Правовые основы антикоррупционной политики России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 11.12.2016

Статья просмотрена: 2909 раз

Библиографическое описание:

Ермакова Е. В. Правовые основы антикоррупционной политики России // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 551-554. — URL https://moluch.ru/archive/131/36492/ (дата обращения: 17.11.2018).



В настоящее время проблема противодействия коррупции в России приобрела глобальный и системный характер. Любые формы организованной коррупции позволяют рассматривать это явление как институциональное, а не личностное. Его повышенная социальная опасность подтверждает глобальный характер и транснациональность данного феномена. Одной из основных и наиболее характерных черт коррупции является ее системность.

Данный признак также присущ коррумпированности как процессу, усложняющемуся и самовоспроизводящемуся в социальной среде.

Проблема коррупции для современной России является одной из наиболее значимых, препятствующих решению важнейших экономических и политических задач, подрывающих авторитет власти в глазах народа, мешающих эффективному развитию международных торгово-экономических и иных связей, эффективному развитию правотворчества.

Социальная сущность коррупции выражается в деградации аппарата публичной власти. По инициативе Президента РФ готовится проект кодекса служебного поведения госслужащих, содержащих правила служебной этики. На уровне субъектов Федерации и муниципальных образований принимаются акты антикоррупционной направленности.

В связи с этим в правовом пространстве России начинают создаваться положительно зарекомендовавшие себя механизмы по сдерживанию коррупционного поведения, как в системе государственного управления, так и в сфере развития гражданского общества.

Антикоррупционная политика — это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность институтов государства и гражданского общества, связанная с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению.

Целями антикоррупционной политики являются наиболее полное справедливое обеспечение прав и свобод юридических и физических лиц, укрепление законности и правопорядка, повышение уровня правовой культуры.

Следует выделить следующие уровни антикоррупционной политики, учитывающие структурную организацию общества как систему организаций: в государственном секторе, включая аппарат государственного управления — антикоррупционную политику в органах власти, и в иных государственных организациях, действующих в отраслях и сферах государственного управления. В сфере местного самоуправления антикоррупционная политика должна охватывать должностных лиц органов и организаций системы местного самоуправления. Таким образом, антикоррупционная политика в публичной сфере имеет четыре разновидности, а с учётом особенностей статуса лиц, замещающих государственные и муниципальные политические, в частности выборные должности, она расслаивается на шесть уровней аналогично современной структуре государственного управления.

Правомерна постановка вопроса о выработке антикоррупционной политики дифференцирующей сферы коррупции и принимающей их во внимание в качестве обязательного условия её последующей эффективности.

Антикоррупционная политика — это скоординированная деятельность органов государственной власти и структур гражданского общества, направленная на искоренение коррупции в обществе, развитии антикоррупционного сознания, на укрепление законности, проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Хотелось бы несколько подробнее остановиться на проблемах антикоррупционной экспертизы российского законодательства, требующих внимания и разрешения со стороны государства. Прежде всего, анализ федеральных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что основная нагрузка по осуществлению антикоррупционной экспертизы как средству антикоррупционной правовой политики ложится на федеральные и региональные органы исполнительной власти, а также Прокуратуру Российской Федерации. Однако, в законодательстве России закреплено, что антикоррупционную экспертизу могут проводить и независимые эксперты, которых можно отнести к субъектам общественной неофициальной экспертизы.

Неофициальная экспертиза осуществляется негосударственными органами и организациями, различными научными и учебными заведениями, группами специалистов-юристов, отдельными гражданами. Их заключения не влекут за собой, каких бы то ни было юридических последствий, а выводы по анализируемому вопросу носят рекомендательный характер. Полагаем, понятие «неофициальная экспертиза» может отождествляться с понятием «общественная». На сегодняшний день, правовое регулирование порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов остается недостаточным, особенно в субъектах Российской Федерации.

Вопросы правового статуса независимых экспертов, уполномоченных проводить антикоррупционную экспертизу, несовершенство ее методики, недостаточный профессионализм экспертов, все это требует взвешенного и внимательного подхода в этом вопросе со стороны антикоррупционой государственной политики.

На сегодняшний день можно выделить ряд пробелов антикоррупционного законодательства РФ, связанных с проведением антикоррупционной экспертизы, которые должны быть устранены в ходе проведения эффективной антикоррупционной правовой политики:

  1. Устранение выявленных в ходе антикоррупционной экспертизы коррупционных факторов не является обязательным.
  2. Заключения по результатам антикоррупционной экспертизы обязательны для рассмотрения, но не для исполнения. Они носят рекомендательный характер.
  3. Не установлена какая-либо ответственность органов, принимающих нормативные правовые акты и их проекты, за неустранение выявленных в результате антикоррупционной экспертизы коррупционных факторов, за принятие нормативных правовых актов, содержащих выявленные коррупционные факторы.
  4. Законодательно не установлена обязательность проведения антикоррупционной экспертизы ранее принятых действующих НПА, а также механизмов, обеспечивающих обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
  5. Законодательно не установлен правовой статус экспертов, а именно набор прав, обязанности и ответственности.

Вышеизложенные положения легли в основу предложений автора по дальнейшему совершенствованию антикоррупционной правовой политики

Российского государства:

– установить в качестве обязательного этапа подготовки закона проведение научно-обоснованной правовой экспертизы и закрепить это нормативно в общей схеме законотворческой процедуры;

– выработать и законодательно закрепить основные требования к нормативным правовым актам с точки зрения соответствия их юридической технике;

– разработать основанную на научной методологии, единую методику проведения правовой экспертизы законопроектов, в том числе и антикоррупционной;

– обеспечить разработку научно-обоснованной концепции антикоррупционной правовой политики современной России, в основу которой должны быть положены идеи, отличающиеся высокой степенью актуальности и социальной востребованностью.

В отдельную группу можно выделить предложения по созданию системы оценок уровня коррупции в РФ:

  1. Учитывая тот факт, что коррупция является сложным социальным явлением, необходимо провести мониторинг и системно проанализировать понимание коррупции различными социальными группами населения. Для этого необходимо составить задачи мониторинга и вывести соответствие между задачами и инструментами мониторинга.
  2. Необходимо провести работу по совершенствованию методики проведения оценки регулирующего воздействия и антикоррупционной экспертизы российского законодательства и вывести дополнительные индикаторы уровня коррупции в РФ.
  3. В качестве основного фактора индикативных показателей коррупции следует проанализировать международный научный опыт мониторинга коррупции в зарубежных странах и вывести единую формулу исчисления проявлений коррупции.

Естественно, основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции не исчерпываются вышеуказанными проблемами. Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы» [16] поставил задачи и определил основные приоритеты и направления антикоррупционной политики, которые легли в основу многих мероприятий, направленных на достижение указанных целей и решение основных задач, ставших общенациональными.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)

2. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ

3. О внесении изменений в отдельные законодательные факты РФ в связи с принятием Федерального Закона «О противодействии коррупции»: Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ

4. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ

  1. Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

6. Агеев В. Н. Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации: общие положения // Административное и муниципальное право. 2016. № 7. С. 597–605.

7. Александрова В. А. Соблюдение законодательства о борьбе с коррупцией //Законность. 2010. № 5. С. 9–13.

8. Беловецкий Д. Д. Противодействие коррупции: состояние исследований и основные взгляды на административную ответственность за коррупционные правонарушения // Юрист. 2016. № 14. С. 28–34.

9. Гостева С. Р. Противодействие коррупции — важнейшее условие укрепления национальной безопасности России // Юридический мир. 2011. № 1. С. 12–20.

10. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба: учеб. /В. Д. Граждан. — изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2009. — 494 с.

11. Добреньков В. И. Коррупция: современные подходы к исследованию: [учеб. пособие для вузов по направлению 040200 «Социология»] / В. И. Добреньков, Н. Р. Исправников; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Социологический фак. — М.: Академический Проект: Alma Mater, 2009. — 206, [1] с.

12. Иванкина Т. В. Особенности источников, регулирующих служебные отношения гражданских служащих // Российский юридический журнал. 2016. № 2. С. 151–164.

13. Иванкина Т., Завгородний А. Конкурсный подбор кадров государственных гражданских служащих //Трудовое право. 2010. № 3. С. 81–88.

14. Избиенова Т. А. Трудо-правовые аспекты предотвращения коррупции на государственной гражданской службе //Административное право. 2010. № 2. С. 105–110.

15. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений /Е. П. Ильин. — СПб. [и др.]: Питер, 2010. — 573 с.

  1. Российская газета, N 78, 13.04.2016.
Основные термины (генерируются автоматически): антикоррупционная экспертиза, антикоррупционная политика, государственное управление, акт, гражданское общество, антикоррупционная правовая политика, Российская Федерация, государственная политика, местное самоуправление, рекомендательный характер.


Похожие статьи

Антикоррупционная политика: проблемы формирования...

В настоящее время современное российское государство ставит перед собой важные стратегические задачи реформирования и качественного обновления ряда отраслей социальных отношений в целях формирования гражданского общества и развитого правового государства.

Проблемы правового регулирования независимой...

Данная статья посвящена основным проблемам института независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации в сфере правового регулирования и правоприменительной практики...

Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных...

Борьба с коррупцией представляет собой одно из наиболее важных направлений деятельности государства, антикоррупционная политика является важной частью политической жизни.

Особенности применения антикоррупционной экспертизы

Антикоррупционной экспертизой признается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества...

Мониторинг российского антикоррупционного законодательства

Ключевые слова: коррупция, государственная политика в области противодействия коррупции, антикоррупционные программы, антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, коррупциогенный фактор.

Основные принципы проведения антикоррупционной...

антикоррупционная экспертиза, акт, нормативный правовой акт, гражданское общество, орган, проведение экспертизы проектов, проект, нормативно-правовой акт, вывод, экспертное заключение.

Противодействие коррупции в государственных...

Работа посвящена изучению противодействия коррупции в Российской федерации на государственном и муниципальном уровнях. Ключевые слова: государственная служба, муниципальная служба, антикоррупционное законодательство, борьба с коррупцией.

Нормативная правовая система предупреждения коррупции...

В частности, превентивное антикоррупционное значение имеет Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который в статье 17 содержит запреты, связанные с прохождением гражданской службы...

Основные направления антикоррупционной политики государства

Повышение эффективности государственного управления и укрепление антикоррупционного иммунитета органов государственной власти через механизм периодического обновления руководящего состава структурных подразделений исполнительной власти.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Антикоррупционная политика: проблемы формирования...

В настоящее время современное российское государство ставит перед собой важные стратегические задачи реформирования и качественного обновления ряда отраслей социальных отношений в целях формирования гражданского общества и развитого правового государства.

Проблемы правового регулирования независимой...

Данная статья посвящена основным проблемам института независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации в сфере правового регулирования и правоприменительной практики...

Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных...

Борьба с коррупцией представляет собой одно из наиболее важных направлений деятельности государства, антикоррупционная политика является важной частью политической жизни.

Особенности применения антикоррупционной экспертизы

Антикоррупционной экспертизой признается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества...

Мониторинг российского антикоррупционного законодательства

Ключевые слова: коррупция, государственная политика в области противодействия коррупции, антикоррупционные программы, антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, коррупциогенный фактор.

Основные принципы проведения антикоррупционной...

антикоррупционная экспертиза, акт, нормативный правовой акт, гражданское общество, орган, проведение экспертизы проектов, проект, нормативно-правовой акт, вывод, экспертное заключение.

Противодействие коррупции в государственных...

Работа посвящена изучению противодействия коррупции в Российской федерации на государственном и муниципальном уровнях. Ключевые слова: государственная служба, муниципальная служба, антикоррупционное законодательство, борьба с коррупцией.

Нормативная правовая система предупреждения коррупции...

В частности, превентивное антикоррупционное значение имеет Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который в статье 17 содержит запреты, связанные с прохождением гражданской службы...

Основные направления антикоррупционной политики государства

Повышение эффективности государственного управления и укрепление антикоррупционного иммунитета органов государственной власти через механизм периодического обновления руководящего состава структурных подразделений исполнительной власти.

Задать вопрос