Представлены результаты исследования режимов труда и отдыха и влияние этих режимов на жизнь и здоровье студентов ИРНИТУ, расчёты приведены в графиках.
Ключевые слова: режимы, студенты
Студенты — особая категория населения, в чьей жизни проходят одни из главных этапов становления личности человека в обществе. В данный жизненный период очень важно формирование основных физиологических качеств и навыков физического воспитания. Именно поэтому стоит больше внимания уделять своим режимам труда и отдыха.
Режимы труда и отдыха — равномерное и продолжительное чередование периодов работы и отдыха на протяжении определённого временного участка, обеспечивающее поддержание высокой работоспособности и здоровья. Несоблюдение данных режимов влияет на самочувствие человека, на состояние его здоровья, особенно в периоды учёбой деятельности. В большинстве случаев, у студентов нарушены эти режимы, что приводит к нарушению внимания, ухудшению качества усвоения информации, следовательно, уровень работоспособности значительно меньше. [1]
Цель работы — изучение режимов жизни студентов в период их учебной деятельности.
В октябре был проведён опрос студентов ИРНИТУ, в котором приняло участие 20 студентов первого курса Института Архитектуры и Строительства.
Для студентов была разработана анкета, состоящая из 13 вопросов (см. приложение 1). По третьему вопросу данной анкеты были получены следующие результаты — из 60 опрошенных студентов 12 спят более 8 часов в сутки, что составило 20 %, 21 студентов — 35 % — 5–6 часов. Остальные студенты (27 человек — 45 %) спят менее 5 часов в сутки (рис. 1).
Рис. 1.
На первом рисунке видно соотношение количества опрошенных студентов на качество их сна в процентах.
Это огромная нагрузка на все органы, ведь недосыпание приводит к таким последствиям как:
- Тошнота;
- Обморок;
- Головокружение;
- Головная боль;
- Боли в сердце;
- Ожирение;
- Депрессия [3].
Всё это негативно влияет не только на самочувствие человека, но и на его настроение. Для нормального функционирования нашего организма период сна должен состоять 7–9 часов. Только в том случае студент сможет быть полностью сконцентрирован на учебном процессе, что приведёт к увеличению уровня работоспособности [4].
Во время рабочего процесса стоит делать небольшие 5 минутные перерывы за час до обеда и за час до окончания труда, а так же в период спада работоспособности — 10 минут на личные надобности. Перерывы должны быть закреплены графиком работы [2].
Ещё одна, не менее важная, составляющая правильной работы организма — физическое воспитание. Развить его можно с помощью занятий физической культурой и утренней зарядкой. В последнее время большое количество студентов проявляют активность в различных видах спорта. Из 60 опрошенных 45 человек, что составляет 75 %, регулярно посещают спортивный зал и иные спортивные секции. Остальные же 15 % не проявляют интерес к спорту (рис.2).
Рис. 2.
На втором рисунке мы видим соотношение количества студентов, занимающихся и не занимающихся спортом, в процентах.
Рис. 3.
И можно заметить, что они болеют респираторными заболеваниями чаще нежели те, кто активно работает над своим физическим воспитанием. (рис.3)
На третьем рисунке мы видим соотношение количества студентов занимающихся спортом, в связи с этим, меньше болеющих и не занимающихся, болеющих больше.
В заключении следует вывод: режимы труда и отдыха стоит соблюдать, ведь от этого зависит не только наше самочувствие и работоспособность во время учебной деятельности, но и на наше настроение. Для этого требуется тщательно планировать своё расписание на день, соблюдая рекомендации по поводу сна, ведь недосыпание вредит нашему организму, лишая нас значительной части энергии. Но и не стоит забывать о своём физическом воспитании. Нужно заниматься каким-либо видом спорта, который вам больше нравятся, и если вы можете выдерживать данную нагрузку, и делать зарядку по утрам. Соблюдение данных правил поможет вам прожить долго и радостно, не задумываясь о многих проблемах со здоровьем.
Приложение 1
Анкета
Влияние режимов труда иотдыха на жизнь студентов
- Ваш возраст:
- Ваш пол:
- Сколько часов спите?
- Какое время у вас занимает учёба?
- Как часто вы болеете?
- Имеете ли вы вредные привычки?
- Как проводите свободное время?
- Планируете ли вы своё расписание на день?
- Как вы относитесь к спорту?
- Делаете ли вы утреннюю зарядку? Если да, то как часто?
- Занимаетесь ли вы каким-либо спортом?
- Какие спортивные секции вы посещаете?
- Как вы относитесь к здоровому образу жизни?
Литература:
- Режимы труда и отдыха, их виды и основные принципы построения: www.mybntu.com/genetal/trud/rezhimy-truda-i-otdyxa-ix-vidy-i-osnovnye-principy-pistroeniya.html
- Режим труда и отдыха: https://sites.google.com/site/zdorovyjobrazziznist/kak-priderzivat-zdorovyj-obraz-zizni-studentam/rezim-truda-i-otdyha
- Здоровый сон: chudesalegko.ru/zdorovyj-son/
- Правила здорового сна: www.takzdorovo.ru/profilaktika/obraz-zhizni/pravila-zdorovogo-sna/