В статье авторы изучают особенности нарушения сна у студентов 1-х и 4-х курсов
Ключевые слова: сон, нарушение сна, студенты.
Исследовать сон пытались еще в Древней Греции. Правда, объяснение происходящего было скорее мистическим, чем научным. В XIX веке крупнейшим специалистом по физиологии сна стал профессор, один из крупнейших ученых Франции, Мишель Жуве. Жуве одним из первых в конце пятидесятых годов минувшего века наблюдал и регистрировал электрофизиологические проявления парадоксального сна у кошки [6].
Русская ученая Мария Михайловна Манасеина, жившая во второй половине XIX века, стала основоположником «науки о сне» — сомнологии. В 1870-х гг. она изучала значение сна для организма на щенках. Анализируя результаты, М. Манасеина пришла к выводу, что сон для организма важнее пищи [2].
Человек не может прожить долгое время без сна. Даже незначительные нарушения сна влияют на организм: чувство недомогания, сонливости. А регулярное систематическое недосыпание может привести к истощению нервной системы, снижению работоспособности. Эти нарушения сна часто носят психогенный характер.
У студентов они связаны с недостатком отдыха и повышенной утомляемостью в учебном заведении. Их адаптация к учебному процессу сказывается на их психическом и физическом здоровье. По данным различных исследований, у студентов вузов значительно худшее качество сна по сравнению с общей популяцией людей аналогичного возраста [5]. При этом студенты медицинских вузов занимают особое положение, так как учебная нагрузка в среднем в 2 раза выше, чем у студентов технического вуза [4]. Студенты 1 курса больше загружены интеллектуально, адаптируются к новым условиям, к резким изменениям привычного образа жизни, к формированию межличностных отношений вне семьи. Данные процессы адаптации сказываются на всех жизненно важных механизмах развития будущих специалистов. Нельзя не подчеркнуть особое влияние режима сна и бодрствования на эти процессы. Ведь именно во сне происходят процессы восстановления организма и пополнения его энергетических запасов. После активно проведенного дня устают не только мышцы, но и многие важные органы. Особенно в отдыхе нуждается головной мозг [7]. Образ жизни студентов, как отдельной социальной группы, является важным фактором, определяющим состояние их здоровья.
Цель: исследовать, как сон влияет на здоровье студентов; выяснить, как и сколько необходимо спать, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым; изучить особенности нарушения сна у студентов 1 и 4 курсов медицинского университета.
Материалы и методы исследования:
Данное исследование проводилось на базе Белгородского Государственного Национального Исследовательского Университета среди 100 студентов первого и четвертого курсов факультета «Лечебное дело». Возраст испытуемых варьировался от 18 до 25 лет. Исследование проводилось по плану:
— Сбор теоретического материала
— Отбор материала по теме
— Анкетирование
— Обработка полученных результатов
— Подведение итогов исследования
Некачественный или недостаточный сон приводит к обширному спектру изменений всех нервных и нейроэндокринных функций, включающих изменение секреции «стрессорных» гормонов, когнитивные и обменные нарушения, снижение иммунитета, повышение риска онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний [3].
Все расстройства в системе организма быстро восстановятся, если студент начнет высыпаться.
«Сколько часов в сутки должен спать человек?» — взялись выяснить американские учёные Национального Фонда Сна. В ходе исследований, было установлено, что норма сна варьировалась, в зависимости от индивидуальных, возрастных и социальных показателей испытуемых групп.
Обоснование этому получила теория о том, что продолжительность сна регулируется специальным геном hDEC2 [8].
При дальнейшем детальном исследовании оказалось, что по своим физиологическим проявлениям сон неоднороден и имеет две разновидности: медленный (спокойный или ортодоксальный) и быстрый (активный или парадоксальный).
Быстрый сон, с одной стороны, является более глубоким по сравнению с медленным, а с другой стороны, судя по активности физиологических функций — более поверхностным. Быстрый сон имеет важное значение для жизнедеятельности организма. Если человека искусственно лишить быстрого сна, то, несмотря на вполне достаточную общую продолжительность сна, через пять-семь дней у него наступают психические расстройства.
Чередование быстрого и медленного сна характерно для здоровых людей, при этом человек чувствует себя выспавшимся и бодрым.
Когда же лучше спать: ночью или днём?
Ночной сон способствует шишковидной железе головного мозга вырабатывать гормон мелатонин, регулирующий суточные ритмы. Мелатонин замедляет процесс старения организма и увядания кожи, помогает бороться с семью видами раковых клеток, улучшает работу пищеварительного тракта и головного мозга, работу иммунной и эндокринной систем, снижает тревожность и помогает в борьбе со стрессом, регулирует кровяное давление и периодичность сна, помогает лучше адаптироваться при смене часовых поясов.
Дневной сон благоприятно влияет на организм, на сердечно-сосудистую систему и снижает риск возникновения заболеваний сосудов и сердца, позволяет быстро восстановить силы. Организм расслабляется, снимается стресс, улучшается настроение.
В связи с тем, что проблема нарушения режима сна и бодрствования, недосыпания, несоответствия биоритмам особенно часто встречается среди студентов, мы решили исследовать, сколько времени студенты 1 и 4 курсов нашего университета уделяют сну. Высыпаются ли они, страдают ли от нарушения сна, соблюдают ли гигиену сна? В опросе приняли участие 100 человек.
Результаты и обсуждения:
Проанкетировано 100 человек в возрасте от 18 до 25 лет. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Общая выборка. N=100. % |
1 курс. N=50. % |
4 курс. N=50. % |
|
Не удовлетворены качеством ночного сна |
73(73 %) |
43(86 %) |
30(60 %) |
Нет постоянного режима сна |
72(72 %) |
40(80 %) |
32(64 %) |
Среднее время отхода ко сну |
23ч.55мин. |
0ч.30мин. |
23ч.20мин. |
Среднее время пробуждения |
6ч. 45мин. |
7ч.05мин. |
6ч.10мин. |
Средняя длительность ночного сна |
6ч.52мин. |
6ч.35мин. |
7ч.10мин. |
Средняя длительность ночного сна перед экзаменом |
4ч.55мин. |
4ч.30мин. |
5ч.20мин. |
Сон влияет на успеваемость |
91(91 %) |
48(96 %) |
43(86 %) |
Имеют сон в дневное время |
56(56 %) |
17(34 %) |
39(78 %) |
Чувствуют усталость и сонливость после пробуждения |
82(82 %) |
48(96 %) |
34(68 %) |
По результатам анкетирования были выявлены нарушения в режиме сна и бодрствования у большинства студентов 1 курса по сравнению с 4 курсом.
Среднее время отхода ко сну составило приблизительно 23 часа 55 минут на 1 и 4 курсах, причем у студентов первого курса отмечалось более позднее время отхода ко сну почти на один час, по сравнению со студентами 4 курса, что мы связываем с большей учебной нагрузкой и большими затратами времени на выполнение домашних заданий. Показатели распространенности нарушений сна у студентов медицинского института, полученные в нашем исследовании, сопоставимы с данными российских [1] и зарубежных исследований в этой области [9]. В двух группах отмечено сокращение времени ночного сна, среднее время сна составило 6 часов 52 минуты. Более чем две трети студентов спят в дневные часы. Студенты четвертого курса спят несколько больше в дневное время, чем студенты первого курса, что объясняется большим количеством свободного времени и лучшей адаптацией к учебе. Продолжительность ночного сна 8 часов и более, спят 7/50 (14 %) студентов 1 курса и 20/50 (40 %) студентов 4 курса.
Анализ особенности пробуждения показал, что 96 % студентов первого курса и 68 % студентов четвертого курса просыпаются усталыми и сонливыми. Студенты оценивают свой сон как недостаточный, отсутствует ощущение полного восстановления жизненных сил после пробуждения. Это свидетельствует о неумении студентов правильно распределять свое свободное время, что способствует росту эмоциональной напряженности и оказывает влияние на качество сна.
Заключение:
- Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.
- Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.
- У студентов отмечается высокая склонность к нарушениям сна, выявляется повышенная степень избыточной и выраженной сонливости. Вышеуказанные показатели могут свидетельствовать о психоэмоциональном перенапряжении, нарушении естественного режима или ритма сна (продолжительность и качество сна).
- Необходимо проводить разъяснительную работу со студентами, особенно младших курсов, о соблюдении режима дня и значении сна для здоровья и хорошей успеваемости. Рекомендовать кураторам групп приглашать преподавателей на кураторские часы для обсуждения этих вопросов.
- Логично было бы ввести изучение данного вопроса в учебную программу на кафедрах: физиологии, факультетской терапии, неврологии.
Литература:
- Голенков А. В. Эпидемиология расстройств сна у студентов-медиков / А. В. Голенков, И. Л. Иванова, К. В. Куклина, Е. А. Петунова // Вестник чувашского университета. — 2010. — № 3. — С. 98–102.
- Ковальзон В. М. Забытый основатель биохимии и сомнологии // В. Ковальзон. — Природа [Текст]: ежемесячный естественнонаучный журнал/ Российская академия наук. — Москва: Наука, 2012. — С.85–89.
- Ковальзон В. М. Основы сомнологии: физиология и нейрохимия цикла «бодрствование-сон» // М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. -2012. -239с.
- Латышевская Н. И. Гендерные различия в состоянии здоровья и качестве жизни студентов / Н. И. Латышевская, С. В. Клаучек, Н. П. Москаленко // Гигиена и санитария. — 2004. — № 1. — С. 51–54.
- Лышова О. В. Скрининговое исследование нарушений сна, дневной сонливости и синдрома апноэ во сне у студентов первого курса медицинского вуза / О. В. Лышова, В. Р. Лышов, А. Н. Пашков // Медицинские новости. — 2012. — № 3. — С. 77–80.
- Мишель Жуве: Похититель снов, 2008г.-С.1
- Тимошенко С. О., Назаров С. Б. комплексная характеристика ночного сна старшеклассников и студентов медицинского ВУЗа // Журнал научных статей Здоровье и образо- вание в XXI веке. — 2007. — Т. 9. № 3. — С. 285.
- https://sleepguide.ru/son/skolko-dolzhen-spat-chelovek (электронный ресурс)
- Kang J-H. Effects of an irregular bedtime schedule on sleep quality, daytime sleepiness, and fatigue among university students in Taiwan / J-H Kang, S-Ch. Chen // BMC Public Health. — 2009. — № 9. — Р. 248.