Современные студенты ведут малоподвижный образ жизни, занимаясь учебой, либо работой, не отходя от персонального компьютера. Итогом подобного вида жизни является отрицательный вектор состояния самочувствия юных людей, перемена массы туловища, нарушение осанки, уменьшения зрения, психические патологии и др. По этой причине весьма важным на текущий период является потребность физиологической подготовки юных людей и как предстоящих специалистов, и как физически и психически стойких личностей.
Анализ литературы по имеющейся проблеме демонстрирует, что физическая культура и спорт весьма значимы на абсолютно всех стадиях развития личности человека. Конкретные физиологические нагрузки, перемежающиеся с умственной работой, содействуют увеличению производительности учебной и профессиональной работы, увеличивают учебную и трудовую функциональность. И, напротив, при длительном ограничении физической активности совершается снижение функции внимания, памяти, мышления и в соответствии с этим общей трудоспособности. Безусловно, физические занятия играют важнейшую роль в развитии интеллекта. Они стимулируют мозговую деятельность, положительно влияют на все когнитивные функции мозга.
Оптимально выбранный режим двигательной активности, физические упражнения, благоприятно воздействуют на психические процессы, формирование умственной устойчивости к напряженной интеллектуальной деятельности. Для этого следует выполнять физические упражнения оптимальной продолжительности и насыщенности это приведет к увеличению их умственной трудоспособности [5, с.10].
Качественная подготовка юных специалистов подразумевает, прежде всего, увеличение качества и производительности всего хода обучения в вузе. Значимым обстоятельством, характеризующим результативность учебного хода, считается высокий уровень умственной и физиологической трудоспособности учащихся, а кроме того, учебно-трудовая активность учащихся.
Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной работы учащихся обусловливается многочисленными внешними и внутренними условиями. Среди них значительную роль играет правильная организация учебного труда учащихся, содержащая в себе, как необходимый компонент, обучения физической культурой и спортом [2, с.38].
В нынешнее время теория и методика физиологического воспитания учащихся расширяется новыми сведениями о влиянии дозированных физических нагрузок и обливания прохладной водой на характеристики умственной трудоспособности учащихся, о способности комплексного применения дозированных физических упражнений и обливания прохладной водой в рамках академических и самостоятельных занятий физической культурой [8, с.99].
Сущность воздействия физиологических упражнений на тело человека заключается в том, что даже относительно простые движения исполняются при участии значительного числа мышц, которые в свою очередь активизируют центральную нервную систему, поддерживая функциональность нервных центров. При продолжительном занятии умственной работой увеличивается напряжение скелетной мускулатуры, что порождает весьма значительное умственное переутомление и мышечное напряжение. Наступает процесс торможения. У человека уменьшается внимание, скорость реакции, концентрация.
Исследования демонстрируют, что двигательная активность учащихся в промежуток учебной работы составляет 50–65 % [1, с.47]. По этой причине весьма важно развивать культуру взаимоотношения учащихся к собственному самочувствию. Осмысленное понимание значимости физиологических упражнений в ходе интеллектуальной работы сможет помочь грамотно сформировать режим дня, освобождая организм от стрессовых обстоятельств.
Несомненно, любые физические упражнения положительно влияют на мозговую деятельность, но кардио-упражнения являются наиболее эффективными в увеличении скорости кровотока основных зон. В ходе исследований было выявлено, что студентам, у которых уровень физподготовки был выше, удалось набрать больше баллов в процессе оценивания управляющих способностей. Кроме этого, у них обнаружили усиление кровотока в области головного мозга, отвечающую за постановку целей и задач, планирование, целеустремленность и эмоциональность [3, с.54].
Как показывают результаты исследований, систематические анаэробные тренинги оказывают позитивное влияние на здоровье головного мозга. У студентов, занимающихся силовыми тренировками даже 1 день в неделю, кровоток в головном мозге сильнее, чем у тех, кто не занимается.
В процессе естественного старения ухудшается кровообращение мозга, что отрицательно влияет на физическое и психическое состояние организма человека. Повышается вероятность возникновения инсультов, депрессивных состояний, переутомления, упадка сил, когнитивных нарушений.
Под воздействием занятий физическими упражнениями совершаются позитивные перемены в умственной работоспособности у учащихся на протяжении учебной недели и года. В том числе и в промежуток экзаменационных сессий, как это наглядно было представлено в исследовании К. В. Волкова, повседневные часовые занятия гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, в особенности на свежем воздухе, содействуют поддержанию значительной умственной трудоспособности и благоприятно отражаются на успеваемости учащихся. Физиологические нагрузки считаются орудием активного отдыха от умственного напряжения. Известный физиолог И. М. Сеченов в собственных опытах выявил, что замена работы одних мышц иными лучше содействует возобновлению сил, нежели бездействие. В последующем ученые определили, что активный отдых применим не только лишь к физической, но и к умственной работе [4, с.11].
Устойчивость и активность памяти, внимания, восприятия, переработки информации непосредственно соразмерны уровню физической подготовленности. Разнообразные психические функции во многом находятся в зависимости от конкретных физических качеств — силы быстроты, выносливости и др. Таким образом, должным образом сформированная двигательная активность и подходящие физические нагрузки до, в процессе и уже после завершения умственной работы способны непосредственно воздействовать на сохранение и увеличение умственной работоспособности.
Многочисленные исследования деятельности студентов говорят о том, что уже после второй пары учебных часов умственная работоспособность учащихся начинает уменьшаться. Здесь весьма значима физкультурная пауза, длительностью 10 минут и длительностью 5 минут — уже после каждых 2-х часов самоподготовки. Оптимальный эффект физкультурных пауз добивается с поддержкой упражнений, привлекающих в работу прежде бездействующие части туловища, и упражнений на расслабление утомленных мышц [6, с.19].
Физкультурная пауза считается эффективной и доступной формой. Она вызвана регулировать задачу обеспечения активного отдыха учащихся и увеличения их трудоспособности. Спустя 2–3 часа уже после окончания учебных занятий работоспособность возобновляется вплоть до уровня, близкого к начальному в истоке учебного дня, а при самоподготовке снова замечается её снижение. С учетом динамики трудоспособности учащихся на протяжение учебного дня физкультурная пауза длительностью 10 минут рекомендуется уже после 4-х часов занятий и длительностью 5 мин. — уже после каждых 2-х часов самоподготовки, т. е. в этапы, когда приближаются либо выражаются первоначальные свойства утомления [1, с.86].
Выполнение динамических упражнений, подобных как бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание сопряжено с огромным размером механической работы, требующей существенных расходов энергии. Физическая нагрузка интенсифицирует обмен веществ и существенно увеличивает кровообращение.
При исполнении мышечной работы сердце оказывается принужденным выбрасывать в сосудистую магистраль в много раз больше крови, нежели в умеренном состоянии. В центральных кровеносных сосудах увеличивается влияние, которое содействует внушительному увеличению скорости течения крови по всему организму [2, с.17].
У учащихся игровых разновидностей спорта замечена значительная взаимосвязь между абсолютно всеми исследуемыми показателями. Данное отличает данный контингент исследуемых учащихся от иных групп разновидностей спорта, а кроме того, говорит, что формирование именно зрительной, слуховой памяти и концентрации внимания считаются непосредственными условиями воздействия на уровень познаний.
У учащихся, которые увлекаются сложно-координационными видами спорта, кроме того, прослеживается присутствие связи между абсолютно всеми исследуемым когнитивными способностями и уровнем познаний, однако несколько в наименьшей мере, чем у учащихся игровых разновидностей спорта. Они являются выраженными кинестетиками с доминированием концентрацией внимания.
У учащихся, которые увлекаются единоборствами, выявлена корреляционная связь между показателями уровня познаний, внимания и зрительной памяти. Регрессионная модель указывает на преобладание показателя концентрации внимания среди исследуемых когнитивных способностей [8, с.34].
Установлена тесная взаимозависимость между уровнем познаний и концентрацией внимания у учащихся циклических разновидностей спорта; уровнем познаний и зрительной памятью, концентрацией внимания у учащихся игровых разновидностей спорта и сложнокоординационных разновидностей спорта; уровнем познаний и зрительной памятью, концентрацией внимания в студентов-единоборцев.
Наибольший показатель уровня формирования когнитивных способностей прослеживался у учащихся игровых разновидностей спорта и говорит о доминировании у них явных механизмов познавательной работы. А регрессионные модели дали возможность индивидуализировать форму представления учебного материала [7, с.26].
Итак, физическая культура в вузах представлена как главный базовый элемент формирования общей культуры учащихся. В нынешнее время признаны такие формы физической культуры, как неспециальное физкультурное образование, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация. Многостороннее формирование физических способностей студентов с поддержкой организованной двигательной активности (физической тренировки) может помочь сконцентрировать все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели и усиливает здоровье. Экспериментально подтверждено, что учащиеся, специализирующиеся физической культурой, наиболее удачны в обучении и обладают значительным уровнем когнитивных способностей. Таким образом, регулярные занятия физической культурой и спортом считаются тем универсальным орудием, которое может посодействовать каждому противодействовать напряженному ритму жизни, нервно-психическим перегрузкам, в том числе и при умственном труде.
Литература:
- Астахов Н. Э. Влияние физической культуры и спорта на работоспособность студента // Молодой ученый. — 2018. — № 46. — С. 409–411.
- Булич Е. В. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния занятий физическим воспитанием на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов. Ученые записки — СГУ, 2011,- 320 с.
- Виленский В. И. Физическая культура студента. — М: Гардарики, 2005, — 110 с.
- Волков К. В. Влияние физических упражнений и спорта на работоспособность при умственном труде. — Л.,2010.-102с.
- Зуйкова Е. Г., Бондарчук И. Л. Влияние физической культуры на работоспособность и адаптацию студентов к физическим нагрузкам // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012. № 1. С.228–233
- Ковалева А. В., Корельская И. Е. Влияние физических упражнений на когнитивные способности студентов вуза. — М: Наука, 2016.- 8 с
- Основы физической культуры студенческой молодежи: учеб. пособие/И. Е. Корельская, И. А. Каркавцева, Н. В. Блохина [и др.]; под общ. ред. И. Е. Корельской; Сев.(Арктич.)федер.ун-т им. М. В. Ломоносова.-Архангельск: ИД САФУ, 2014.- 107 с.
- Фарбер ДА., Анисимова ИЮ. Функциональная организация коры больших полушарий при выполнении произвольных движений. Возрастной аспект // Физиология человека. 2000. Т. 26, № 5. С. 35–43.