Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Двигательная активность студентов вузов Республики Казахстан

Высшее профессиональное образование
28.03.2022
236
Поделиться
Библиографическое описание
Мухамбет, Жасын Серикбайулы. Двигательная активность студентов вузов Республики Казахстан / Жасын Серикбайулы Мухамбет, В. Н. Авсиевич. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 45-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7224/.


В статье представлены результаты изучения двигательной активности студентов различных высших учебных заведений Казахстана. При выполнении изыскания устанавливаласьпериодичность занятий физической культурой, а также такие физиологические характеристики организма студентов как состав тела и индекс массы тела.

Ключевые слова: физическая культура, двигательная активность, студенты.

Введение. Как указывает Николаев А. А. (2005), — «в результате малоподвижного образа жизни, переедания, избытка информации и нервно-эмоционального перенапряжения резко изменилась среда обитания современного человека, что не могло не сказаться отрицательно на его здоровье. В короткий исторический период (60–80 лет) доля тяжелого физического труда в процессе производства сократилась в 150–200 раз, что привело к нарушению естественной природы человеческого организма и «запустило» в действие цепную реакцию гиподинамического синдрома. Все это привело к появлению целого «букета» болезней, связанных с тяжелыми нарушениями обмена веществ, деятельности сердечно-сосудистой и центральной нервной систем» [1].

Безусловно данное социальное явление относится и к студенческой молодежи. Фиксирующееся в последние годы ухудшение состояния здоровья и рост заболеваемости среди студентов как по отдельным категориям заболеваний, так и в общем контексте, несомненно негативно отражается на успешности учебной деятельности в высших учебных заведениях. В наше время полноценное состояние здоровья молодого поколения считается необходимым условием для получения ими будущей профессии и эффективного развития общественной, социально-экономической и политической составляющей благополучия общества в масштабах государства.

Двигательная активность играет важную роль в профессиональном становлении специалистов, что и определяет актуальность исследования. Так, достаточный уровень развития физических качеств является фундаментом для формирования профессионально важных умений и навыков, основой для оптимизации психофизического состояния студентов, повышает эффективность профессионального обучения, обеспечивает учебную и профессиональную активность и является одним из критериев профессиональной надежности специалиста. Недостаточный уровень физической подготовленности обуславливает низкие показатели физической и умственной работоспособности, затрудняет успешное овладение профессиональными навыками [2].

Колоссальный удар по двигательной активности студентов нанесла пандемия, связанная с COVID-19. При вынужденных карантинных ограничениях особенно на первых этапах весной 2020 года в Казахстане было полностью прекращено обучение в традиционном (очном) формате по всем предметам, в том числе и по физической культуре, что привело не только к снижению двигательной активности и уровню работоспособности, но и к снижению когнитивной активности и социальной коммуникации студентов. И только высокий уровень мотивации позволил некоторым студентам заниматься физическими упражнениями в домашних условиях и сохранить хоть какой-то минимальный уровень двигательной активности, когда запрещалось даже на улице, в непосредственной близости от места жительства, проводить занятия по физической культуре.

Цель исследования — изучить уровень двигательной активности студентов высших учебных заведений Казахстана.

Методы и организация исследования: Анализ двигательной активности студентов проводился в рамках изучения влияния спортивных нагрузок на мотивацию занятий спортом в студенческой среде высшего учебного заведения.

При проведении исследования использовались следующие методы:

  1. Анализ научно-методической литературы.
  2. Определение физиологических характеристик организма студентов: состава тела (расчет количества жировой и мышечной массы) производилось по методу Matiegka J. [3], определение индекса массы тела (ИМТ), производилось расчетным методом деления веса тела (в килограммах) на рост (в метрах). Согласно рекомендациям ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), приняты следующие показатели ИМТ: <18,50 — недостаточный вес; = 18,50–24,99 — нормальный вес; = 25,00–29,99 — избыточная масса тела; = 30,00 — и выше — ожирение [4].
  3. Анонимное анкетирование. В анкетировании принимали участие 200 студентов (КГ1+КГ2) первого курса в возрасте от 17 до 21 года на протяжении 3 лет с 2018 по 2020 годы. Средний возраст респондентов составил 18,3±1,5 года. Среди участников исследования юношей было 100 (50 %) в возрасте от 17 до 21 года (средний возраст 18,2±1,5 года), девушек — 100 (50 %) в возрасте от 17 до 21 лет (средний возраст 18,4±1,5 года). В контрольную группу 1 (КГ1) были включены студенты вузов по направлению общая и предметная педагогика в количестве 100 человек. В контрольную группу 2 (КГ2) были включены студенты специализированного вуза, готовящего специалистов для области физической культуры и спорта, также в количестве 100 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. В работах таких авторов как, Выставкина В. Ф. (2006), Амосов Н. М. (1989), Шварц В. Б. (1972) утверждается, что «эволюционное развитие человека предопределило нормальное функционирование всех его органов и систем в условиях активной двигательной деятельности. Двигательная активность представляет собой неотъемлемый и сложный комплекс поведения, зависящий как от биологических, так и внешних средовых факторов. Известно, что физические нагрузки являются естественным стимулом, не только для нормальной жизнедеятельности, но и биологического развития» [5–7].

Двигательная активность человека — биологическая необходимость, без которой жизнь невозможна. Для каждого возрастного периода жизни она имеет свое оптимальное соотношение. Безусловно очень трудно переоценить значение двигательной активности для студенческой молодежи, выражающейся в поддержании и укреплении уровня здоровья, увеличении продолжительности и качества жизни, повышении адаптации организма к воздействию внешних факторов среды обитания.

Как утверждают Рубцова И. В., Кубышкина Е. В., Алаторцева Е. В., Готовцева Я. В. (2007), — «двигательная активность это — естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие. Она является неотъемлемой частью образа жизни и поведения студента, зависит от организации физического воспитания, морфофункциональных особенностей, типа нервной системы, количества свободного времени, мотивации к занятиям, доступности спортивных сооружений и мест отдыха студентов [8].

По данным ВОЗ, в период с 2001 по 2016 г. в странах с высоким уровнем жизни распространенность недостаточной физической активности увеличилась на 5 % (с 31,6 % до 36,8 %).

По рекомендациям ВОЗ детям и подросткам в возрасте 5–17 лет необходимо:

– уделять физической активности не менее 1 часа ежедневно, в разрезе аэробной нагрузки средней и высокой интенсивности.

– уделять минимум 3 раза в неделю время для аэробной физической активности высокой интенсивности, а также тем ее видам, которые укрепляют опорно-двигательный аппарат человека.

– необходимо ограничить время, проводимое в положении сидя или лежа, особенно с использованием гаджетов в развлекательных целях.

Взрослым в возрасте 18–64 лет рекомендуется:

– уделять физической активности умеренной интенсивности не менее 2,5–5 часов в неделю аэробного характера;

– или аэробной физической активности высокой интенсивности не менее 1‑2,5 часов в неделю; или уделять время аналогичному по нагрузке сочетанию физической активности средней и высокой интенсивности в течение недели;

– дважды в неделю или чаще уделять время физической активности средней или высокой интенсивности, направленной на развитие мышечной силы всех основных групп мышц, так как это приносит дополнительную пользу здоровью;

– необходимо ограничить время, проводимое в положении сидя или лежа [9].

По нашему мнению, можно выделить следующие виды двигательной активности студентов:

  1. Двигательная активность, связанная с бытовой деятельностью — уборка дома, поход в магазины и на рынки за продуктами, передвижение от дома или общежития до вуза и т. д.
  2. Двигательная активность, связанная с выполнением работы на каком-либо предприятии при условии, что студент совмещает работу с учебой.
  3. Занятия физической культурой, а также пешие прогулки или пешие туры выходного дня.
  4. Занятия спортом как на любительском, так и на профессиональном уровне.

Объемная умственная деятельность как правило сопровождается значительным снижением количества времени, которое можно выделить на досуг и занятия физической культурой и спортом.

Усатов А. Н. (2010) в своем диссертационном исследовании отмечает, что «теоретический анализ и обобщение литературных источников в рамках исследуемой проблемы представляют студенчество как особую социальную группу, для которой характерен дефицит двигательной активности вследствие огромных временных затрат на образовательную деятельность. Гиподинамический режим образовательной деятельности в совокупности с комплексом вредных привычек (курение, употребление тонизирующих и алкогольных напитков), не только ухудшает здоровье студентов, но и приводит к раннему «износу» молодого организма» [10].

Шихаева М. В. Павлычева М. А., Ефремова Т. Г. (2010) отмечают, что «наблюдающаяся в последние годы в силу высокой учебной нагрузки у большинства студентов недостаточная двигательная активность, обусловливает появление гипокинезии. Это значимый фактор риска в развитии различных заболеваний, снижении умственной и физической работоспособности человека. Особую актуальность приобретает организация двигательной активности до 25-летнего возраста (до момента набора пика моторного потенциала), в период профессионального становления молодого человека, когда предъявляются высокие требования не только к умственной деятельности, но и физической работоспособности» [11].

По утверждению Карпова В. Ю., Скоросова К. К., Антоноваа М. С. Колпаковой Е. М. (2015), Колпаковой Е. М., (2018) — «двигательная активность в рамках физиологического оптимума способствует повышению экономичности работы кардиореспираторной системы, расширению адаптационных возможностей и общей неспецифической сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды обитания. Это позволяет рассматривать двигательную активность не только как мощный немедикаментозный фактор поддержания и повышения уровня здоровья населения, но и как фактор, нивелирующий в известной степени воздействие неблагоприятной экологической среды» [12, 13].

При проведении анализа уровня двигательной активности студентов первокурсников за период 2018–2020 гг., выявлены следующие данные (таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Состав тела и индекс массы тела студентов, (%)

Состав тела и ИМТ

Период

2018 год

2019 год

2020 год

КГ1 ( n=100)

КГ 2 ( n=100)

КГ 1 ( n=100)

КГ 2 ( n=100)

КГ1 ( n=100)

КГ 2 ( n=100)

Повышенная мышечная масса

1

25

0

22

0

24

Пониженная мышечная масса

57

3

55

2

49

3

Повышенная жировая масса

33

1

31

2

35

2

Пониженная жировая масса

6

15

8

17

7

12

ИМТ

недостаточный вес

6

1

9

3

7

2

нормальный вес

61

98

60

95

58

95

избыточный вес

30

1

27

2

29

2

ожирение

3

0

4

0

6

1

Как видно из таблицы 1, при обследовании студентов на предмет состава тела (расчет количества жировой и мышечной массы) — выявлен большой процент студентов по направлению общая и предметная педагогика (КГ1) с низкой степенью выраженности мышечного компонента в период с 2018 по 2020 годы. При этом также фиксируется повышенная жировая масса в данной группе студентов в течении всех трех лет наблюдений. В данной группе по показателю ИМТ фиксируется степень ожирения у отдельных студентов с динамикой на повышение данного показателя в разрезе трехлетних наблюдений. В КГ1 на протяжении всех трех лет отмечается большое количество студентов с избыточном весом.

У студентов специализированного вуза (КГ2) на протяжении трехлетних наблюдений отмечается значительное количество студентов с повышенной мышечной массой. Избыточный вес тела у данной группы студентов отмечается в очень низком диапазоне в расчете от количества человек в группе.

При сравнении КГ1 и КГ2 пониженная жировая масса фиксируется в 2 раза чаще у студентов специализированного вуза.

Представленные данные свидетельствуют о значительном положительном влиянии занятиями физической культурой и спортом на такие показатели как ИМТ и состав тела по мышечному и жировому компоненту.

Данные исследования двигательной и физической активности студентов в социологическом контексте представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анкетного опроса студентов по изучению вопроса двигательной активности, (%)

Показатель

Период

2018 год

2019 год

2020 год

КГ1 (n=100)

КГ2 (n=100)

КГ1 (n=100)

КГ2 (n=100)

КГ1 (n=100)

КГ2 (n=100)

Удовлетворенность студентов организацией учебного процесса по физической культуре и спорту

20

85

27

88

19

82

Заинтересованность студентов в занятиях физической культурой и спортом

4

97

26

95

22

96

Периодичность занятий физической культурой в недельном цикле по мнению студентов:

1 раз в неделю

28

0

32

1

30

0

2 раза в неделю

59

15

54

9

53

11

3 раза в неделю

13

85

14

90

17

89

Как видно из таблицы 2 удовлетворенность студентов организацией учебного процесса в разрезе физической культуры и спорта в значительной степени выше у студентов КГ2. Заинтересованность студентов в занятиях физической культурой и спортом также значительно выше в КГ2. Периодичность занятий физической культурой также более рационально оценивается студентами КГ2, так как с точки зрения теории и методики физической культуры и спорта, спортивной физиологии и биохимии, занятия физической культурой 3 раза в неделю являются наиболее оптимальными для повышения адаптационных возможностей организма и развития основных физических качеств.

Как отмечает Шагако Е. А. (2017), — «для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело, мышцы, помогающие нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками. Устойчивость и активность памяти, внимания, восприятия, переработки информации прямо пропорциональны уровню физической подготовленности. Различные психические функции во многом зависят от определенных физических качеств. Следовательно, должным образом организованная двигательная активность и оптимальные физические нагрузки до, в процессе и после окончания умственного труда способны непосредственно влиять на сохранение и повышение умственной работоспособности» [14].

Вопрос о занятиях физической культурой и спортом студентов завоевывает особого внимания, так как учебный процесс в вузах основан в основном на умственном труде. Это обусловлено спецификой влияния учебной деятельности на организм человека. Данный вид деятельности характеризуется следующими специфическими особенностями:

1) высокий и плотный объем информационного потока, напряжение памяти, внимания, восприятия и запоминания новой информации;

2) большое количество и скорость мыслительных процессов с высокой степенью вовлечения ЦНС;

3) пониженная двигательная активность.

Современное студенчество в силу порядка организации образовательного процесса избавлено от необходимости физического труда, вследствие чего студенты проводят учебные занятия в положении сидя. Да и в свободное от учебы время они все больше времени предпочитают проводить в сидячем или лежачем положении. Мышечная система не получает необходимого двигательного аспекта от физической нагрузки, она становятся слабее, вплоть до наступления атрофии отдельных мышечных групп. В свою очередь низкая активность мышечной ткани оказывает отрицательное влияние на работу всего организма, приводит к нарушению работы ЦНС, рушится закрепленный генетикой и природными факторами оздоровительный эффект физического труда.

Изменение режима двигательной активности в сторону ее увеличения и расширения области охвата базирующейся не только на физической культуре, но и на спортивной деятельности, для студенческого контингента и внедрение его в образовательный процесс, уже давно относятся к ряду критических, не терпящих отсрочек в решении, особо актуальных проблем теории и методики физического воспитания и привлекает внимание, как отдельных ученых, так и авторских групп.

По нашему мнению, именно заложенные в детском, подростком и юношеском (студенческом возрасте) привычки, связанные с двигательной активностью на уровне физической культуры и спорта, позволяют в будущем сохранить и укрепить здоровье.

При поступлении на первый курс высшего учебного заведения у студентов завершается физиологическое возрастное развитие большинства органов и систем организма, при этом в функциональном отношении они еще не достигают уровня развития, присущего взрослому индивиду. Наблюдается устойчивый гомеостаз. Завершается формирование костей скелета, темпы роста в длину значительно замедляются, либо прекращаются вовсе. Мышечная масса тела достигает практически 50 % от веса тела, и значительно увеличивается мышечная сила. Адаптация сердечно-сосудистой и дыхательной системы к физическим нагрузкам становится более совершенной: ЧСС уменьшается практически до физиологических норм взрослого человека, ЖЕЛ достигает предельного физиологического объема. Гормональная система завершает свое формирование. Функции центральной нервной системы достигают своего полномасштабного развития.

В студенческом возрасте значительно развито тяготение достичь максимального результата в любом виде деятельности, в том числе в занятиях спортивной деятельностью и физической культурой.

Укрепление всех физиологических систем организма, повышение уровня физического развития в студенческом возрасте создают благоприятный фон для максимального вовлечения молодежи в двигательную активность методами и способами физической культуры и спорта через повышение мотивации к занятиям данными видами деятельности.

По причине того, что повышенные учебные нагрузки значительно загружают ЦНС организма студентов учебные занятия должны быть сбалансированы с регулярной двигательной (физической) активностью как в повседневной жизни, так и образовательной деятельности вуза.

Выводы. Физическая культура должна занимать важное место в учебной деятельности студентов, ведение активного образа жизни, через повышение двигательной активности должно стать важной составляющей в их жизнедеятельности.

Постоянные занятия физическими упражнениями положительно сказываются на физической и умственной работоспособности студентов, именно поэтому системные знания и умения по физической культуре должны закладываться в высших учебных заведениях как основа ЗОЖ и основа будущей успешной профессиональной деятельности в независимости от выбранной профессии, будь то педагог, юрист или экономист. Молодые специалисты после окончания вуза должны быть не только подготовлены по избранной специальности, но иметь хорошее здоровье и быть физически развитыми.

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что удовлетворенность студентов организацией учебного процесса в разрезе физкультурно-спортивной деятельности и заинтересованность в занятиях физической культурой и спортом в значительной степени выше у студентов специализированного вуза, готовящего специалистов для исследуемой области. Также отмечается, что периодичность занятий физической культурой также более рационально оценивается студентами специализированного вуза. Представленные данные свидетельствуют о значительном положительном влиянии физкультурно-спортивной деятельности непосредственно на отношение к физической культуре и спорту в социологическом контексте.

Позитивный эффект занятиями физической культурой и спортом заключается в двух основных категориях:

1) Специфической, которая проявляется в развитии общей и специальной адаптации организма к физическим нагрузкам в виде улучшения двигательных качеств (силы, выносливости, координации, гибкости и т. д.);

2) Неспецифической, заключающейся в повышенной устойчивости к действию определенных факторов социальной среды и повышению статуса иммунной системы организма для противодействия различным заболеваниям, а также повышении умственной работоспособности.

Именно, этим и определяется столь необходимая в современных условиях жизни студента защитная функция систематической двигательной активности. При помощи систематических занятий физической культурой и спортом достигается не только физическое совершенство, но и под их воздействием развивается устойчивый гомеостаз (саморегуляция) проявляющейся в согласованности работы всех систем и органов организма, улучшается работа ЦНС, что в свою очередь оказывает благотворное влияние на психические процессы, столь необходимые в образовательном процессе.

Можно с большой долей уверенности заявить, что в учебном режиме большинства высших учебных заведений не хватает полноценной двигательной активности, и этот недостаток в конечном счете отражается на здоровье студентов.

Основным стимулом для осмысления роли физической культуры и спорта в вузах как компенсаторного элемента дефицита двигательной активности и средства формировании здорового образа жизни студентов может стать внедрение новшеств, обеспечивающих повышение эффективности процесса физического воспитания и оказывающих комплексное влияние на формирование и развитие мотивации к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.

Литература:

  1. Николаев А. А. Двигательная активность и здоровье современного человека: Учебное пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений физической культуры. Смоленск: СГИФК, СГУ. 2005. — 93 с.
  2. Avsiyevich V. N., Mukhambet Z. S., Robak I. Y., Chernukha O. V., & Zakharchenko N. V. Social implication of sport loads as a motivator for sports activity in the student environment of higher education institution // Retos, 2021, #39 — P. 755–763. https://doi.org/10.47197/retos.v0i39.74629
  3. Matiegka J. The testing of physical efficiency // American Journal of Physical Anthropology, 1921. — Vol. 4, N 3. — P. 125–134. https://doi.org/10.1002/ajpa.1330040302
  4. Ожирение и избыточный вес. — Текст: электронный // ВОЗ: [сайт]. — URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/obesity-and-overweight (дата обращения: 17.03.2020).
  5. Выставкина В. Ф. Морфологические и функциональные особенности подростков 13–15 лет с различным уровнем двигательной активности: 03.00.13., диссертация на соискание ученой степени кандидата биолологических наук., Бийский педагогический государственный университет. — Бийск, 2006. — 128 c.
  6. Амосов Н. М. Физическая активность и сердце / Н. М. Амосов, Я. А. Бендет. -3-е изд., испр. и доп. К.: Здоровья, 1989. — 216 с.
  7. Шварц В. Б. О роли наследственных и средовых факторов в развитии физической работоспособности у детей и подростков: автореф. дисс.... канд. мед. наук / В. Б. Шварц. Тарту, 1972. — 18 с.
  8. Рубцова И. В., Кубышкина Е. В., Алаторцева Е. В., Готовцева Я. В. Оптимальная двигательная активность: Учебно-методическое пособие. — Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. — 23 с.
  9. Физическая активность. — Текст: электронный // ВОЗ: [сайт]. — URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity (дата обращения: 17.03.2021).
  10. Усатов А. Н. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения двигательной активности студенческой молодежи: 13.00.04, диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук., Белгородский государственный университет. — Белгород, 2010. — 175 c.
  11. Шихаева М. В., Павлычева М. А., Ефремова Т. Г. Исследование структуры и содержания двигательной активности студентов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: Россия, г. Новосибирск, 19.11.2013 г.: сборник статей по материалам VIII междунар. студенческой науч.- практ. конф. № 8. — С. 212–221.
  12. Карпов В. Ю., Скоросов К. К., Антонова М. С. Современные виды двигательной активности в формировании здорового образа жизни женщины // Ученые записки университета Лесгафта. — 2015. — № 5(123). — С. 86–91 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vidy-dvigatelnoy-aktivnosti-vformirovanii-zdorovogo-obraza-zhizni-zhenschiny (дата обращения: 13.01.2019).
  13. Колпакова Е. М. Двигательная активность и её влияние на здоровье человека // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2018. — № 1(8). — С. 94–109.
  14. Шагако Е. А. Взаимосвязь физических упражнений и умственной работоспособности студента в период экзаменационной сессии // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017029762 (дата обращения: 26.07.2019).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
физическая культура
двигательная активность
студенты

Молодой учёный