Некоторые психологические и физиологические особенности питания студентов-медиков разных факультетов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 29.05.2023

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Шаповалова, А. Е. Некоторые психологические и физиологические особенности питания студентов-медиков разных факультетов / А. Е. Шаповалова, А. И. Солобуев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 218-219. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103323/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлены результаты исследования, направленные на определение взаимосвязи питания студентов и их успеваемости в университете.

Ключевые слова : здоровье, питание, студенты

Актуальность. От качества питания зависит полноценная деятельность организма, в том числе умственная. Питание должно быть физиологически обоснованным и сбалансированным, Изучение статуса питание имеет важную социально-гигиеническую значимость, так как патология алиментарного происхождения способствует снижению работоспособности и продолжительности жизни человека [1].

Цель исследования оценить характер питания у студентов-медиков разных факультетов и их успеваемость.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняло участие 40 студентов педиатрического факультета и 40 студентов лечебного факультета Кемеровского государственного медицинского университета. Все исследования проводились при добровольном согласии испытуемых.

Было проведено анкетирование, направленное на выявление характера питания и рациона. Анкета состояла из 10 вопросов. Вопросы были направлены на выявление частоты приема пищи, режима питания, психологических особенностей питания. Опрос проводился с использованием Google-формы.

Проведена оценка успешности освоения учебного материала (средний балл текущей успеваемости).

Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программы Microsoft Excel.

Результаты и их обсуждение

На первом этапе оценивался характер завтрака испытуемых. 44 % респондентов педиатрического факультета указали, что завтракают каждый день, 37 % завтракают иногда, а оставшиеся 19 % не завтракают. На лечебном факультете 75 % завтракают каждый день, 13 % завтракают иногда, 12 % не завтракают. Таким образом, можно сделать вывод, что студенты лечебного факультета утром питаются более правильно.

Нельзя говорить о комплексном питании и учитывать только наличие завтрака, поэтому у респондентов выяснено количеством полноценных приёмов пищи за день. У 81 % студентов педиатрического факультета в день 2–3 основных приёма пищи, 3–5 раз в день питаются 6 %, остальные 13 % питаются между занятиями на перерывах. Студенты лечебного факультета питаются 2–3 раза в день в 56 % случаев, 38 % респондентов питаются 3–5 раз в день и 6 % употребляют пищу один раз день. Эти результаты близки к норме. Всего лишь 13 % педиатров и 6 % лечебников принимают пищу менее 2 раз в день или рацион питания состоит из перекусов.

В готовых блюдах содержится большое количество насыщенных жиров, сахара и различных добавок, таких как усилителей вкуса, их задачей является как приносить удовольствие, так и стимулировать появление пищевой зависимости. Проведена оценка — готовят ли студенты самостоятельно? 93 % студентов педиатрического факультета и 92 % студентов лечебного факультета указали, что предпочитают готовить сами. Полученные данные являются хорошим результатом, который показывает, что студенты находят время на приготовление еды и в целом предпочитают домашнюю еду.

Тем не менее 69 % студентов педиатрического факультета заказывают готовую еду один раз в неделю, 25 % заказывают крайне редко, остальные заказывают раз в месяц (таблица 1). 50 % студентов лечебного факультета заказывают готовую еду один раз в неделю, а 12,5 % не заказывают готовую еду вообще, остальные заказывают крайне редко. Таким образом, можно говорить о том, что студенты следят за своим питанием, но иногда позволяют себе и фаст-фуд.

Таблица 1

Частота употребления готовой еды студентами-медиками

Частота употребления готовой еды (%)

Факультеты

Не менее одного раза в неделю

Не более одного раза в месяц

Не заказывают

Педиатрический

69

31

-

Лечебный

50

38

12

Необходимо исключать из рациона транс-жиры (частично гидрогенизированные), которые могут являться фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Нежелательно употреблять обработанные и рафинированные продукты с высоким содержанием углеводов — они повышают риск переедания и нарушений обмена веществ. Вопреки распространенному мнению, продукты с низким содержанием жиров также являются нездоровым выбором, поскольку они обычно содержат много сахара и других добавок для улучшения вкуса [3].

Главную значимость в питании придают белкам. Белки состоят из аминокислот, которые в свою очередь необходимы для регулирования всех основных функций организма. Белки животного происхождения богаты витаминами и минералами и обеспечивают нормальный рост и развитие, работу всех органов.

По данным анкетирования, студенты педиатрического факультета в 56 % питаются преимущественно мясом и птицей, 25 % употребляют и рыбу, и мясо, 6 % — предпочитают только рыбу, и 13 % не употребляют белки животного происхождения. 69 % студентов лечебного факультета предпочитают мясо, 25 % предпочитают и рыбу, и мясо, 6 % вегетарианцы. Вегетарианцы таким образом чаще выявлялись на педиатрическом факультете. Убежденных вегетарианцев в России 4 % (в 2008 году было 3 %), в то время как в мире — 10 %. Положительно относятся к вегетарианству, хотя сами его и не практикуют, 55 % респондентов. Больше всего вегетарианцев среди молодежи до 24 лет (7 %), а меньше всего — среди людей старше 45 лет (3 %). Это можно объяснить, с одной стороны, восприимчивостью молодых людей к новым ценностям и готовностью пробовать новые правила повседневного поведения, а с другой — устойчивостью сложившегося традиционного габитуса питания у старших поколений [2]. По данным Жигулиной В. В., среди студентов, не употребляющих мясо, на фармацевтический факультет приходится 12 %, педиатрический, лечебный, стоматологический — 3 % [4].

Успеваемость говорит о том, что молодые люди стремятся достичь высот в своей будущей профессии. На педиатрическом факультете 91 % хорошисты, а 6 % — отличники. Среди студентов лечебного факультета 67 % хорошистов, 33 % — отличников, таким образом, на лечебном факультете больше отличников, успеваемость выше.

Выводы.

В целом, большинство студентов-медиков следят за своим питанием. Они предпочитают домашнюю еду, лишь 13 % студентов-педиатров и 6 % лечебного факультета принимают пищу менее 2 раз в день. Вегетарианство чаще встречалось на педиатрическом факультете. На лечебном факультете больше студентов завтракают, принимают пищу большее количество раз. Успеваемость у студентов-лечебников выше, однако связь с питанием является дискутабельной.

Литература:

  1. Денисова Г. С., Березуцкая Л. А. Пути совершенствования организации рационального питания студентов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. № 1 (4). — С. 73- 84. (дата обращения: 20.05.2023).
  2. Зарубина Н. Н. Вегетарианство в России: индивидуальный выбор против традиций // Историческая психология и социология истории. 2016. № 2. С.137–154. (дата обращения: 20.05.2023).
  3. Шилякова Ю. В., Голубина О. А. Питание студентов // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018029832 (дата обращения: 20.05.2023).
  4. Жигулина В. В. Анализ питания студентов медицинского вуза и соблюдение ими здорового образа жизни // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 9–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-pitaniya-studentov-meditsinskogo-vuza-i-soblyudenie-imi-zdorovogo-obraza-zhizni (дата обращения: 20.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): лечебный факультет, педиатрический факультет, студент, раз, день, питание, готовая еда, еда, животное происхождение, частота употребления.


Ключевые слова

студенты, здоровье, питание

Похожие статьи

Гигиена питания студента медицинского вуза

Статья посвящена одной из наиболее значимых проблем современного студенчества — проблеме совершенствования организации рационального питания. Авторы рассматривают теоретические аспекты одного из основополагающих критериев здорового образа жизни, выде...

Методы повышения работоспособности и режимы учебного дня студента технического вуза

В статье авторы рассматривают и анализируют режимы учебного дня студентов технического вуза и разбирают один из основных методов повышения их работоспособности (занятия физической культурой).

Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ материалов по исследованию учебного стресса у студентов медицинского университета в период обучения в вузе, проведен сравнительный анализ экзаменационного стресса у студентов разных курсов, выя...

Двигательная активность студентов вузов Республики Казахстан

В статье представлены результаты изучения двигательной активности студентов различных высших учебных заведений Казахстана. При выполнении изыскания устанавливалась периодичность занятий физической культурой, а также такие физиологические характеристи...

Особенности ролевых позиций и самоуправления в общении студентов-психологов

В статье представлены теоретические и практические аспекты изучения общения и ролевых позиций студентов. А также выделены ключевые понятия, их характеристика. Помимо этого приведено исследование и анализ полученных результатов.

Особенности самоотношения студентов-психологов

В статье представлены теоретические и практические аспекты изучения самоотношения студентов. А также выделены ключевые понятия, их характеристика. Помимо этого, приведено исследование и анализ полученных результатов.

Изучение психологии здоровья и болезней

В данной статье рассматриваются особенности развития психологии здоровья и ее роль в обществе. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие психологического образования.

Оценка рациональности питания студентов медицинской академии имени С. И. Георгиевского

В статье авторы пытаются разобраться в вопросах сбалансированного питания и с помощью социального опроса определить, насколько питание студентов медицинской академии им. С. И. Георгиевского рационально.

Влияние режимов труда и отдыха на жизнь студентов

Представлены результаты исследования режимов труда и отдыха и влияние этих режимов на жизнь и здоровье студентов ИРНИТУ, расчёты приведены в графиках.

Социальное самочувствие студентов высших учебных заведений

В данной статье рассматривается понятие социального самочувствия. Автор раскрывает подходы исследователей к данному явлению, определяет критерии социального самочувствия и приводит результаты исследования на примере одного из высших учебных заведений...

Похожие статьи

Гигиена питания студента медицинского вуза

Статья посвящена одной из наиболее значимых проблем современного студенчества — проблеме совершенствования организации рационального питания. Авторы рассматривают теоретические аспекты одного из основополагающих критериев здорового образа жизни, выде...

Методы повышения работоспособности и режимы учебного дня студента технического вуза

В статье авторы рассматривают и анализируют режимы учебного дня студентов технического вуза и разбирают один из основных методов повышения их работоспособности (занятия физической культурой).

Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ материалов по исследованию учебного стресса у студентов медицинского университета в период обучения в вузе, проведен сравнительный анализ экзаменационного стресса у студентов разных курсов, выя...

Двигательная активность студентов вузов Республики Казахстан

В статье представлены результаты изучения двигательной активности студентов различных высших учебных заведений Казахстана. При выполнении изыскания устанавливалась периодичность занятий физической культурой, а также такие физиологические характеристи...

Особенности ролевых позиций и самоуправления в общении студентов-психологов

В статье представлены теоретические и практические аспекты изучения общения и ролевых позиций студентов. А также выделены ключевые понятия, их характеристика. Помимо этого приведено исследование и анализ полученных результатов.

Особенности самоотношения студентов-психологов

В статье представлены теоретические и практические аспекты изучения самоотношения студентов. А также выделены ключевые понятия, их характеристика. Помимо этого, приведено исследование и анализ полученных результатов.

Изучение психологии здоровья и болезней

В данной статье рассматриваются особенности развития психологии здоровья и ее роль в обществе. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие психологического образования.

Оценка рациональности питания студентов медицинской академии имени С. И. Георгиевского

В статье авторы пытаются разобраться в вопросах сбалансированного питания и с помощью социального опроса определить, насколько питание студентов медицинской академии им. С. И. Георгиевского рационально.

Влияние режимов труда и отдыха на жизнь студентов

Представлены результаты исследования режимов труда и отдыха и влияние этих режимов на жизнь и здоровье студентов ИРНИТУ, расчёты приведены в графиках.

Социальное самочувствие студентов высших учебных заведений

В данной статье рассматривается понятие социального самочувствия. Автор раскрывает подходы исследователей к данному явлению, определяет критерии социального самочувствия и приводит результаты исследования на примере одного из высших учебных заведений...

Задать вопрос