Научная организация труда с учетом физиологических процессов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 05.12.2020

Статья просмотрена: 207 раз

Библиографическое описание:

Бахтина, М. А. Научная организация труда с учетом физиологических процессов / М. А. Бахтина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 551-552. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76042/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье будут описаны основные физиологические процессы организма.

Ключевые слова: труд, физиология, физическая работа, утомление, отдых, работоспособность, центральная нервная система, рефлекс.

Как нам известно, физиология труда — это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности. Её главной задачей является выработка принципов и норм, которые способствуют улучшению и оздоровлению условий труда.

Также стоит отметить, что физиология труда — это также и раздел физиологии профилактической медицины, которая в свою очередь изучает изменения функционального состояния организма в трудовом процессе.

Задачи физиологии труда

Задачи физиологии труда в общем виде состоят в изучении тех форм, в которых проявляется рабочая деятельность, а именно тех состояний, которые возникают в организме человека в связи с его рабочей деятельностью, физиологических закономерностей и физиологических механизмы проявления которых определяются трудовой деятельностью.

Конечной целью физиологии труда является разработка мер по повышению работоспособности человека, сохранению ее на высоком уровне в течение длительного времени и предупреждению утомления и разработка физиологических основ научной организации трудовых процессов, режима труда и отдыха, целесообразной организации рабочего места.

Как известно, из-за влияния трудовых действий физиологические процессы человеческого организма изменяются. Эта перестройка осуществляется по физиологическим законам высшей нервной деятельности, поскольку всякая деятельность человека регулируется центральной нервной системой. Одним из важнейших элементов трудовой деятельности человека является двигательная функция, так как именно через нее осуществляется взаимодействие человеческого организма с окружающей средой.

С физиологической точки зрения все двигательные реакции человека, происходящие под воздействием факторов внешней среды, являются сложными рефлексами.

Фазы работоспособности

Динамика работоспособности заключается в том, что мы с вами проходим через фазы, которые прямым образом связаны с состоянием организма в рабочее время. Известно, то у каждого человека определенным образом эти фазы идут друг за другом. Время процесса может меняться, а последовательность всегда остаётся неизменной.

Рассмотрим фазы работоспособности:

1 фаза

Начальная фаза обычно наступает в 6–9 утра. После того, как человек проснулся, он приводит себя в порядок. Примерно через 1–2 часа приходит осознание того, что предстоит обязательная работа. В этот момент мозг настраивается на это. В это же время в организме запускаются функции, которые отвечают за плодотворный труд. Из-за того, что центральный орган работает быстрее, тело возбуждено и готово к процессу даже до начала работы.

2 фаза

Фаза врабатывания запускается вместе с началом работы. Сначала дело двигается медленно и спокойно, ибо люди не способны немедленно приступить к работе с результативностью в 100 %. Организм обязан вработаться и вникнуть в процесс, чтобы двигаться дальше. Поэтому данную фазу нельзя избежать. Стоит помнить, что для увеличения результативности необходим отдых.

Фаза врабатывания запускается вместе с началом работы. Из-за того, что люди не способны немедленно приступить к работе с высокой результативность, дело обычно двигается медленно. Организм должен вникнуть в процесс. Стоит помнить, чтобы увеличить результат — необходим правильный и своевременный отдых.

3 фаза

Когда человек работает 30–60 минут, наступает фаза устойчивой работоспособности. По сравнению с вышеперечисленными этапами эффективность труда в это время значительно выше. Человек без серьезных усилий выполняет работу. Также стоить помнить, если человека прервать на фазе устойчивой работоспособности, данный этап сорвется. Индивиду придется опять возвращаться к фазе врабатывания. А как известно, это снижает результативность труда в разы.

4 фаза

Рано или поздно наступает фаза утомления. Под конец такой фазы результативность работы находится на нуле. Именно поэтому мы с вами обязаны чередовать работу с отдыхом. Если утомленный человек продолжит работать, то маловероятно это принесёт хороший результат. Чтобы не столкнуться с этой проблемой, человек обязан отдыхать каждые 90 минут работы.

5 фаза

Конечным порывом ощущается мобилизацией резервов организма.

Как повысить работоспособность

Но сначала стоит отметить, что влияет на снижение работоспособности.

  1. Сильная усталость из-за неправильно подобранной нагрузки;
  2. Заболевания;
  3. Плохой сон;
  1. Травмы.
  2. Вредные привычки;
  3. Чрезмерное употребление кофе и синтетических стимуляторов;
  4. Гиподинамия;
  5. Неорганизованность рабочего места;
  6. Неправильный график работы;
  7. Работа без выходных.

Для того чтобы сохранять высокую продуктивность, придерживайтесь следующих рекомендаций:

Совет № 1: Всегда составляйте план на день.

Совет № 2: Выполняйте сложные задачи первыми.

Совет № 3: Всегда адекватно оценивайте собственные силы.

Совет № 4: Хвалите себя за все победы.

Совет № 5: Откажитесь от социальных сетей.

Совет № 6: Не забывайте отдыхать.

Литература:

  1. Н. Ф. Измеров, В. Ф. Кириллов — Гигиена труда.
  2. Булич Е. В. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния занятий физическим воспитанием на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов. Ученые записки — СГУ.
  3. Астахов, Н. Э. Влияние физической культуры и спорта на работоспособность студента
  4. Зуйкова Е. Г., Бондарчук И. Л. Влияние физической культуры на работоспособность и адаптацию студентов к физическим нагрузкам // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения.
Основные термины (генерируются автоматически): фаза, человеческий организм, задача физиологии труда, начало работы, рабочая деятельность, рабочее место, трудовая деятельность, устойчивая работоспособность, фаза работоспособности, центральная нервная система.


Похожие статьи

Научная организация труда с учетом физиологических процессов (утомление, переутомление, режим труда и отдыха, гиподинамия, гипотония, работоспособность, двигательная активность) для студентов

В статье описаны основные физиологические процессы.

Влияние физических упражнений на полноценное развитие организма человека

Статья посвящена влиянию физических упражнений на организм. А также приведены рекомендации по улучшения здоровья.

Лечебная гимнастика: путь к здоровью и душевному равновесию

В статье рассмотрены лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы, благотворное влияние ЛФК на нормализацию жизни людей, укрепление здоровья.

Физиологическая рационализация

В данной статье раскрывается проблема работоспособности, ее поддержания и увеличения. Предложены способы повышения работоспособности.

Правильное дыхание — основа жизни

В статье показаны основные функциональные показатели активной деятельности и дыхательной системы человека, подходы и методы тренировки правильного дыхания, комплекс упражнений для выработки правильного дыхания и значение активной деятельности и прави...

Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность

Представленная научная работа посвящена двигательной активности, позволяет понять ее роль в жизни человека.

Самоконтроль для занимающихся физической культурой

В статье показаны основные показатели самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, методы их оценивания и значение для человеческого организма.

Анализ результатов внеурочной деятельности в рамках раздела «Кровеносная и лимфатическая системы организма» в школьном курсе биологии 8 класса

В статье рассматриваются вопросы организации внеклассной деятельности школьников на примере определения адаптационного потенциала системы кровообращения, типа саморегуляции кровообращения.

Управление энтропией для снижения напряженности трудового процесса

В статье рассмотрено влияние психоэмоциональных нагрузок на здоровье работников. Были разобраны инструменты оценки их воздействия и приведены методы по его снижению.

Гибкость в спорте и спортивных достижениях

В статье рассмотрено значение показателей гибкости в профессиональной деятельности спортсменов, приведены факторы, влияющие на повышение этих показателей, и их виды.

Похожие статьи

Научная организация труда с учетом физиологических процессов (утомление, переутомление, режим труда и отдыха, гиподинамия, гипотония, работоспособность, двигательная активность) для студентов

В статье описаны основные физиологические процессы.

Влияние физических упражнений на полноценное развитие организма человека

Статья посвящена влиянию физических упражнений на организм. А также приведены рекомендации по улучшения здоровья.

Лечебная гимнастика: путь к здоровью и душевному равновесию

В статье рассмотрены лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы, благотворное влияние ЛФК на нормализацию жизни людей, укрепление здоровья.

Физиологическая рационализация

В данной статье раскрывается проблема работоспособности, ее поддержания и увеличения. Предложены способы повышения работоспособности.

Правильное дыхание — основа жизни

В статье показаны основные функциональные показатели активной деятельности и дыхательной системы человека, подходы и методы тренировки правильного дыхания, комплекс упражнений для выработки правильного дыхания и значение активной деятельности и прави...

Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность

Представленная научная работа посвящена двигательной активности, позволяет понять ее роль в жизни человека.

Самоконтроль для занимающихся физической культурой

В статье показаны основные показатели самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, методы их оценивания и значение для человеческого организма.

Анализ результатов внеурочной деятельности в рамках раздела «Кровеносная и лимфатическая системы организма» в школьном курсе биологии 8 класса

В статье рассматриваются вопросы организации внеклассной деятельности школьников на примере определения адаптационного потенциала системы кровообращения, типа саморегуляции кровообращения.

Управление энтропией для снижения напряженности трудового процесса

В статье рассмотрено влияние психоэмоциональных нагрузок на здоровье работников. Были разобраны инструменты оценки их воздействия и приведены методы по его снижению.

Гибкость в спорте и спортивных достижениях

В статье рассмотрено значение показателей гибкости в профессиональной деятельности спортсменов, приведены факторы, влияющие на повышение этих показателей, и их виды.

Задать вопрос