Методы повышения работоспособности и режимы учебного дня студента технического вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 29.06.2021

Статья просмотрена: 751 раз

Библиографическое описание:

Калинин, Н. А. Методы повышения работоспособности и режимы учебного дня студента технического вуза / Н. А. Калинин, М. Г. Пурыгина, Г. М. Бойко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 321-322. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82516/ (дата обращения: 24.12.2024).



В статье авторы рассматривают и анализируют режимы учебного дня студентов технического вуза и разбирают один из основных методов повышения их работоспособности (занятия физической культурой).

Ключевые слова: анализ, учеба, день, студент, повышение, работоспособность, культура, здоровье.

В наше время современному человеку, часто проживающему в сложных, многогранных и изменчивых социальных условиях, сложно, а то и практически невозможно сохранить естественный (здоровый для организма) образ жизни. Особенно это касается студентов технических вузов, к физическому и психологическому состоянию которых предъявляются повышенные требования, ведь их дальнейшая продуктивность и следование высоким нормам рабочего профессионализма на протяжении длительного срока напрямую взаимосвязана с хорошим здоровьем. Технический прогресс, приведший к активному введению в наш быт автоматизированных механизмов, свободному доступу к интеллектуальной вычислительной технике (персональным компьютерам в том числе) и, как следствие, снижению доли физического труда, сильно сместил жизнь человечества с двигательной активности в активность умственную, с сидячим образом жизни, что актуализирует необходимость анализа учебного дня студента и предложение методов по повышению его работоспособности.

Процесс обучения в вузе оказывает достаточно сильное давление на психику студента, что приводит к повышенному фону интеллектуального и нервного напряжений, доходящих до пиковых значений в период сессии. Так же не стоит забывать про иные нагрузки, а именно различные социальные, бытовые, экологические и многие другие возможные проблемы, которые в сумме с учебой могут привести к разным физическим и психическим срывам.

Как полагал в своих учениях М. Р. Могендович, взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц, вегетативных органов и центральной нервной системы (ЦНС) достаточно легко проследить. До 90 % области головного мозга связаны с механическим движением. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности различных систем организма.

Видно, что одним из базисных методов повышения работоспособности студента является физическая культура, которая дает доступную возможность получить и поддерживать на протяжении многих лет телесное здоровье, делает фигуру красивой, позволяет в полной мере управлять телом и, что особенно важно, значительно расширяет диапазон приспособительных механизмов организма, повышает иммунитет и устойчивость к действию многих неблагоприятных факторов: гипоксии, стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, переохлаждения, инфекции, проникающей радиации, токсических веществ.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Однако, анализируя распорядок дня студента, можно выявить что для повышения его трудоспособности необходимо, помимо проведения практики по физической культуре, составить комплекс теоретических занятий, целью которых будет популяризация систематических физических нагрузок, донесение мысли, что результатом деятельности в физической культуре является не только физическая подготовленность и ступень усовершенствования двигательных умений и навыков, но так же и высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения (слава, отличный стимул для молодежи), нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важно и затрагивание личных интересов. Они отражают избирательное отношение человека к определенному типу деятельности, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса мал, доминирует эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Следует учитывать это, при проведении теоретических курсов образования студентов.

Какие же физические упражнения можно посоветовать к выполнению вне учебной деятельности для повышения тонуса организма и повышение трудоспособности? Очевидно, не несущие разовой высокой нагрузки, которая может привести к травмам неподготовленное тело. При занятиях, важно постепенно увеличивать темп. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних величин. Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания. Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения помогут оставаться в тонусе и сохранять положительный настрой. Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе.

Таким образом, занятия физической культурой как внутри учебного плана института, так и вне его (в свободное от занятий время), является главным методом повышения работоспособности студента, сохранения его здоровья.

Литература:

  1. Малоземов, О. Ю. Физическое воспитание студентов в техническом вузе / О. Ю. Малоземов. — Екатеринбург: АМБ, 2015. — 464 c.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Физическая_культура
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, занятие, упражнение, физический труд, эмоциональная привлекательность.


Похожие статьи

Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда

В статье автор исследует необходимость использования методов физического воспитания в период обучения студентов в ВУЗе, а также влияние физического здоровья на психические функции человека, и наоборот.

Обучение в вузе как важный этап в формировании ключевых компетенций будущих специалистов средствами физической культуры

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с отсутствием мотивации к занятиям физической культуры у будущих специалистов. Также описаны потребности преобразований и реформ, связанных с моделями мотивации у обучающихся.

Значение общеразвивающих упражнений для грамотного развития мышц тела

В статье исследуется важный аспект физической активности и тренировок с целью мышечного развития, предоставляет обзор существующих концепций и теорий, объясняется влияние объема тренировок, интенсивности, выбора упражнений и периодизации на мускулату...

Особенности адаптации студентов в вузе

В статье проведено исследование динамики социально-психологической адаптации студентов первого курса к учебной деятельности в вузе. Исследование направленно на выявление адаптивности студентов первого курса к учебной деятельности и адаптивности к гру...

Профессиональная направленность физического воспитания студентов

В статье рассмотрена и проанализирована профессиональная направленность физического воспитания студентов. Акцент сделан на изучении профессиональной направленности физического воспитания в организациях среднего и высшего образования.

Использование фитнес-программ по физическому воспитанию студенток технического вуза во внеучебное время

В статье раскрывается эффективное влияние фитнеса на формирование личностных свойств и качеств личности студенток и приведен пример структуры занятия по физическому воспитанию во внеучебное время.

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса

В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола в процессе физического воспитания.

Индивидуализация технико-тактической подготовки студенток, занимающихся волейболом, на основе учета их когнитивных стилей и реакции выбора

В статье рассмотрена проблема индивидуализации спортивной подготовки студенток, занимающихся волейболом. Определены особенности студенческого спорта в аспекте индивидуализации технико-тактической подготовки. Целью исследования является оптимизация тр...

Проблемы обеспечения качества и функциональных процессов преподавателя предмета «Физическая культура и спорт» в вузе

В статье авторы пытаются определить основные проблемы обеспечения качества и функциональных процессов, с которыми сталкивается преподаватель предмета «ФКиС» в вузе.

Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ материалов по исследованию учебного стресса у студентов медицинского университета в период обучения в вузе, проведен сравнительный анализ экзаменационного стресса у студентов разных курсов, выя...

Похожие статьи

Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда

В статье автор исследует необходимость использования методов физического воспитания в период обучения студентов в ВУЗе, а также влияние физического здоровья на психические функции человека, и наоборот.

Обучение в вузе как важный этап в формировании ключевых компетенций будущих специалистов средствами физической культуры

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с отсутствием мотивации к занятиям физической культуры у будущих специалистов. Также описаны потребности преобразований и реформ, связанных с моделями мотивации у обучающихся.

Значение общеразвивающих упражнений для грамотного развития мышц тела

В статье исследуется важный аспект физической активности и тренировок с целью мышечного развития, предоставляет обзор существующих концепций и теорий, объясняется влияние объема тренировок, интенсивности, выбора упражнений и периодизации на мускулату...

Особенности адаптации студентов в вузе

В статье проведено исследование динамики социально-психологической адаптации студентов первого курса к учебной деятельности в вузе. Исследование направленно на выявление адаптивности студентов первого курса к учебной деятельности и адаптивности к гру...

Профессиональная направленность физического воспитания студентов

В статье рассмотрена и проанализирована профессиональная направленность физического воспитания студентов. Акцент сделан на изучении профессиональной направленности физического воспитания в организациях среднего и высшего образования.

Использование фитнес-программ по физическому воспитанию студенток технического вуза во внеучебное время

В статье раскрывается эффективное влияние фитнеса на формирование личностных свойств и качеств личности студенток и приведен пример структуры занятия по физическому воспитанию во внеучебное время.

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса

В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола в процессе физического воспитания.

Индивидуализация технико-тактической подготовки студенток, занимающихся волейболом, на основе учета их когнитивных стилей и реакции выбора

В статье рассмотрена проблема индивидуализации спортивной подготовки студенток, занимающихся волейболом. Определены особенности студенческого спорта в аспекте индивидуализации технико-тактической подготовки. Целью исследования является оптимизация тр...

Проблемы обеспечения качества и функциональных процессов преподавателя предмета «Физическая культура и спорт» в вузе

В статье авторы пытаются определить основные проблемы обеспечения качества и функциональных процессов, с которыми сталкивается преподаватель предмета «ФКиС» в вузе.

Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ материалов по исследованию учебного стресса у студентов медицинского университета в период обучения в вузе, проведен сравнительный анализ экзаменационного стресса у студентов разных курсов, выя...

Задать вопрос