Современное состояние законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 12.04.2019

Статья просмотрена: 4708 раз

Библиографическое описание:

Мылтыкбаев, М. Ж. Современное состояние законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции / М. Ж. Мылтыкбаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58015/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье представлен краткий обзор основ антикоррупционного законодательства Российской Федерации. Рассматриваются правовые основы деятельности независимой антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации с учетом последних внесенных изменений.

Ключевые слова: национальный план противодействия коррупции, основы противодействия коррупции, независимая антикоррупционная экспертиза.

The article provides a brief overview of the basic principles underlying the anti-corruption legislation of the Russian Federation. The legal basis of the independent anti-corruption expertise in the Russian Federation is considered herein taking into account the latest amendments.

Keywords: National anti-corruption plan, anti-corruption fundamentals, independent anti-corruption expertise.

Российская Федерация является участницей трех основополагающих международных конвенций, направленных на борьбу с коррупцией: Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. [1], Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. [2] и Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г. [3].

При этом в мае 2009 года Россия подписала Дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию [4].

Российская Федерация участвует в деятельности Группы государств против коррупции (ГРЕКО), а также осуществляет поступательный процесс выполнения решений и рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития в рамках Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.

В Российской Федерации сформированы общие подходы к противодействию коррупции, а также нормативная правовая база в области противодействия коррупции, принят целый ряд антикоррупционных законов, существенно повысивших антикоррупционный потенциал институтов российской власти и общества.

Антикоррупционное законодательство Российской Федерации содержит достаточный правовой инструментарий для проведения эффективной борьбы с коррупцией, который создает необходимые предпосылки для организации целостной системы мер по противодействию коррупции.

Федеральными законами от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [5] (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [6] (далее — Федеральный закон № 172-ФЗ), а также иными федеральными законами закреплены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, способы минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В целях реализации Федерального закона № 273-ФЗ, являющегося ключевым актом антикоррупционного законодательства, принят ряд указов Президента Российской Федерации, в том числе стратегического характера:

Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 [7];

Национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 [8];

Национальный план противодействия коррупции на 2014–2015 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226 [9];

Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 147 [10].

В настоящее время действует Национальный план противодействия коррупции на 2018–2020 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 29июня 2018 г. № 378 [11].

Основной целью данных документов является создание условий, способствующих предупреждению коррупционных проявлений, которое должно осуществляться, в том числе, и по таким направлениям, как законодательное обеспечение противодействия коррупции, совершенствование государственного управления в целях предупреждения коррупции, повышение правовой культуры и профессионального уровня кадров.

Важной составляющей антикоррупционной политики государства является институт антикоррупционной экспертизы.

«Антикоррупционная экспертиза — это инструмент повышения качества законодательства, ее цель состоит в изучении, анализе и оценке возможных криминальных последствий нормативно оформленных решений государственных органов в различных областях общественной жизни» [12].

В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим проведение антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации, является Федеральный закон № 172-ФЗ.

В соответствии с ним антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, органами, организациями, их должностными лицами, а также в рамках независимой антикоррупционной экспертизы — институтами гражданского общества и гражданами.

Независимая антикоррупционная экспертиза является важной формой участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции. Она позволяет оказывать влияние на нормотворческую практику государства, на ранней стадии выявлять имеющиеся в проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы.

Согласно статье 5 Федерального закона № 172-ФЗ институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Кроме того, граждане и юридические лица имеют возможность получить аккредитацию в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В соответствии с пунктом 2 Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее — аккредитация), утвержденного приказом Минюста России от 27.07.2012 № 146 [13] (далее — Административный регламент), заявителями могут быть: граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, и юридические лица, имеющие в своем штате не менее 3 работников с высшим профессиональным образованием и стажем работы по специальности не менее 5 лет.

Физические и юридические лица для получения данной государственной услуги могут представить документы, перечень которых предусмотрен в пунктах 18 и 19 Административного регламента, по почте, опустить в ящик для корреспонденции Минюста России либо направить через Единый портал или официальный сайт Минюста России в сети «Интернет».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» [14] Минюст России осуществляет аккредитацию.

На официальном сайте Минюста России в сети Интернет создан специальный раздел, посвященный независимой антикоррупционной экспертизе.

В настоящее время Минюстом России аккредитовано и включено в Государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее — Государственный реестр), 2 928 независимых экспертов, из них 2 517 физических [15] и 411 юридических лиц [16].

В целях установления дополнительных требований к физическим и юридическим лицам, претендующим на получение аккредитации в качестве независимых экспертов, Минюстом России инициативно разработан Федеральный закон от 11 октября 2018 г. № 362-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [17] (далее — Федеральный закон № 362-ФЗ). Федеральный закон № 362-ФЗ ограничивает в получении официального статуса независимого эксперта: граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость; включенных в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия; осуществляющих деятельность в органах и организациях, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; международные, иностранные организации и некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента.

Также Минюстом России был подготовлен Федеральный закон от 27декабря 2018 г. № 570-ФЗ «О внесении изменения в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [18] (далее — Федеральный закон № 570-ФЗ).

Федеральный закон № 570-ФЗ направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере противодействия совершению административных правонарушений коррупционной направленности. В частности расширяется диспозиция статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения возможности привлечения юридического лица к административной ответственности в случае, когда предусмотренные указанной статьей противоправные деяния совершаются не только от имени или в интересах данного юридического лица, но и в интересах юридических лиц, связанных с этим юридическим лицом, которыми могут являться аффилированные лица, дочерние общества и т. п. Также предусмотрено уточнение круга лиц, выступающих на стороне взяткополучателя, в целях гармонизации положений уголовного и административного законодательства.

Литература:

  1. Конвенция ООН «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции " от 31 октября 2003 г. принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Собрание законодательства Российской Федерации. 26 июня 2006 г. № 26. Ст. 2780;
  2. Конвенция Совета Европы «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 18 мая 2009 г. № 20. Ст. 2394;
  3. Конвенция ООН «Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» заключена в г. Стамбуле, 21 ноября 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 23 апреля 2012 г. № 17. Ст. 1899;
  4. Конвенция Совет Европы «Дополнительный протокол к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» от заключена в г. Страсбурге, 15 мая 2003 г. Собрание законодательства Российской Федерации. 23 марта 2009 г. № 12. Ст. 1419;
  5. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 29 декабря 2008 г. г. № 52 (ч. 1). Ст. 6228 с изм. и допол. в ред. от 30 октября 2018 г.;
  6. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 20 июля 2009 г. г. № 29. Ст. 3609 с изм. и допол. в ред. от 11 октября 2018 г.;
  7. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы» от 13 апреля 2010 г. № 460 // Собрание законодательства Российской Федерации. 19 апреля 2010 г. № 16. Ст. 1875 с изм. и допол. в ред. от 13 марта 2012 г.;
  8. Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012–2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» от 13 марта 2012 г. № 297 // Собрание законодательства Российской Федерации. 19 марта 2012 г. № 12. Ст. 1391 с изм. и допол. в ред. от 19 марта 2013 г.
  9. Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 годы» от 11 апреля 2014 г. № 226 // Собрание законодательства Российской Федерации. 14 апреля 2014 г. № 15. Ст. 1729 с изм. и допол. в ред. от 15 июля 2015 г.;
  10. Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы» от 1 апреля 2016 г. № 147 // Собрание законодательства Российской Федерации. 4 апреля 2016 г. № 14. Ст. 1985;
  11. Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» от 29 июня 2018 г. № 378 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2 июля 2018 г. № 27. Ст. 4038;
  12. Виктор Демидов: антикоррупционная экспертиза — эффективный инструмент, открытый для институтов гражданского общества // Вестник антикоррупционной экспертизы URL: http://expertiza.pw/1912151/ (дата обращения: 7 апреля 2019 г.).;
  13. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» от 27 июля 2012 г. № 146 // Российская газета. 29 августа 2012 г. № 197. с изм. и допол. в ред. от 29 сентября 2017 г.;
  14. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от 13 октября 2004 г. № 1313 // Российская газета. 19 октября 2004 г. № 230. с изм. и допол. в ред. от 24 октября 2018 г.;
  15. Физические лица, аккредитованные Минюстом России в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов // Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации URL: https://minjust.ru/ru/gosudarstvennyy-reestr-nezavisimyh-ekspertov-poluchivshih-akkreditaciyu-na-provedenie/fizicheskie (дата обращения: 7 апреля 2019 г.).;
  16. Юридические лица, аккредитованные Минюстом России в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов // Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации URL: https://minjust.ru/ru/gosudarstvennyy-reestr-nezavisimyh-ekspertov-poluchivshih-akkreditaciyu-na-provedenie/yuridicheskie (дата обращения: 7 апреля 2019 г.).;
  17. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 11 октября 2018 г. № 362-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. 11 октября 2018 г. № 0001201810110019.;
  18. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 27 декабря 2018 г. № 570-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. 28 декабря 2018 г. № 0001201812280033.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, антикоррупционная экспертиза, Россия, Национальный план противодействия коррупции, независимая антикоррупционная экспертиза, Указ Президента, акт, антикоррупционное законодательство, гражданское общество, юридическое лицо.


Похожие статьи

Мониторинг российского антикоррупционного законодательства

Мониторинг российского антикоррупционного законодательства. Авторы: Саморуков Анатолий Александрович, Декке Дмитрий Александрович.

Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах противодействия коррупции» 2008...

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, документ, деятельность органов, коррупционные факторы. Искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, заявлено Президентом Российской Федерации как основная цель...

Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных...

независимая антикоррупционная экспертиза, независимый эксперт, антикоррупционная экспертиза, акт, эксперт, орган власти, Российская Федерация, гражданское общество, муниципальная власть, Россия.

Правовые основы антикоррупционной политики России

антикоррупционная экспертиза, антикоррупционная политика, государственное управление, акт, гражданское общество, антикоррупционная правовая политика, Российская Федерация, государственная политика...

Проблемы реализации антикоррупционной программы...

Проблемы реализации антикоррупционной программы в Российской Федерации. Автор: Карпеня Кристина Сергеевна.

антикоррупционная экспертиза, антикоррупционная политика, государственное управление, акт, гражданское общество, антикоррупционная...

Противодействие коррупции в России | Статья в журнале...

Законодательство о противодействии коррупции в современной России формируется в основном за

Так, за достаточно короткий срок, был принят ряд указов, в частности Указы от 19.05.2008 N

коррупция, Россия, Российская Федерация, антикоррупционная политика...

Особенности применения антикоррупционной экспертизы

Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, противодействие коррупции, коррупциогенные факторы. Действующее российское законодательства предусматривает в качестве одного из направлений противодействия коррупции осуществление...

Антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов

Особенности применения антикоррупционной экспертизы. антикоррупционная экспертиза, акт, Российская Федерация, гражданское общество, орган, проект, местное самоуправление, орган прокуратуры, исполнительная власть, независимая антикоррупционная экспертиза.

Основные принципы проведения антикоррупционной...

Основные принципы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Создание в России независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов выводит борьбу с коррупцией на

Указ Президента РФ от...

Проблемы правового регулирования независимой...

Данная статья посвящена основным проблемам института независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации в сфере правового регулирования и правоприменительной практики...

Похожие статьи

Мониторинг российского антикоррупционного законодательства

Мониторинг российского антикоррупционного законодательства. Авторы: Саморуков Анатолий Александрович, Декке Дмитрий Александрович.

Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах противодействия коррупции» 2008...

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, документ, деятельность органов, коррупционные факторы. Искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, заявлено Президентом Российской Федерации как основная цель...

Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных...

независимая антикоррупционная экспертиза, независимый эксперт, антикоррупционная экспертиза, акт, эксперт, орган власти, Российская Федерация, гражданское общество, муниципальная власть, Россия.

Правовые основы антикоррупционной политики России

антикоррупционная экспертиза, антикоррупционная политика, государственное управление, акт, гражданское общество, антикоррупционная правовая политика, Российская Федерация, государственная политика...

Проблемы реализации антикоррупционной программы...

Проблемы реализации антикоррупционной программы в Российской Федерации. Автор: Карпеня Кристина Сергеевна.

антикоррупционная экспертиза, антикоррупционная политика, государственное управление, акт, гражданское общество, антикоррупционная...

Противодействие коррупции в России | Статья в журнале...

Законодательство о противодействии коррупции в современной России формируется в основном за

Так, за достаточно короткий срок, был принят ряд указов, в частности Указы от 19.05.2008 N

коррупция, Россия, Российская Федерация, антикоррупционная политика...

Особенности применения антикоррупционной экспертизы

Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, противодействие коррупции, коррупциогенные факторы. Действующее российское законодательства предусматривает в качестве одного из направлений противодействия коррупции осуществление...

Антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов

Особенности применения антикоррупционной экспертизы. антикоррупционная экспертиза, акт, Российская Федерация, гражданское общество, орган, проект, местное самоуправление, орган прокуратуры, исполнительная власть, независимая антикоррупционная экспертиза.

Основные принципы проведения антикоррупционной...

Основные принципы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Создание в России независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов выводит борьбу с коррупцией на

Указ Президента РФ от...

Проблемы правового регулирования независимой...

Данная статья посвящена основным проблемам института независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации в сфере правового регулирования и правоприменительной практики...

Задать вопрос