В статье авторы стараются показать важность наличия физической культуры и спорта в жизни студентов
Ключевые слова: физическая культура, спорт, студенты, утомление, учебная нагрузка
.
Студенты относятся к категории людей, которые сильно подвержены утомлению вследствие наличия постоянной умственной деятельности, частых недосыпов, стрессов перед экзаменами и контрольными. А также, учитывая, что требования к студентам во время учебно-образовательного процесса заметно увеличились по сравнению с предыдущими ступенями обучения.
В студенческом возрасте, а именно в 18–25 лет созревают практически все структуры нервной системы, определяющие восприятие, обработку и хранение поступающей информации. Это относится как к периферической, так и к центральной нервной системе. Поэтому отслеживание своего психологического и физического состояния является важной составляющей жизни студента. [1]
Интенсификация учебного процесса в вузе, о которой было сказано выше, приводит к увеличению учебной нагрузки, что вызывает значительное ухудшение работоспособности и здоровья студентов, уже отмеченное на первом курсе.
Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют [4]:
- Специальные знания, умения, навыки, а также психофизиологические качества (память, внимание, восприятие и др.),
- Физиологические функции (особенности сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной систем),
- Психологические особенности (сообразительность, добросовестность и т. д.).
На работоспособность в любой момент влияет не только каждый из них, но и различные их сочетания.
Одной из главных причин снижения работоспособности является утомление
Утомление — это возникающее вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма, выражающееся в снижении работоспособности, в изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, образующих чувство усталости [5].
Характеристика степеней переутомления (по К. К. Платонову) [9] указана в таблице 1
Таблица 1
Симптомы |
Степень переутомления |
||||
Начинающиеся |
Легкое |
Выраженное |
Тяжелое |
||
Снижение работоспособности |
Малое |
Заметное |
Выраженное |
Резкое |
|
Появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке |
При усиленной нагрузке |
При обычной нагрузке |
При облегченной нагрузке |
Без видимой нагрузки |
|
Симптомы |
Начинающиеся |
Легкое |
Выраженное |
Тяжелое |
|
Компенсация понижения работоспособности волевым усилием |
Не требуется |
Полностью |
Неполностью |
Незначительно |
|
Эмоциональные сдвиги |
Временное снижение интереса к работе |
Временами неустойчивость настроения |
Раздражительность |
Угнетение, резкая раздражительность |
|
Расстройства сна |
Трудно засыпать и просыпаться |
Труднее засыпать, просыпаться |
Сонливость днем |
Бессонница |
|
Снижение умственной работоспособности |
Нет |
Трудно сосредоточиться |
Временами забывчивость |
Заметное ослабление внимания и памяти |
|
Вегетативные сдвиги |
Временами тяжесть в голове |
Часто тяжесть в голове |
Временами головные боли, снижение аппетита |
Частые головные боли, потеря аппетита |
|
Профилактические мероприятия |
Упорядочение отдыха, физическая культура, культурные развлечения |
Отдых, физическая культура |
|
Лечение |
|
Чтобы не усугублять ситуацию, нужно принимать меры заранее.
Существует один действенный, и в то же время самый простой, способ для восстановления былого интереса к работе и повышения эффективности деятельности. Это всем нам известный сон, во время которого, по мнению многих специалистов, протекают интенсивные восстановительные процессы, в первую очередь в клетках головного мозга. Гигиена сна имеет огромное значение для умственного труда. [10]
Самым эффективным средством после сна в борьбе нервно эмоциональным и психологическим утомлением является физическая культура. Актуальность физической культуры обусловлена тем, что она представляет особый вид деятельности, средство и способ физического оздоровления и совершенствования личности.
Для плодотворной работы после сна необходимо пробудить свой организм. Для этого отлично подходит утренняя зарядка. Она занимает не много времени, но эффект от нее отразится на всем дне. К сожалению, в настоящее время большинство студентов пренебрегают данным способом и используют такие средства как кофе и энергетические напитки, которые помогают лишь на время и вредят здоровью.
Говоря про физические упражнения и тренировки можно сказать, что их формы очень разнообразны. Чаще всего это самостоятельные групповые (игры, походы) или индивидуальные (бег, плавание) занятия. Для студенческой жизни самое оптимальное будет занятие бегом и плаванием. Однако каждому стенду можно подобрать свой комплекс упражнений удобный для него.
Могу предложить следующий базовый комплекс: разминка, «велосипед», «ножницы», отжимания и приседания. Данных упражнений будет достаточно для поддержания себя в тонусе и повышения работоспособности.
Также еще очень важный совет — это следить студенту за своим питанием. Наш организм получает энергию из пищи, поэтому от ее качества зависит здоровье и жизненная энергия. Даже если студент не имеет возможности постоянно следить за своим питанием, все равно следует отказаться от вредных продуктов и фастфуда.
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо сказать, что умственная работоспособность является важным показателем состояния здоровья человека. И от личных действий студента зависит уровень данной работоспособности, и вследствие этого учебные достижения студента и его личная жизнь.
Литература:
- Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. — М.: изд-во Просвещение, 1999. — С.180–190
- Наумченко И. Л. Самостоятельный труд студентов [Текст] / И. Л. Наумченко. — Саратов, СГУ, 1984. — 146 с
- Соловьев, В. Н. Умственная и физическая работоспособность студентов как фактор адаптации к учебному процессу [Текст] / В. Н. Cоловьѐв. — Ижевск, Удмуртский государственный университет. — 2004. — № 8. — С. 69–72.
- Шамшина, Н. В. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности [Текст] / Н. В. Шамшина, Е. В. Голякова, Е.А., Гаврилова. — Тамбов: изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2010. — 40 с.
- Валенский, М. Я. Двигательная активность студентов в режиме учебно-трудовой деятельности быта и отдыха [Текст] / М. Я. Валенский // Теория и практика физ. культуры. — 1989. — № 3. — С. 60–64.
- Дмитриев, А. Д. Влияние особенностей учебной нагрузки на организм учащихся [Текст] / А. Д. Дмитриев // Гигиена и санитария. — 1994. — № 8. — 32 с.
- Крамской, С. И. Восстановление умственной работоспособности студентов средствами физической культуры и психической саморегуляции [Текст] / Крамской С. И., Бондарь Е. А., Коруковец А. П. — Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2016. — 75с
- Чернышева И. В. Отношение студентов технического вуза к занятиям физической культурой и спортом // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 4. — С. 97.
- Петровский Б. В. Популярная медицинская энциклопедия [Электронный ресурс] / Б. В. Петровский. — М.: Советская энциклопедия, 1979. — 201с.
- Огай А. Н., Аванесов А. А., Демьянова Л. М. Профилактика утомления у студентов средствами физической культуры // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017033006 (дата обращения: 15.04.2022)