Статья подробно рассматривает значимость физической культуры в повседневной жизни студентов. Автор анализирует, как регулярные занятия физической культурой способствуют улучшению физического здоровья, психического благополучия и академической успеваемости. Особое внимание уделено взаимосвязи между физической активностью и когнитивными функциями. Также обсуждается социальная сторона физической культуры, включая ее роль в укреплении командного духа и развитии коммуникативных навыков.
Ключевые слова: физическая культура, студент, напряжение, умственная усталость, физическая нагрузка, физическая активность.
Физическая культура выполняет ключевую роль в удовлетворении основных потребностей человека в активности, способствуя поддержанию необходимых уровней физической и умственной эффективности, необходимых в повседневной жизни. Эта дисциплина также выходит за рамки своих основных функций, предлагая решения для более специфических задач, что делает её незаменимой в современном мире [1, с.226].
Здоровье — это ценное сокровище для каждого индивида и общества, ключ к успешной реализации планов, преодолению препятствий и выдерживанию нагрузок. Ведение здорового образа жизни, активно поддерживаемое самими людьми, гарантирует продуктивное и долголетнее существование. Исследования подтверждают, что соблюдение принципов гигиены может продлить жизнь до 100 лет и более. Однако многие игнорируют элементарные правила здорового питания, сталкиваясь с последствиями малоподвижного образа жизни, такими как ускоренное старение, стресс, бессонница, и заболеваниями внутренних органов, включая атеросклероз, диабет и ожирение. К тому же, увлечение вредными привычками, такими как курение и употребление алкоголя, сокращает продолжительность жизни.
Физическая культура оказывает значительное влияние на жизнь студентов, особенно учитывая их активную умственную работу, сопровождаемую ограниченной физической активностью и интенсивным напряжением зрения. Регулярные физические упражнения способствуют не только расслаблению нервной системы, но и увеличению общей работоспособности. Кроме того, они улучшают настроение и служат профилактикой многих заболеваний.
Для достижения цели физического развития человека, каждый аспект физической культуры вносит свой уникальный вклад. Эти различные компоненты, обладая своей спецификой и направленностью на определенные задачи, могут быть анализированы индивидуально.
Современные условия жизни, где автоматизация и роботизация производственных процессов играют доминирующую роль, существенно уменьшили физическую активность человека. Это привело к тому, что ежедневная потребность в движении практически исчезла, что вызывает озабоченность по поводу состояния здоровья населения.
Организм человека адаптируется к уровням физической активности, повышая свою работоспособность при регулярных тренировках и снижая ее при их отсутствии. Урбанизация и технический прогресс приводят к уменьшению физической активности (гиподинамии), делая использование физической культуры и спорта необходимым для поддержания здоровья. Эффективное решение этой проблемы без активного применения физических упражнений и спорта практически невозможно.
Отдых — это период релаксации, важный для восстановления энергии и работоспособности организма. Этот процесс тесно взаимосвязан с трудовой и учебной деятельностью в профессиональной и производственной сферах. Недостаток отдыха может вызвать утомление, в то время как слишком длительный отдых без работы может привести к заболеваниям и даже потере рабочего места. Сбалансированный подход к труду, отдыху и питанию способствует поддержанию здоровья и эффективности на протяжении многих лет [2, с.21–27].
Эффективный отдых достигается через правильное чередование работы и перерывов. Согласно исследованиям русского физиолога Ивана Михайловича Сеченова, особенно полезен активный отдых, когда происходит смена фокуса с одной группы мышц на другую. Такой подход способствует скорейшему восстановлению утомленных мышц. Переход от умственной работы к легким физическим упражнениям и наоборот помогает снять усталость и обеспечивает качественный отдых.
Для восстановления работоспособности после физических или умственных нагрузок рекомендуется сочетать полный покой с умеренным отдыхом. При продолжительной сидячей работе и ограниченной физической активности могут возникать проблемы с обменом веществ и кровообращением, включая застойные процессы в брюшной полости и нижних конечностях. Люди, работающие в условиях сниженной подвижности, часто испытывают головные боли, метаболические нарушения и другие здоровьесберегающие проблемы.
Выбор методики обучения может опираться на типовые комплексы упражнений, различающиеся по уровню физической нагрузки, нервного и эмоционального напряжения. К таким комплексам относятся:
- Упражнения с высоким физическим напряжением;
- Занятия, сочетающие умеренные физические и умственные нагрузки;
- Активности с повышенным нервным напряжением, но небольшой физической активностью, обычно выполняемые в положении лежа;
- Деятельности, преимущественно связанные с умственным трудом.
Многие студенты в период экзаменов не ощущают усталость, однако для поддержания деятельности организм расходует дополнительные ресурсы энергии и силы [3, с.532]. Во время продолжительных физических усилий наблюдаются изменения в работе организма: ускорение дыхания и пульса, повышение артериального давления, интенсивное потоотделение, расширение грудной клетки, отеки и покраснение лица. Эти физиологические реакции могут привести к снижению работоспособности и увеличению признаков усталости.
Человек, испытывающий усталость, может временно работать более эффективно, но со временем его мозговая активность ухудшается. Неправильный режим отдыха или чрезмерные рабочие нагрузки могут привести к хронической усталости или даже переутомлению. Утомление бывает двух видов: умственное и эмоциональное. У людей с определенными характеристиками нервной системы умственное напряжение может спровоцировать неврозы, вызванные психическими и эмоциональными перегрузками, избыточной ответственностью, физической усталостью и другими факторами. Эмоциональные перегрузки часто встречаются у людей, сталкивающихся с глубокими переживаниями и разнообразными трудовыми задачами.
Значительную роль в поддержании здоровья играют такие доступные виды спорта, как бег, плавание и другие. Полезно полностью менять привычный распорядок в период отпусков для достижения максимального эффекта отдыха, включая изменение обстановки. Особенно благотворно влияет времяпровождение на природе — в лесу или у моря, сочетая закаливание, солнечные ванны и оздоровительные процедуры с физическими упражнениями и туризмом [4, с.421].
Оптимальным вариантом активного отдыха является спортивный туризм, где участники ориентируются на местности или принимают участие в соревнованиях. Для студентов физическая культура имеет особое значение, поскольку движение не просто перемещение, а ключевой элемент здорового образа жизни.
Литература:
- Виленский М. Я. Физическая культура студента: Учебник / М. Я. Виленский. — М.: Гардарики, 2001. –226 с.
- Столяров В. И. Философско-культурологический анализ физической культуры. // Вопросы философии. 20188, № 4. — С.21–27.
- Ловягина А. Е. Психология физической культуры и спорта. Учебник и практикум: моногр. / А. Е. Ловягина, Н. Л. Ильина, Д. Н. Волков. — М.: Юрайт, 2016. — 532 c.
- Масалова О. Ю. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью. Учебное пособие / О. Ю. Масалова. — М.: КноРус, 2017. — 421 c.