Физическая активность — путь к здоровью | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №6 (52) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 30.11.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Махмудов, Ф. Р. Физическая активность — путь к здоровью / Ф. Р. Махмудов, М. М. Мурадов, М. С. Селимов, Д. А. Мирзакулиев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 6 (52). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/276/9625/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена оценке влияния физической нагрузки на интенсивность физической активности студентов, посещающих спортивные секции.

Ключевые слова: физическая активность, метаболический эквивалент задания, индекс массы тела.

Введение

Физическая тренировка, повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, увеличивает резервные возможности организма, позволяющие переносить более значительные физические и психические нагрузки. Все это, в конечном счете, способствует высокой активности человека, продлению его творческой жизни, способствует сохранению здоровья [2]. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2022 г. почти треть (31 %) взрослого населения во всем мире — примерно 1,8 млрд человек — не соблюдали рекомендуемые уровни физической активности. Недостаток физической активности (ФА) чаще наблюдается среди женщин (34 %), чем среди мужчин (29 %). Кроме того, меньшая активность характерна для лиц в возрасте старше 60 лет, что свидетельствует о важности пропаганды физической активности среди пожилых. ВОЗ рекомендует взрослым уделять каждую неделю 150 минут умеренной физической активности или 75 минут интенсивной физической активности либо эквивалентным нагрузкам. Низкая ФА у взрослых повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний, в частности инфарктов и инсультов (13 %), диабета второго типа (6 %), деменции, а также онкологических заболеваний, включая рак груди и толстой кишки (5 %) [4].

Недостаток физической активности вносит существенный вклад в прямые и косвенные расходы на здравоохранение и оказывает существенное воздействие на производительность труда и продолжительность активной жизни. Если распространенность гиподинамии сократится на 10 %, то удастся предотвратить более чем 533 000 смертей ежегодно, а если на 25 %, то 1,3 млн. смертей. Устранение низкой ФА как фактора риска (ФР) приведет к увеличению продолжительности жизни населения России почти на 6 месяцев. [1].

В настоящее время, в нашей стране создаются все необходимые условия для физического здоровья детей и подростков. Строящиеся во всех городах, районах и селах спортивные сооружения, бассейны и спортивный инвентарь не только привлекают детей, но и обеспечивают их активное занятие спортом. В связи с этим взаимодействие и согласие родителей и тренеров является важным фактором достижения не только физической, но и умственной зрелости детей [3].

Меры, направленные на поддержание достаточного уровня физической активности населения, предпринимаемые государством, в частности Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) и ФЗ № 329 от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в РФ» с внесенными изменениями на 24 июля 2024 года должны содействовать увеличению числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации; формированию у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Цель исследования: изучить влияние разнородной физической нагрузки на интенсивность физической активности студентов Дербентского медицинского колледжа им. Г. А. Илизарова.

Материалы и методы

Всего в эксперименте приняло участие 108 студентов Дербентского медицинского колледжа им. Г. А. Илизарова. Среди них 55 юношей и 53 девушки, занимающиеся в спортивных секциях, организованных в колледже (волейбол, баскетбол, легкая атлетика, армрестлинг). Секцию баскетбола посещали 25 студентов, секцию волейбола посещали 32 студента, секцию легкой атлетики посещали 26 студентов и секцию армрестлинга посещали 25 студентов. Тренировочные занятия по волейболу, баскетболу и легкой атлетике проводились на спортивной площадке, а в зимнее время в спортивном зале. Студенты, занимающиеся армрестлингом, тренировались только в спортивном зале.

Сравнивались показатели физического развития (рост, масса тела) с определением индекса массы тела по Кетле, согласно следующей формуле: ИМТ = М/h 2 (отношение массы тела, выраженной в килограммах к квадрату роста тела, выраженному в метрах). Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), измерялась при помощи сухого спирометра (ССП — 1) с механической шкалой оценки. Мышечная сила рук определялась с использованием кистевого силомера ДРП — 90. Уровень метаболического расхода энергии во время занятий замеряли при помощи фитнес браслетов Gelikon-Line GL-21 Smart&Sensitive и YAMAGUCHI Pulse PRO.

Методы исследования: антропометрический, физиологический, статистический.

Оценка динамики изменений исследуемых параметров проводилась в течении 2023/2024 учебного года, три раза с интервалом 90 календарных дней от предыдущего измерения (ноябрь, февраль, апрель). По окончании эксперимента полученные данные подверглись статистической оценке с использованием стандартных статистических функций из пакета по статистической обработке данных Microsoft Exсel 2016.

Результаты и их обсуждение

Сформированные группы с распределением студентов по возрасту и полу показаны в таблице 1.

Таблица 1

Распределение студентов в группах по возрасту и полу

Группы эксперимента

Возраст,

(полных лет)

Пол

Итого

16

17

18

М

Ж

I группа (баскетбол)

10

8

7

10

15

25

II группа (волейбол)

7

15

10

12

20

32

III группа (л. атлетика)

9

12

5

16

10

26

IV группа (армрестлинг)

9

12

4

15

10

25

В начале эксперимента мы зафиксировали исходные значения изучаемых показателей для каждого студента, с вычислением математических средних величин для каждой группы эксперимента (табл. 2).

Таблица 2

Исходные средние значения основных показателей по группам (сентябрь)

Показатель

Группы эксперимента

I

II

III

IV

Рост, см

170,12

168,15

168,31

166,27

Вес, кг

66,58

66,47

65,72

69,37

ИМТ

23,03

23,55

23,28

25,17

ЖЕЛ (юноши), мл

4172,1

4165,8

4189,1

4135,5

ЖЕЛ (девушки),Ю мл

3826,7

3795,3

3902,4

3573,1

Мышечная сила приоритетной кисти, кг

42,16

41,58

39,59

47,12

Учитывая график учебного процесса, нами была рассчитана величина метаболического эквивалента задания (METs) за один календарный месяц. Она определяется для каждой группы спортсменов. Учитывается время физической нагрузки, масса тела студента и количество занятий в спортивной секции. За календарный месяц проходит по 14 занятий в каждой спортивной секции. Время занятий зависит от спортивной направленности секции. Занятие в спортивной секции армрестлинга продолжительностью 90 минут, а в спортивных секциях по волейболу, баскетболу и легкой атлетике время тренировки 120 минут. Физическая нагрузка при субъективном и объективном оценивании считается как интенсивная.

Для каждой группы определяли среднее значение энергетических затрат в килокалориях в минуту при выполнении заданий на стандартном тренировочном занятии по спортивной дисциплине (табл. 3). Таким образом, зная количество затраченных калорий, для каждого студента определяли величину METs по формуле:

METs= ;

где — количество затраченных килокалорий, М — масса тела в кг, h — время в часах.

Таблица 3

Исходный уровень физической активности по группам (сентябрь)

Группы

Вид занятий

Калорий / минуту

METs / минуту

METs / месяц

I

Баскетбол

6,8 ккал/мин

5,83 METs

9804,7 METs

II

Волейбол

5,8 ккал/мин

4,98 METs

8366,4 METs

III

Л /атлетика

5,3 ккал/мин

4,6 METs

7741,9 METs

IV

Армрестлинг

5,1 ккал/мин

4,2 METs

5293,3 METs

По завершении экспериментального исследования мы получили следующую динамику измеряемых показателей (рис. № 1,2,3,4).

Динамика изменения ИМТ по группам

Рис. 1. Динамика изменения ИМТ по группам

Динамика изменений ЖЕЛ у юношей

Рис. 2. Динамика изменений ЖЕЛ у юношей

Динамика изменений ЖЕЛ у девушек

Рис. 3. Динамика изменений ЖЕЛ у девушек

Изменение уровня ФА у студентов всех групп эксперимента

Рис. 4. Изменение уровня ФА у студентов всех групп эксперимента

Исходя из полученных результатов, мы можем констатировать факт увеличения ФА у всех групп эксперимента. Однако, наибольшим в абсолютных цифрах оно было у III группы (187,9 МЕТs или на 2,4 % больше исходного), а наименьшим у IV группы (105,3 МЕТs или на 1,01 % больше исходного). Индекс Кетле также свидетельствует о более высоком физическом развитии III группы (на 1,69 ниже исходного значения). По показателям ЖЕЛ III группа тоже опережает остальные как у юношей (на 78,6 мл больше исходного значения), так и у девушек (на 75 мл больше исходного значения). Исходя из полученных результатов можно сделать следующие выводы:

  1. Учитывая, что тренировки более подвижных видов спорта (легкая атлетика, волейбол и баскетбол) большей частью проводились вне закрытого помещения, то положительную роль в увеличении ФА сыграли аэробные физические нагрузки.
  2. Легкая атлетика является наиболее сбалансированным видом спорта как со стороны физической активности, так и со стороны физических нагрузок.
  3. Несмотря на невысокие показатели по ФА, ИМТ и ЖЕЛ у спортсменов IV группы, они, в сравнении с исходными показателями, также улучшили свое физическое развитие. Особенно это сказалось на значениях мышечной силы кисти.

Литература:

  1. Бубнова М. Г., Аронов Д. М., Бойцов С. А. Обеспечение физической активности у граждан, имеющих ограничения в состоянии здоровья. Методические рекомендации. Москва 2014.
  2. Коромыслов A. B., Маргазин В. А. Роль организованной двигательной активности в формировании показателей физического развития студентов за время обучения в вузе. Ярославский педагогический вестник. 2013; 1: 141–6.
  3. Потемкина Р. А. Повышение физической активности населения России: современные подходы к разработке популяционных программ. Профилактическая медицина. 2014; том 17, № 1: 6–11.
  4. https://www.who.int/ru/news/item/26–06–2024-nearly-1.8-billion-adults-at-risk-of-disease-from-not-doing-enough-physical-activity

Ключевые слова

физическая активность, индекс массы тела, метаболический эквивалент задания
Задать вопрос