Особенности антикоррупционного правового регулирования муниципальной службы в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 23.06.2021

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Гарипова, В. Р. Особенности антикоррупционного правового регулирования муниципальной службы в РФ / В. Р. Гарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82781/ (дата обращения: 20.04.2024).



В настоящее время имеет большое значение антикоррупционное регулирование муниципальной службы. Соблюдение федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации антикоррупционных стандартов, то есть законодательно установленной системы запретов, ограничений и соответствующих требований, обеспечивающих профилактику коррупции и борьбу с коррупционными проявлениями, является актуальным вопросом в сфере противодействия коррупции.

Посредством административно-правовых ограничений антикоррупционные требования с различной степенью риторичности и определенности правовых последствий устанавливаются в отношении служащих различных видов государственной службы, предусмотренных Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации».

Развитие нормотворчества в указанной сфере условно можно разделить на несколько этапов. Первый этап (90-е годы XX века) характеризуется принятием ряда нормативных правовых актов, устанавливающих антикоррупционные ограничения в отношении государственных служащих [12].

Ко второму этапу нормотворчества следует отнести правовые акты, принятые в начале 2000-х годов, например, Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. В первом из названных законов был закреплен принцип, согласно которому правовое положение государственного служащего, в том числе ограничения, устанавливается соответствующим законом о виде государственной службы. Во втором — базовые антикоррупционные административно-правовые запреты и ограничения в их системной взаимосвязи.

Третий этап (с 2006 по 2018 год) характеризуется ратификацией международных правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией [8], принятием в 2008 году Федерального закона «О противодействии коррупции» [4] и последующей разработкой правовых актов в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции. Так, в 2008 году в целях обеспечения системного подхода к действию антикоррупционных стандартов ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством о государственной гражданской службе, были распространены на сотрудников органов прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, военнослужащих и иные категории федеральных государственных служащих. В 2017 году дополнительные антикоррупционные обязанности и требования распространены на военнослужащих [10], сотрудников правоохранительных органов и муниципальных служащих [2].

Переходя к рассмотрению антикоррупционных стандартов, сосредоточим вниманием на запретах как классических правоограничивающих средствах. С формально-юридической точки зрения запреты представляют нормы права, определяющие деяния, несовместимые с исполнением служебных обязанностей, нарушение которых влечет юридическую ответственность государственных служащих, в том числе является основанием для прекращения служебных отношений.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» запреты выделены в отдельную правовую категорию и перечислены в ст. 17. Данные запреты ограничивают отдельные общегражданские права, в том числе в экономической, информационной, политической и иных сферах. Нарушение служащими таких запретов, как занятие предпринимательской деятельностью, участие на платной основе в управлении коммерческими организациями, владение счетами или вкладами в расположенных за границей иностранных банках или пользование иностранными финансовыми инструментами влечет расторжение служебного контракта и увольнение гражданского служащего в связи с утратой доверия [5, ст. 59.2]. Кроме того, подпунктом 10 пункта 1 ст. 16 указанного Федерального закона, устанавливающим ограничения, связанные с гражданской службой, дополнительно закреплено, что гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к такому служащему.

По времени действия и субъектам распространения запреты следует классифицировать на действующие в отношении гражданских служащих и распространяющиеся на граждан, уволенных с гражданской службы, при этом в отношении второй категории можно выделить следующие запреты:

— распространяющиеся на всех уволенных с гражданской службы граждан, например запрет разглашать сведения конфиденциального характера или служебную информацию, а также использовать такие сведения в интересах организаций либо физических лиц;

— действующие в отношении отдельной категории уволенных со службы граждан, в частности, замещавших должности, на которых предусматривалось предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Таким гражданам запрещается без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих в течение двух лет с момента увольнения замещать на условиях трудового договора должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в служебные обязанности служащего.

Соблюдение вышеназванных запретов обеспечивается в том числе мерами административно-правовой ответственности. В частности, за разглашение информации с ограниченным доступом (при условии, что данное деяние не влечет уголовную ответственность) предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере до одной тысячи рублей, а на должностных лиц — до пяти тысяч рублей [6, ст. 13.14]. За незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего предусмотрен административный штраф, например для юридических лиц — до пятисот тысяч рублей [6, ст. 19.29].

В настоящее время дискуссионным остается вопрос: может ли уволенный с государственной службы в связи с утратой доверия за нарушение антикоррупционных запретов гражданин повторно поступить на государственную гражданскую службу или иной вид государственной (муниципальной) службы.

С одной стороны, с 1 января 2018 года сведения в отношении указанных граждан в обязательном порядке подлежат размещению[1] на срок до пяти лет в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, на интернет-сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы. Безусловно, наличие общедоступных сведений об уволенных по дискредитирующим основаниям гражданах позволяет кадровым подразделениям своевременно получать информацию при отборе кандидатов на замещение должностей государственной службы о соблюдении претендентами антикоррупционного законодательства. Логика подсказывает, что наличие указанных сведений должно быть основанием для отказа «новому кандидату из реестра» в заключении контракта.

Вместе с тем формально-юридический анализ норм действующего законодательства, регулирующих прохождение различных видов государственной службы и противодействие коррупции, свидетельствует, что ограничения на повторное поступление «кандидатов из реестра» на государственную службу не предусмотрены. В частности, в статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статье 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», устанавливающих основания, при которых гражданин не может быть принят на службу, а также в статье 15 Федерального закона «О противодействии коррупции», определившей обязанность ведения реестра, такое основание в приеме на службу, как нахождение в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, отсутствует. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает лишение права физических лиц замещать должности государственной службы в случае административного наказания в виде дисквалификации, которое назначается судьей на срок до трех лет (ст. 3.11).

С учетом изложенного и в целях устранения некоторой пробельности законодательства, по нашему мнению, представляется целесообразным:

дополнить ст. 15 Федерального закона «О противодействии коррупции» частью 5, установив, что гражданин, сведения о котором включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, не может быть принят на государственную и муниципальную службу;

имплементировать указанное требование в законодательство, регулирующее вопросы прохождения соответствующих видов государственной службы.

Завершая вопрос рассмотрения правового регулирования муниципальной службы, можно отметить следующее. В соответствии с определением, данным в ч. 1 ст. 2 Закона о муниципальной службе, муниципальная служба по общему правилу опосредуется заключением трудового договора. При этом исходя из ч. 2 ст. 3 того же Закона на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным данным Законом.

Таким образом, сфера правового регулирования муниципальной службы охватывает не только муниципально-правовые, но и как минимум административно-правовые и трудоправовые нормы. Соответственно, муниципальная служба должна рассматриваться не как институт исключительно муниципального права, но как межотраслевой институт.

Литература:

  1. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2007. — N 10. — Ст. 1152.
  2. Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» // СЗ РФ. — 2017. — N 15. — Ст. 2139.
  3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. — 2003. — N 40. — Ст. 3822.
  4. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 52. Ст. 6228.
  5. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 1.
  7. Закон Архангельской области от 21 июня 2006 г. N 194–11-ОЗ «О порядке голосования по отзыву депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Архангельской области» // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов четвертого созыва. — 2006. — N 11.
  8. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.) // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2394. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2780.
  9. Забелина Е. П. Муниципальный процесс: Монография / Е. П. Забелина. — М., 2019. — С. 6–20.
  10. Козлов В.В. Административно-правовое регулирование участия военнослужащих в деятельности общественных объединений и общественно-государственных организаций // Административное право и процесс. 2019. N 7. С. 71 - 74.
  11. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 3-е изд. М., 2010. С. 18.
  12. Пресняков М.В. Антикоррупционные стандарты на государственной службе: проблемы правовой определенности // Административное право и процесс. 2019. N 11. С. 6 - 12.

[1] За исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, муниципальная служба, Российская Федерация, государственная гражданская служба, утрата доверия, запрет, служащий, гражданин, гражданская служба, реестр лиц.


Похожие статьи

Правовое положение государственных гражданских служащих...

Граждан В. Д. Государственная гражданская служба. — 2-е изд.

О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №

Российская Федерация, государственная гражданская служба, государственная служба...

Правовой статус государственного гражданского...

Государственная служба — это подвид работы в государственном аппарате

Правовой статус государственного гражданского служащего, обладая общими с

3. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ.

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой

Ключевые слова: государственная гражданская служба, госслужащий, Российская Федерация, запреты на государственной гражданской службе, ограничения на государственной гражданской службе. Ограничения и запреты считаются элементами...

Правовой статус государственного гражданского служащего...

Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий, правовой статус, запреты, ограничения, утрата доверия

Говоря о государственном гражданском служащем Российской Федерации следует отметить, что Федеральный закон от 27 июля...

Равный доступ к государственной службе как механизм...

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и

Согласно ст.16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ...

Понятие и признаки государственной службы | Статья в журнале...

Государственная и муниципальная служба, следовательно, и правовой статус государственных и муниципальных служащих, базируются на общих принципах, отраженных в Федеральном Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации»...

Понятие, сущность и виды статуса государственных...

государственная служба, государственная гражданская служба, Российская Федерация, служащий, правовой статус, гражданская служба, государственный аппарат, профессиональная служебная деятельность...

Государственная гражданская служба направлена на...

Ключевые слова: государственная служба, противодействие коррупции, увольнение, утрата доверия, пресекательный срок.

После введения в законодательство о государственной гражданской службе норм, предусматривающих увольнение гражданского служащего в...

государственная служба, гражданское общество...

Государственная служба — это целый институт управления и делами государства, один из элементов системы государственного управления, таким образом, на нее возлагается функции, во-первых, это обеспечение деятельности всех ветвей власти и во-вторых, это текущее...

Похожие статьи

Правовое положение государственных гражданских служащих...

Граждан В. Д. Государственная гражданская служба. — 2-е изд.

О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №

Российская Федерация, государственная гражданская служба, государственная служба...

Правовой статус государственного гражданского...

Государственная служба — это подвид работы в государственном аппарате

Правовой статус государственного гражданского служащего, обладая общими с

3. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ.

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой

Ключевые слова: государственная гражданская служба, госслужащий, Российская Федерация, запреты на государственной гражданской службе, ограничения на государственной гражданской службе. Ограничения и запреты считаются элементами...

Правовой статус государственного гражданского служащего...

Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий, правовой статус, запреты, ограничения, утрата доверия

Говоря о государственном гражданском служащем Российской Федерации следует отметить, что Федеральный закон от 27 июля...

Равный доступ к государственной службе как механизм...

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и

Согласно ст.16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ...

Понятие и признаки государственной службы | Статья в журнале...

Государственная и муниципальная служба, следовательно, и правовой статус государственных и муниципальных служащих, базируются на общих принципах, отраженных в Федеральном Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации»...

Понятие, сущность и виды статуса государственных...

государственная служба, государственная гражданская служба, Российская Федерация, служащий, правовой статус, гражданская служба, государственный аппарат, профессиональная служебная деятельность...

Государственная гражданская служба направлена на...

Ключевые слова: государственная служба, противодействие коррупции, увольнение, утрата доверия, пресекательный срок.

После введения в законодательство о государственной гражданской службе норм, предусматривающих увольнение гражданского служащего в...

государственная служба, гражданское общество...

Государственная служба — это целый институт управления и делами государства, один из элементов системы государственного управления, таким образом, на нее возлагается функции, во-первых, это обеспечение деятельности всех ветвей власти и во-вторых, это текущее...

Задать вопрос