Изучение нарушений сна у студентов 1-х и 4-х курсов Белгородского государственного национального исследовательского университета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Водяхина, А. Я. Изучение нарушений сна у студентов 1-х и 4-х курсов Белгородского государственного национального исследовательского университета / А. Я. Водяхина, Белал Ахмед Алрамадан, Е. А. Морозов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85386/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье авторы изучают особенности нарушения сна у студентов 1-х и 4-х курсов

Ключевые слова: сон, нарушение сна, студенты.

Исследовать сон пытались еще в Древней Греции. Правда, объяснение происходящего было скорее мистическим, чем научным. В XIX веке крупнейшим специалистом по физиологии сна стал профессор, один из крупнейших ученых Франции, Мишель Жуве. Жуве одним из первых в конце пятидесятых годов минувшего века наблюдал и регистрировал электрофизиологические проявления парадоксального сна у кошки [6].

Русская ученая Мария Михайловна Манасеина, жившая во второй половине XIX века, стала основоположником «науки о сне» — сомнологии. В 1870-х гг. она изучала значение сна для организма на щенках. Анализируя результаты, М. Манасеина пришла к выводу, что сон для организма важнее пищи [2].

Человек не может прожить долгое время без сна. Даже незначительные нарушения сна влияют на организм: чувство недомогания, сонливости. А регулярное систематическое недосыпание может привести к истощению нервной системы, снижению работоспособности. Эти нарушения сна часто носят психогенный характер.

У студентов они связаны с недостатком отдыха и повышенной утомляемостью в учебном заведении. Их адаптация к учебному процессу сказывается на их психическом и физическом здоровье. По данным различных исследований, у студентов вузов значительно худшее качество сна по сравнению с общей популяцией людей аналогичного возраста [5]. При этом студенты медицинских вузов занимают особое положение, так как учебная нагрузка в среднем в 2 раза выше, чем у студентов технического вуза [4]. Студенты 1 курса больше загружены интеллектуально, адаптируются к новым условиям, к резким изменениям привычного образа жизни, к формированию межличностных отношений вне семьи. Данные процессы адаптации сказываются на всех жизненно важных механизмах развития будущих специалистов. Нельзя не подчеркнуть особое влияние режима сна и бодрствования на эти процессы. Ведь именно во сне происходят процессы восстановления организма и пополнения его энергетических запасов. После активно проведенного дня устают не только мышцы, но и многие важные органы. Особенно в отдыхе нуждается головной мозг [7]. Образ жизни студентов, как отдельной социальной группы, является важным фактором, определяющим состояние их здоровья.

Цель: исследовать, как сон влияет на здоровье студентов; выяснить, как и сколько необходимо спать, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым; изучить особенности нарушения сна у студентов 1 и 4 курсов медицинского университета.

Материалы и методы исследования:

Данное исследование проводилось на базе Белгородского Государственного Национального Исследовательского Университета среди 100 студентов первого и четвертого курсов факультета «Лечебное дело». Возраст испытуемых варьировался от 18 до 25 лет. Исследование проводилось по плану:

— Сбор теоретического материала

— Отбор материала по теме

— Анкетирование

— Обработка полученных результатов

— Подведение итогов исследования

Некачественный или недостаточный сон приводит к обширному спектру изменений всех нервных и нейроэндокринных функций, включающих изменение секреции «стрессорных» гормонов, когнитивные и обменные нарушения, снижение иммунитета, повышение риска онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний [3].

Все расстройства в системе организма быстро восстановятся, если студент начнет высыпаться.

«Сколько часов в сутки должен спать человек?» — взялись выяснить американские учёные Национального Фонда Сна. В ходе исследований, было установлено, что норма сна варьировалась, в зависимости от индивидуальных, возрастных и социальных показателей испытуемых групп.

Обоснование этому получила теория о том, что продолжительность сна регулируется специальным геном hDEC2 [8].

При дальнейшем детальном исследовании оказалось, что по своим физиологическим проявлениям сон неоднороден и имеет две разновидности: медленный (спокойный или ортодоксальный) и быстрый (активный или парадоксальный).

Быстрый сон, с одной стороны, является более глубоким по сравнению с медленным, а с другой стороны, судя по активности физиологических функций — более поверхностным. Быстрый сон имеет важное значение для жизнедеятельности организма. Если человека искусственно лишить быстрого сна, то, несмотря на вполне достаточную общую продолжительность сна, через пять-семь дней у него наступают психические расстройства.

Чередование быстрого и медленного сна характерно для здоровых людей, при этом человек чувствует себя выспавшимся и бодрым.

Когда же лучше спать: ночью или днём?

Ночной сон способствует шишковидной железе головного мозга вырабатывать гормон мелатонин, регулирующий суточные ритмы. Мелатонин замедляет процесс старения организма и увядания кожи, помогает бороться с семью видами раковых клеток, улучшает работу пищеварительного тракта и головного мозга, работу иммунной и эндокринной систем, снижает тревожность и помогает в борьбе со стрессом, регулирует кровяное давление и периодичность сна, помогает лучше адаптироваться при смене часовых поясов.

Дневной сон благоприятно влияет на организм, на сердечно-сосудистую систему и снижает риск возникновения заболеваний сосудов и сердца, позволяет быстро восстановить силы. Организм расслабляется, снимается стресс, улучшается настроение.

В связи с тем, что проблема нарушения режима сна и бодрствования, недосыпания, несоответствия биоритмам особенно часто встречается среди студентов, мы решили исследовать, сколько времени студенты 1 и 4 курсов нашего университета уделяют сну. Высыпаются ли они, страдают ли от нарушения сна, соблюдают ли гигиену сна? В опросе приняли участие 100 человек.

Результаты и обсуждения:

Проанкетировано 100 человек в возрасте от 18 до 25 лет. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Общая выборка. N=100. %

1 курс. N=50. %

4 курс. N=50. %

Не удовлетворены качеством ночного сна

73(73 %)

43(86 %)

30(60 %)

Нет постоянного режима сна

72(72 %)

40(80 %)

32(64 %)

Среднее время отхода ко сну

23ч.55мин.

0ч.30мин.

23ч.20мин.

Среднее время пробуждения

6ч. 45мин.

7ч.05мин.

6ч.10мин.

Средняя длительность ночного сна

6ч.52мин.

6ч.35мин.

7ч.10мин.

Средняя длительность ночного сна перед экзаменом

4ч.55мин.

4ч.30мин.

5ч.20мин.

Сон влияет на успеваемость

91(91 %)

48(96 %)

43(86 %)

Имеют сон в дневное время

56(56 %)

17(34 %)

39(78 %)

Чувствуют усталость и сонливость после пробуждения

82(82 %)

48(96 %)

34(68 %)

По результатам анкетирования были выявлены нарушения в режиме сна и бодрствования у большинства студентов 1 курса по сравнению с 4 курсом.

Среднее время отхода ко сну составило приблизительно 23 часа 55 минут на 1 и 4 курсах, причем у студентов первого курса отмечалось более позднее время отхода ко сну почти на один час, по сравнению со студентами 4 курса, что мы связываем с большей учебной нагрузкой и большими затратами времени на выполнение домашних заданий. Показатели распространенности нарушений сна у студентов медицинского института, полученные в нашем исследовании, сопоставимы с данными российских [1] и зарубежных исследований в этой области [9]. В двух группах отмечено сокращение времени ночного сна, среднее время сна составило 6 часов 52 минуты. Более чем две трети студентов спят в дневные часы. Студенты четвертого курса спят несколько больше в дневное время, чем студенты первого курса, что объясняется большим количеством свободного времени и лучшей адаптацией к учебе. Продолжительность ночного сна 8 часов и более, спят 7/50 (14 %) студентов 1 курса и 20/50 (40 %) студентов 4 курса.

Анализ особенности пробуждения показал, что 96 % студентов первого курса и 68 % студентов четвертого курса просыпаются усталыми и сонливыми. Студенты оценивают свой сон как недостаточный, отсутствует ощущение полного восстановления жизненных сил после пробуждения. Это свидетельствует о неумении студентов правильно распределять свое свободное время, что способствует росту эмоциональной напряженности и оказывает влияние на качество сна.

Заключение:

  1. Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.
  2. Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.
  3. У студентов отмечается высокая склонность к нарушениям сна, выявляется повышенная степень избыточной и выраженной сонливости. Вышеуказанные показатели могут свидетельствовать о психоэмоциональном перенапряжении, нарушении естественного режима или ритма сна (продолжительность и качество сна).
  4. Необходимо проводить разъяснительную работу со студентами, особенно младших курсов, о соблюдении режима дня и значении сна для здоровья и хорошей успеваемости. Рекомендовать кураторам групп приглашать преподавателей на кураторские часы для обсуждения этих вопросов.
  5. Логично было бы ввести изучение данного вопроса в учебную программу на кафедрах: физиологии, факультетской терапии, неврологии.

Литература:

  1. Голенков А. В. Эпидемиология расстройств сна у студентов-медиков / А. В. Голенков, И. Л. Иванова, К. В. Куклина, Е. А. Петунова // Вестник чувашского университета. — 2010. — № 3. — С. 98–102.
  2. Ковальзон В. М. Забытый основатель биохимии и сомнологии // В. Ковальзон. — Природа [Текст]: ежемесячный естественнонаучный журнал/ Российская академия наук. — Москва: Наука, 2012. — С.85–89.
  3. Ковальзон В. М. Основы сомнологии: физиология и нейрохимия цикла «бодрствование-сон» // М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. -2012. -239с.
  4. Латышевская Н. И. Гендерные различия в состоянии здоровья и качестве жизни студентов / Н. И. Латышевская, С. В. Клаучек, Н. П. Москаленко // Гигиена и санитария. — 2004. — № 1. — С. 51–54.
  5. Лышова О. В. Скрининговое исследование нарушений сна, дневной сонливости и синдрома апноэ во сне у студентов первого курса медицинского вуза / О. В. Лышова, В. Р. Лышов, А. Н. Пашков // Медицинские новости. — 2012. — № 3. — С. 77–80.
  6. Мишель Жуве: Похититель снов, 2008г.-С.1
  7. Тимошенко С. О., Назаров С. Б. комплексная характеристика ночного сна старшеклассников и студентов медицинского ВУЗа // Журнал научных статей Здоровье и образо- вание в XXI веке. — 2007. — Т. 9. № 3. — С. 285.
  8. https://sleepguide.ru/son/skolko-dolzhen-spat-chelovek (электронный ресурс)
  9. Kang J-H. Effects of an irregular bedtime schedule on sleep quality, daytime sleepiness, and fatigue among university students in Taiwan / J-H Kang, S-Ch. Chen // BMC Public Health. — 2009. — № 9. — Р. 248.
Основные термины (генерируются автоматически): ночной сон, сон, студент, курс, нарушение сна, быстрый сон, головной мозг, студент первого курса, дневное время, свободное время.


Ключевые слова

студенты, сон, нарушение сна

Похожие статьи

Использование электронных образовательных ресурсов при обучении студентов стоматологического факультета на профильной кафедре

В статье изложены результаты оценки использования студентами стоматоло-гического факультета 3, 4, 5 курсов электронных образовательных ресурсов в рамках преподавания дисциплин на профильной кафедре.

Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ материалов по исследованию учебного стресса у студентов медицинского университета в период обучения в вузе, проведен сравнительный анализ экзаменационного стресса у студентов разных курсов, выя...

Характеристики мышления у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «лечебное дело»

В статье приводятся результаты исследования характеристик мышления у студентов, обучающихся в медицинском вузе на специальностях клиническая психология и лечебное дело.

Сравнительный анализ особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова

В данной статье представлено исследование особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова. Выявлены общие черты и особенности, характерные для каждого направления обучения. Резуль...

Синдром эмоционального выгорания у студентов медицинского университета

В данной статье представлены результаты проведенного путем анкетирования исследования о распространенности и проявлении синдрома эмоционального выгорания среди студентов 1–6 курсов всех факультетов Пермского государственного медицинского университета...

Влияние дистанционного формата обучения на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера

В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление количества студентов всех курсов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера с помощью опросника В. В. Бойко (в мо...

Культурологический подход в содержании и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого

Рассматривается опыт автора по использованию культурологического подхода в части содержания и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже.

Особенности стрессоустойчивости у студентов разных медицинских специальностей

В данной работе рассматриваются особенности совладающего поведения и стрессоустойчивости студентов медицинского университета. Осуществляется сравнение особенностей копинг-стратегий и типов стрессоустойчивости у студентов-психологов и студентов-медико...

Проявление стресса у студентов-первокурсников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления стрессовых реакций у студентов в период адаптации первого года обучения. Выявлены такие аспекты, как склонность первокурсников к стрессу, уровни и регуляция стресса. ...

Использование фитнес-программ по физическому воспитанию студенток технического вуза во внеучебное время

В статье раскрывается эффективное влияние фитнеса на формирование личностных свойств и качеств личности студенток и приведен пример структуры занятия по физическому воспитанию во внеучебное время.

Похожие статьи

Использование электронных образовательных ресурсов при обучении студентов стоматологического факультета на профильной кафедре

В статье изложены результаты оценки использования студентами стоматоло-гического факультета 3, 4, 5 курсов электронных образовательных ресурсов в рамках преподавания дисциплин на профильной кафедре.

Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ материалов по исследованию учебного стресса у студентов медицинского университета в период обучения в вузе, проведен сравнительный анализ экзаменационного стресса у студентов разных курсов, выя...

Характеристики мышления у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «лечебное дело»

В статье приводятся результаты исследования характеристик мышления у студентов, обучающихся в медицинском вузе на специальностях клиническая психология и лечебное дело.

Сравнительный анализ особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова

В данной статье представлено исследование особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова. Выявлены общие черты и особенности, характерные для каждого направления обучения. Резуль...

Синдром эмоционального выгорания у студентов медицинского университета

В данной статье представлены результаты проведенного путем анкетирования исследования о распространенности и проявлении синдрома эмоционального выгорания среди студентов 1–6 курсов всех факультетов Пермского государственного медицинского университета...

Влияние дистанционного формата обучения на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера

В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление количества студентов всех курсов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера с помощью опросника В. В. Бойко (в мо...

Культурологический подход в содержании и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого

Рассматривается опыт автора по использованию культурологического подхода в части содержания и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже.

Особенности стрессоустойчивости у студентов разных медицинских специальностей

В данной работе рассматриваются особенности совладающего поведения и стрессоустойчивости студентов медицинского университета. Осуществляется сравнение особенностей копинг-стратегий и типов стрессоустойчивости у студентов-психологов и студентов-медико...

Проявление стресса у студентов-первокурсников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления стрессовых реакций у студентов в период адаптации первого года обучения. Выявлены такие аспекты, как склонность первокурсников к стрессу, уровни и регуляция стресса. ...

Использование фитнес-программ по физическому воспитанию студенток технического вуза во внеучебное время

В статье раскрывается эффективное влияние фитнеса на формирование личностных свойств и качеств личности студенток и приведен пример структуры занятия по физическому воспитанию во внеучебное время.

Задать вопрос