная служба, антикоррупционное законодательство, борьба с коррупцией.

Особенности антикоррупционного правового регулирования...

Таким образом, сфера правового регулирования муниципальной службы охватывает не только муниципально-правовые, но и как минимум административно-правовые и трудоправовые нормы.

Отдельные административно-правовые средства...

Данная статья посвящена анализу законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, на примере установление запрета на совместную работу родственников и свойственников на государственной гражданской службе, и получение...

Организационные основы противодействия коррупции

Свои обязанности по противодействию коррупции выполняет и Федеральное Собрание РФ, в котором обеим палатам (Совета Федерации и Государственная Дума) отведены особые функции в противодействии коррупции.

Похожие статьи

Правовое регулирование противодействия коррупции в сфере...

Закон № 94-ФЗ являлся основополагающим нормативным правовым актом, регламентирующим гражданско-правовые, процедурные вопросы закупок, систематизировал законодательство Российской Федерации о государственных закупках.

Правовые основы антикоррупционной политики России

 В настоящее время проблема противодействия коррупции в России приобрела глобальный и системный характер. Любые формы организованной коррупции позволяют рассматривать это явление как институциональное, а не личностное.

Нормативная правовая система предупреждения коррупции...

В статье проводится анализ нормативной правовой базы предупреждения коррупции в России в сфере государственной службы. Дается краткое значение нормативных правовых актов в системе предупреждения коррупции.

Борьба с коррупцией в органах государственной...

− проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции на всех уровнях власти, что подразумевает применение и использование одинаковых инструментов, методов и подходов в борьбе с коррупцией, как на федеральном уровне, так и на местном

Административно-правовые механизмы противодействия...

Библиографическое описание: Корниленко, Ю. А. Административно-правовые механизмы противодействия коррупции в системе публичной службы (государственной и муниципальной) в Российской Федерации / Ю. А. Корниленко.

Современное состояние законодательства Российской...

В статье представлен краткий обзор основ антикоррупционного законодательства Российской Федерации. Рассматриваются правовые основы деятельности независимой антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации с учетом последних внесенных изменений.

Противодействие коррупции в государственных...

 Работа посвящена изучению противодействия коррупции в Российской федерации на государственном и муниципальном уровнях. Ключевые слова: государственная служба, муниципальная служба, антикоррупционное законодательство, борьба с коррупцией.

Особенности антикоррупционного правового регулирования...

Таким образом, сфера правового регулирования муниципальной службы охватывает не только муниципально-правовые, но и как минимум административно-правовые и трудоправовые нормы.

Отдельные административно-правовые средства...

Данная статья посвящена анализу законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, на примере установление запрета на совместную работу родственников и свойственников на государственной гражданской службе, и получение...

Организационные основы противодействия коррупции

Свои обязанности по противодействию коррупции выполняет и Федеральное Собрание РФ, в котором обеим палатам (Совета Федерации и Государственная Дума) отведены особые функции в противодействии коррупции.

Задать вопрос