В статье представлены результаты исследования, направленные на определение взаимосвязи питания студентов и их успеваемости в университете.
Ключевые слова : здоровье, питание, студенты
Актуальность. От качества питания зависит полноценная деятельность организма, в том числе умственная. Питание должно быть физиологически обоснованным и сбалансированным, Изучение статуса питание имеет важную социально-гигиеническую значимость, так как патология алиментарного происхождения способствует снижению работоспособности и продолжительности жизни человека [1].
Цель исследования — оценить характер питания у студентов-медиков разных факультетов и их успеваемость.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняло участие 40 студентов педиатрического факультета и 40 студентов лечебного факультета Кемеровского государственного медицинского университета. Все исследования проводились при добровольном согласии испытуемых.
Было проведено анкетирование, направленное на выявление характера питания и рациона. Анкета состояла из 10 вопросов. Вопросы были направлены на выявление частоты приема пищи, режима питания, психологических особенностей питания. Опрос проводился с использованием Google-формы.
Проведена оценка успешности освоения учебного материала (средний балл текущей успеваемости).
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программы Microsoft Excel.
Результаты и их обсуждение
На первом этапе оценивался характер завтрака испытуемых. 44 % респондентов педиатрического факультета указали, что завтракают каждый день, 37 % завтракают иногда, а оставшиеся 19 % не завтракают. На лечебном факультете 75 % завтракают каждый день, 13 % завтракают иногда, 12 % не завтракают. Таким образом, можно сделать вывод, что студенты лечебного факультета утром питаются более правильно.
Нельзя говорить о комплексном питании и учитывать только наличие завтрака, поэтому у респондентов выяснено количеством полноценных приёмов пищи за день. У 81 % студентов педиатрического факультета в день 2–3 основных приёма пищи, 3–5 раз в день питаются 6 %, остальные 13 % питаются между занятиями на перерывах. Студенты лечебного факультета питаются 2–3 раза в день в 56 % случаев, 38 % респондентов питаются 3–5 раз в день и 6 % употребляют пищу один раз день. Эти результаты близки к норме. Всего лишь 13 % педиатров и 6 % лечебников принимают пищу менее 2 раз в день или рацион питания состоит из перекусов.
В готовых блюдах содержится большое количество насыщенных жиров, сахара и различных добавок, таких как усилителей вкуса, их задачей является как приносить удовольствие, так и стимулировать появление пищевой зависимости. Проведена оценка — готовят ли студенты самостоятельно? 93 % студентов педиатрического факультета и 92 % студентов лечебного факультета указали, что предпочитают готовить сами. Полученные данные являются хорошим результатом, который показывает, что студенты находят время на приготовление еды и в целом предпочитают домашнюю еду.
Тем не менее 69 % студентов педиатрического факультета заказывают готовую еду один раз в неделю, 25 % заказывают крайне редко, остальные заказывают раз в месяц (таблица 1). 50 % студентов лечебного факультета заказывают готовую еду один раз в неделю, а 12,5 % не заказывают готовую еду вообще, остальные заказывают крайне редко. Таким образом, можно говорить о том, что студенты следят за своим питанием, но иногда позволяют себе и фаст-фуд.
Таблица 1
Частота употребления готовой еды студентами-медиками
Частота употребления готовой еды (%) |
|||
Факультеты |
Не менее одного раза в неделю |
Не более одного раза в месяц |
Не заказывают |
Педиатрический |
69 |
31 |
- |
Лечебный |
50 |
38 |
12 |
Необходимо исключать из рациона транс-жиры (частично гидрогенизированные), которые могут являться фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Нежелательно употреблять обработанные и рафинированные продукты с высоким содержанием углеводов — они повышают риск переедания и нарушений обмена веществ. Вопреки распространенному мнению, продукты с низким содержанием жиров также являются нездоровым выбором, поскольку они обычно содержат много сахара и других добавок для улучшения вкуса [3].
Главную значимость в питании придают белкам. Белки состоят из аминокислот, которые в свою очередь необходимы для регулирования всех основных функций организма. Белки животного происхождения богаты витаминами и минералами и обеспечивают нормальный рост и развитие, работу всех органов.
По данным анкетирования, студенты педиатрического факультета в 56 % питаются преимущественно мясом и птицей, 25 % употребляют и рыбу, и мясо, 6 % — предпочитают только рыбу, и 13 % не употребляют белки животного происхождения. 69 % студентов лечебного факультета предпочитают мясо, 25 % предпочитают и рыбу, и мясо, 6 % вегетарианцы. Вегетарианцы таким образом чаще выявлялись на педиатрическом факультете. Убежденных вегетарианцев в России 4 % (в 2008 году было 3 %), в то время как в мире — 10 %. Положительно относятся к вегетарианству, хотя сами его и не практикуют, 55 % респондентов. Больше всего вегетарианцев среди молодежи до 24 лет (7 %), а меньше всего — среди людей старше 45 лет (3 %). Это можно объяснить, с одной стороны, восприимчивостью молодых людей к новым ценностям и готовностью пробовать новые правила повседневного поведения, а с другой — устойчивостью сложившегося традиционного габитуса питания у старших поколений [2]. По данным Жигулиной В. В., среди студентов, не употребляющих мясо, на фармацевтический факультет приходится 12 %, педиатрический, лечебный, стоматологический — 3 % [4].
Успеваемость говорит о том, что молодые люди стремятся достичь высот в своей будущей профессии. На педиатрическом факультете 91 % хорошисты, а 6 % — отличники. Среди студентов лечебного факультета 67 % хорошистов, 33 % — отличников, таким образом, на лечебном факультете больше отличников, успеваемость выше.
Выводы.
В целом, большинство студентов-медиков следят за своим питанием. Они предпочитают домашнюю еду, лишь 13 % студентов-педиатров и 6 % лечебного факультета принимают пищу менее 2 раз в день. Вегетарианство чаще встречалось на педиатрическом факультете. На лечебном факультете больше студентов завтракают, принимают пищу большее количество раз. Успеваемость у студентов-лечебников выше, однако связь с питанием является дискутабельной.
Литература:
- Денисова Г. С., Березуцкая Л. А. Пути совершенствования организации рационального питания студентов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. № 1 (4). — С. 73- 84. (дата обращения: 20.05.2023).
- Зарубина Н. Н. Вегетарианство в России: индивидуальный выбор против традиций // Историческая психология и социология истории. 2016. № 2. С.137–154. (дата обращения: 20.05.2023).
- Шилякова Ю. В., Голубина О. А. Питание студентов // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018029832 (дата обращения: 20.05.2023).
- Жигулина В. В. Анализ питания студентов медицинского вуза и соблюдение ими здорового образа жизни // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 9–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-pitaniya-studentov-meditsinskogo-vuza-i-soblyudenie-imi-zdorovogo-obraza-zhizni (дата обращения: 20.05.2023).