Автор: Корниленко Юлианна Александровна

Рубрика: 5. Административное право

Опубликовано в

V международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 23.06.2017

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Корниленко Ю. А. Административно-правовые механизмы противодействия коррупции в системе публичной службы (государственной и муниципальной) в Российской Федерации [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 10-12.



Коррупция, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», является «злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческим подкупом либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконным предоставлением такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица». [1, ст.1]

Однако, из данного определения можно сделать вывод, что законодатель в данной норме-дефиниции свел понятие «коррупции» к простому перечислению посягательств, составляющих суть должностных преступлений, подменяющих понятие коррупции. А также следует отметить, что среди коррупционных преступлений отсутствуют такие составы преступлений, как нецелевое расходование бюджетных средств и превышение должностных полномочий. Такая «избирательность» законодателя наводит на мысль об отсутствии четкого представления о возможных формах проявления и разновидностях коррупционных преступлений, а также об отсутствии достаточного механизма и средств для противодействия коррупции.

По нашему мнению, коррупционная деятельность способствует необоснованному увеличению объема прав и свобод одних лиц перед другими. В результате данной деятельности происходит несправедливое распределение материальных и иных ценностей, которые сосредотачиваются в руках небольшой группы людей, провоцируя остальные слои населения на социальные возмущения. Таким образом, грубо нарушается принцип равенства всех перед законом, гарантируемый Конституцией РФ, и образуется «дискриминация», которая способствует недоверию граждан, как к самому государству, так и к государственным и муниципальным служащим.

Согласно Федеральному Закону N 58 «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ, федеральных государственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности РФ, а также государственные должности субъектов РФ. [2, ст. 1]

Муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). [3, ст.2]

Государственная и муниципальная службы представляют собой весьма сложные комплексные организационно-правовые и социально-политические институты, характеризующиеся многообразием элементов, связей и закономерностей, без которых невозможно нормальное функционирование и существование правового государства, поэтому в данном контексте следует говорить о наличии так называемых «коррупционных рисков».

По нашему мнению, коррупционные риски — это совокупность правовых, организационных и других факторов и причин, порождающих, поощряющих (стимулирующих) лиц к совершению коррупционных правонарушений при выполнении ими функций государства или местного самоуправления.

Что касается наличия коррупционных рисков в системе публичной службы, то, прежде всего, необходимо отметить, что государственная и муниципальная службы сами по себе уже являются особыми властными институтами, осуществляющими функции государственного управления по подготовке, принятию и выполнению управленческих решений, с помощью которых происходит реализация политики государства. Специфика государственной службы создает возможности для возникновения конфликта интересов — ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и которое иногда приводит к совершению коррупционных правонарушений. [1, ст.10]

На практике принято считать, что столкновение таких интересов, а следовательно, и наличие коррупционных рисков чаще всего встречается в таких сферах государственного управления, как предоставление административных услуг и осуществление контрольно-надзорной функции государства.

Для устранения данных рисков нужен точный и законодательно закрепленный механизм противодействия коррупции, который представляет собой совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на отношения управления, организуют их в соответствии с законодательством РФ о коррупции. Нельзя сказать, что они совершенно отсутствуют, но по нашему мнению, их недостаточно.

Так, в соответствии с Федеральным законом N 230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) государственную должность, а также за расходами его близких родственников является совершение сделок по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года. [4, ст. 4]

Также, Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 2001 года закрепляет такую меру противодействия коррупционной деятельности, как предоставление уполномоченным органом информации в целях противодействия коррупции руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, высшим должностным лицам субъектов РФ (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) и Председателю Банка России по их запросам, имеющуюся у него информацию. [5, ст. 8.1]

В соответствии с Федеральным законом N 273 «О противодействии коррупции», профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. [1, ст.6]

Указанные меры сформулированы в качестве основных направлений деятельности и напрямую применяться не могут. Соответственно для их реализации необходимо принятие ряда законодательных и подзаконных актов, а также внесение изменений в существующие акты.

Коррупция в большей мере проявляет себя на стадии правоприменения (на стадии применения нормы права к конкретному обстоятельству посредством принятия акта императивного характера), в меньшей степени коррупция имеет место на уровне нормотворчества. В связи с этим был Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 N 172-ФЗ.

Федеральный закон N 273 также закрепляет обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы. Невыполнение государственным или муниципальным служащим данной должностной (служебной) обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. [1, ст.9]

Административно-правовой механизм противодействия коррупции также закреплен в Кодексе об административных правонарушениях РФ в статье 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица», которая предусматривает ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением. [6, ст.19.28]

По нашему мнению, антикоррупционная политика России должна приобрести такой административно-правовой механизм, как упрощение государственных процедур. По мнению многих граждан, одни из основных коррупционных рисков — «вынужденные платежи за ускорение формальных процедур» и принятие положительного решения. Такие ситуации возникают, возможно, из-за отсутствия четкого закрепления требований, необходимых и достаточных для проведения процедур различного типа.

Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г. закрепляет порядок ведения реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также содержание портала государственных и муниципальных услуг. [7, ст.20]

Данные меры, конечно, и упрощают содержание предоставления услуг, но данный закон никак не ограждает население от коррупционного риска в виде «вынужденных платежей».

Литература:

  1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017)//Официальный интернет-портал правовой информации.URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.06.2017).
  2. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.06.2017). Ст.1.
  3. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения:18.06.2017). Ст.2.
  4. Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 N 230-ФЗ (ред. от 03.11.2015) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения:16.06.2017). Ст.4.
  5. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения:16.06.2017). Ст.8.1.
  6. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.06.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения:15.06.2017). Ст.19.28.
  7. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения:17.06.2017). Ст.8.1.
Основные термины (генерируются автоматически): Федеральный закон, противодействия коррупции, Российской Федерации, «О противодействии, Официальный интернет-портал правовой, интернет-портал правовой информации, Федеральный закон «Об, субъектов РФ, совершению коррупционных правонарушений, механизм противодействия коррупции, государственные должности, закон «О противодействии, «О противодействии коррупции», «О противодействии легализации, Федеральным законом, муниципальной службы, коррупционных рисков, системе публичной службы, государственных органов, федеральных государственных органов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос